Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
1
§34-40. Звуковые волны
Механические колебания среды с частотой 1720 000 Гц, распростра-няющиеся в среде, называются акус-тическими (звуковыми) волнами (звуком)
Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звуковую волну (звук)
Такие тела называются источниками звука
2 слайд
2
Звук распространяется в любой упругой среде - твердой, жидкой, газообразной, то есть в веществе. В вакууме, где вещества нет, звук распространяться не может
Звуковые волны, как любые механические волны (или волны другой природы, например, электромагнитные волны) распространяется в пространс-тве не мгновенно, а с определенной скоростью:
3 слайд
3
Скорость звуковой волны зависит от свойств среды: природы, влажности, плотности, температуры:
Например:
Скорость звука в воздухе (00С) 332 м/с
Скорость звука в воздухе (200С) 343 м/с
Скорость звука в водороде (00С) 1248 м/с
Скорость в углекислом газе (00С) 259 м/с
Скорость звука в воде (200С) 1483 м/с
Скорость звука в стали (200С) 5000 м/с
Скорость звука в граните (200С) 3850 м/с
4 слайд
4
При отражении звука возникает эхо:
Например:
Если расстояние от источника звука до препятствия, от которого отражается звук, S, то время, через которое эхо вернется к источнику звука равно:
Реальная звуковая волна - затухающий волновой процесс из-за рассеяния механи-ческой энергии волны в результате взаимо-действия волны со средой
5 слайд
5
При вынужденных звуковых колебаниях частота колебаний и звуковой волны от источника колебаний (звука) равно частоте вынуждающей силы
Амплитуда установившихся вынужденных колебаний невелика, но при частоте вынуждающей силы равной собственной частоте колебаний системы, возникает резкое увеличение амплитуды колебаний - явление акустического резонанса
Например:
для двух резонирующих камертонов
6 слайд
6
§35,36. Высота, тембр, громкость звука
Высота звука определяется частотой колебаний источника звука: чем больше частота, тем выше издаваемый звук
Звук источника, совершающего колеба-ния одной частоты, называется чистым тоном
Реальные звуки - совокупность колеба-ний разных частот
Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, соответ-ствующий ей звук - основным тоном
7 слайд
7
Высота сложного звука определяется высотой его основного тона
Все остальные тоны сложного звука называются обертонами
Частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона высшие гармонические тона ( гармоники )
Набор обертонов определяет тембр (окраску) звука
Тембр звука определяется совокупностью его обертонов
8 слайд
8
Громкость звука определяется амплиту-дой колебания частиц среды (например, воздуха): чем больше амплитуда колебаний, тем звук громче
При субъективном оценивании челове-ком громкости звука нужно учитывать различную чувствительность слухового аппарата к звукам разной частоты:
При одинаковых амплитудах как более громкие человек воспринимает звуки с частотой от 1000 до 5000 Гц
Громкость звука зависит также от его длительности и индивидуальных особен-ностей слушателя
9 слайд
9
Громкость звука - субъективное качес-тво слухового ощущения, позволяющее располагать все звуки по шкале от тихих до громких
Единица громкости звука сон - соответ-ствует уровню громкости в 40 фон при частоте звука 1000 Гц
1 Ф (фон) равен интенсивности звука I (Вт/м2) в децибелах для чистого тона частотой 1000 Гц, громкость которого при сравнении на слух равна громкости данного звука
Интенсивность звука (сила звука) - объектив-ная характеристика звуковой волны, энергия, переносимая звуковой волной за 1 с через площадку в 1 м2 в направлении распростране-ния волны
10 слайд
10
Уровень интенсивности звука по шкале децибел
где I - интенсивность звука, I0 = 10 12 Вт /м2
Для плоской бегущей звуковой волны
где р - амплитуда звукового давления; - плотность среды; с - скорость звука в среде
Например: громкость звука при листании газеты соответствует уровню звукового давления 20 дБ, звонок будильника 80 дБ, двигатель самолета 130 дБ, при > 130 дБ возникает болевое ощущение
11 слайд
11
§42. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЛН
При распространении в среде несколь-ких (например, двух) волн, они наклады-ваются друг на друга
Если волны имеют одинаковую частоту, а разность фаз = const (например, 0):
S1 L1 min
М
d L2
S2 =L1 -L2 - геометрическая разность хода
12 слайд
12
Условия максимума и минимума интерференции
Условие максимума амплитуды результирую-щего колебания в данной точке пространства: геометрическая разность хода волн
max = 2k k · k = 0,1,2 ...
Условие минимума амплитуды результирую-щего колебания в данной точке пространства: геометрическая разность хода волн
min = (2k+1) k = 0,1,2 ...
Геометрическая разность хода волн:
= L1 - L2
13 слайд
13
Интерференция - сложение в простран-стве когерентных волн, при котором образуется интерференционная картина - постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний, максимумов и минимумов
Волны называются когерентными, если имеют одинаковую частоту и постоянную разность фаз в любой точке пространства (например, = 0)
14 слайд
14
Не изменяющаяся со временем картина распределения в пространстве максиму-мов и минимумов амплитуд колебаний называется интерференционной карти-ной, которая возникает при сложении волн от когерентных источников звука
Явление интерференции характерно для волн любой природы (например, для световых волн)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Ирина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.