Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Выполнила: Анастасия Медведева, 11 «а» класс.
Духовное развитие общества
2 слайд
План:
Понятие культуры
Материальная и духовная культура
Духовное развитие общества
Субкультура и контркультура
Проблема многообразия культур
Диалог культур.
Толерантность.
3 слайд
Что такое культура?
Культура имеет более 200 определений:
В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни.
Культура- исключительно социальный по своему происхождению механизм. Культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействия отдельных институтов, элементов общества
4 слайд
Материальная и духовная культура
Понятия материальной и духовной культур в современном мире довольно условны.
Материальная культура обычно связывается с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека: появлением новой техники, материальных ценностей и т.д. Также материальная культура направлена на удовлетворение элементарных потребностей человека: в жилище, одежде, предметах обихода. Таким образом, материальная культура- это воплощенная в конкретных предметах духовность человека.
Духовная культура определяется как совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их созданию, освоению и применению. К духовной культуре относятся достижения науки ии искусства, ценностные ориентации, представления о смысле жизни.
5 слайд
Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей.
6 слайд
Духовное развитие общества
Процесс развития духовной культуры связан, прежде всего, с такими понятиями, как преемственность и новаторство.
Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому.
Новаторство – это пополнение культуры новыми ценностями, которые не всегда оцениваются современниками по достоинству.
Леонардо да Винчи - новатор в области инженерии
7 слайд
Субкультура и контркультура
Культура неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Это сложный спектр ценностей, традиций, поскольку общество распадается на множество групп: национальные, демографические, социальные, профессиональные.
Постепенно у каждой из них формируется собственная культура, так называемая «культура в культуре», т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
8 слайд
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.
Субкультура отличается от доминирующей культуры:
• языком;
• взглядами на жизнь;
• манерами поведения;
• прической;
• модой,
• обычаями.
Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
9 слайд
В 1960-е гг. появилось явление, получившее название контркультуры. В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы.
Контркультуру можно определить как культурные локальные ценности, выходящие за рамки своей социальной среды и претендующие на некую универсальность.
Контркультура
Социокультурная система, противостоящая господствующей культуре, стремящаяся вытеснить её
Ценностная система асоциальных групп (применительно к феномену хиппи)
10 слайд
Проблема многообразия культур
Ещё одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей.
Существует 2 точки зрения на проблему многообразия культур:
1 точка зрения: локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне.
2 точка зрения: уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.
11 слайд
Данные способы были выделены российским мыслителем Н.Я. Данилевским.
12 слайд
При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Европоцентризм – идея избранности Запада. Предполагается, что другие народы не достигли еще необходимого цивилизованного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.
Американоцентризм – идея особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры.
Афроцентризм (негритюд), сторонники которого относят к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира.
13 слайд
Диалог культур
Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт.
14 слайд
Толерантность.
Толерантность- терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание
других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
15 слайд
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность:
1. без протеста воспринимать иные взгляды;
2. уважать свободы другого человека;
3. проявлять сострадание;
4. выражать великодушие и терпение.
16 слайд
Список использованных материалов:
Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень /( Л.Н. Боголюбов, А.Ю Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.); Под редакцией л. Н. Боголюбова (и др.).- М. : Просвещение, 2013
http://www.myshared.ru/slide/908189/
http://www.myshared.ru/slide/859887/
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6417-duhovnoe-razvitie-obschestva.html
http://compendium.su/social/11klass_1/28.html
https://ru.wikipedia.org/
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 221 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Русских Инна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.