Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии

Презентация на тему Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 
учитель истории и географииЯковенко Марина Викторовна

    1 слайд


    учитель истории и географии
    Яковенко Марина Викторовна

  • Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии.
кр...

    2 слайд

    Использование приемов критического мышления на уроках истории и географии.

    критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности.

  • Цель:

устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открыто...

    3 слайд

    Цель:

    устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение.
    строить обучение на основе методов критического мышления,
    активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельности.

  • В основе данной технологии – трехфазовая структура урока 
стадия вызова, 
ста...

    4 слайд

    В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

    стадия вызова,
    стадия осмысления,
    стадия рефлексии

  • В процессе реализации фазы вызова: 
 1. Учащиеся могут высказывать свою точку...

    5 слайд

    В процессе реализации фазы вызова:

    1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
    2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
    3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.

  • Приемы на стадии вызовмозговой штурм 
кластер предположений (на стадии рефлек...

    6 слайд

    Приемы на стадии вызов
    мозговой штурм
    кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
    Игра-упражнение «Веер»
    Прием «Поясните цитату»
    Прием «Как вы объясните народную мудрость»
    Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
    Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
    Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
    Прием «Верите ли вы, что…»
    Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
    Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

  • На фазе осмысления содержания учащиеся:
1.Осуществляют контакт с новой информ...

    7 слайд

    На фазе осмысления содержания учащиеся:

    1.Осуществляют контакт с новой информацией.
    2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
    3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
    4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
    5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
    6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

  • Приемы на стадии осмысленияПрием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой жу...

    8 слайд

    Приемы на стадии осмысления
    Прием инсерт (пометки на полях)
    Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
    Прием «Сводная таблица»
    Прием «Тонкие и толстые вопросы»
    Прием «Зиг-заг»
    Прием «Мое мнение»
    Прием «Мозговой штурм»
    Прием «Фишбоун»
    Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
    Прием «Мудрые совы»

  • Приемы на стадии рефлексииНаписание эссе

Рефлексивный экран вопросов

Сформу...

    9 слайд

    Приемы на стадии рефлексии
    Написание эссе

    Рефлексивный экран вопросов

    Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

    прием «Мое мнение»

    Что нового вы узнали на уроке

  • Методы развития критического мышления

    10 слайд

    Методы развития критического мышления

  • Прием «Кластеры»Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. 
Су...

    11 слайд

    Прием «Кластеры»
    Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
    Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
    Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

  • «Построй  цепочку»Этот прием помогает формировать пространственное представле...

    12 слайд

    «Построй цепочку»
    Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
    Пример 1. Расположите города с запада на восток: Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.
    Пример 2. Расположи географические объекты с севера на юг: нагорье Тибет, плоскогорье Декан, горы Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина, Казахский мелкосопочник, полуостров Таймыр, архипелаг Северная Земля.

  • «Найди лишнее»Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

П...

    13 слайд

    «Найди лишнее»
    Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

    Пример 1. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).
    Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
    Пример 3. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

    Данный прием можно использовать при изучении любых тем.

  • «Контур – символ»    Такие задания позволяют установить географическую зорко...

    14 слайд

    «Контур – символ»


    Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации
    Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.


  • Прием «Корзина»Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащих...

    15 слайд

    Прием «Корзина»
    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной
    стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
    Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзинки, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  • Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопр...

    16 слайд

    Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

    1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
    2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
    3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
    4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
    5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее входе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
    6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

  • «ИНСЕРТ»  Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающ...

    17 слайд

    «ИНСЕРТ»
     Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызоваДля заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.



    Чтение текста с пометками:
       + я это знал,
       - я этого не знал,
       ! это меня удивило
       ? хотел бы узнать подробнее.

  • «Круги по воде» Этот прием является универсальным средством активизировать зн...

    18 слайд

    «Круги по воде» 
    Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

  • «ЖИГСО 1»1.Разделить класс на группы по 4 человека – это «домашние группы»....

    19 слайд

    «ЖИГСО 1»

    1.Разделить класс на группы по 4 человека – это «домашние группы». Рассчитать каждую группу по номерам. Кратко обсудить статью. Затем объяснить задание.
    2.Организовать «группы сотрудничества»: все №1, все №2, все №3, все №4.
    Каждая группа выбирает стратегию изучения той темы, которую ей надо изучить. Затем проводиться проверка по вопросам, предложенным учителем.
    3.Представители возвращаются в «домашние группы». Проводится обмен знаниями: «Изучил сам – научи другого!»
    4.Проверка знаний с помощью тест-опроса. (Вопросы должны быть разноуровневые)

  • «ОБЗОР – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»         В каждую группу дается лист с заданием. 
    В...

    20 слайд

    «ОБЗОР – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ»

    В каждую группу дается лист с заданием.
    В течении одной минуты группа пишет то, что знает по теме, затем передает в следующую группу свой лист и сама получает лист из другой группы. Прочитав то, что написано предыдущими группами, дополняет текст своими знаниями. Последнее слово предоставляется той группе, которая начинала работать с данным листом.
    Этот прием лучше использовать при обобщении тем, при проверке домашнего задания, при рефлексии.

  • УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Для более глубокого и осмысленного усвоения темы, уч...

    21 слайд

    УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ


    Для более глубокого и осмысленного усвоения темы, учащимся предлагается после чтения текста составить вопросы по содержанию и дать на них краткие ответы.



    После выполнения работы можно провести обсуждение в МГ, затем ОО, «отшлифовать» вопросы, расставить их в логическом порядке, выбрать наиболее удачные и т. п.

  •        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    22 слайд


    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 126 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.07.2020 369
    • PPTX 101.5 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савенкова Арина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Савенкова Арина Алексеевна
    Савенкова Арина Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 119250
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек