Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Детский фольклор
Понятие детского фольклора.
Характеристика малых фольклорных жанров.
2 слайд
ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество
Народная мудрость, знание о мире, выраженное в специфических формах искусства
3 слайд
Устное народное творчество для детей и в детском чтении
Детский фольклор
вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых
4 слайд
Детский фольклор
Самостоятельное детское творчество,
произведения традиционной культуры взрослых ,усвоенные детьми,
творчество взрослых для детей.
5 слайд
Фольклор
Малые фольклорные жанры
календарный
поэзия пестования
игровой
юмористический
бытовой
Былины Сказки
6 слайд
Календарный
фольклор
заклички,
игровые песенки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик, лей, лей.
На меня и на людей!
А на Бабу-Ягу
Хоть по целому ведру!
небольшие песенки, сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
7 слайд
2. Поэзия пестования
колыбельные песни,
пестушки,
потешки
прибаутки.
8 слайд
Колыбельные
Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания
и засыпания
9 слайд
Пестушки
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ручки хватунюшеньки
короткий стихотворный напев, назначение – развлечь ребенка в часы бодрствования.
10 слайд
Потешки
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились –
Кусь!
Короткое стихотворение, помогает осваивать ребёнку простейшие движения.
11 слайд
Где пестушка, а где потешка?
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Чей нос? Макеев.
Куда едешь? В Киев.
Что везешь? Рожь.
Что возьмешь? Грош.
Что купишь? Калач.
С кем съешь? Один.
Не ешь один! Не ешь один!
12 слайд
Прибаутка
-перевёртыш
Выбегла дубина
С мальчиком в руках.
А за ней тулупчик
С бабой на плечах
англ. nonsense
бессмыслица, чепуха, нелепица
13 слайд
«перевертыши -
умственная игра, остро необходимая в детской жизни, так как
она учит детей находить правильное соотношение идей и вещей ,
подводит к первоосновам юмора»
К.И.Чуковский
14 слайд
Игровой фольклор
жеребьёвки
считалки
15 слайд
Считалки
Считалка происходит от древнего запрета считать.
Ази двази,
Тризи чизи,
Пятам латам,
Шума рума,
Дуба крест.
короткое рифмованное произведение, которое помогает
установить порядок в игре
16 слайд
благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры.
считалки отчетливо ритмичны и динамичны.
упражнение в словотворчестве
отражение реальной жизни
17 слайд
На златом крыльце сидели,
Друг на друга все глядели
Чебурашка, Буратино,
Чиполлино и Мальвина,
Скрудж Мак Дак и покемон.
Кто не верит выйди вон!
18 слайд
Жеребьёвки
Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды
Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности.
Золотое блюдечко или наливное яблочко?
Коня вороного или казака удалого?
Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос.
19 слайд
Юмористический фольклор
молчанки,
дразнилки,
мирилки,
страшилки
садистские стишки
20 слайд
Молчанки
Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить запрет.
Словесный текст молчанок комического содержания.
«Рыба-карась, игра началась»,
«Кто промолвит, тот и съест».
21 слайд
Дразнилки
Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки,
Они часто рифмованны.
В них много
сравнений, гипербол
22 слайд
Лилечек-киселечек.
Ябеда-беда, тараканья еда.
Рыжий-рыжий, конопатый
убил дедушку лопатой ;
Ваня толстый,
Ваня жирный,
Ваня поезд
пассажирный .
23 слайд
Страшилки
"Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Кто кашку не ест,
Того - забодает!"
это устные прозаические произведения
условно-реалистической или фантастической направленности,
имеющие, как правило, установку на достоверность
24 слайд
В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр.,
Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.
25 слайд
Садистские стишки
Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией,
Персонажи всегда условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки не мотивируются.
26 слайд
"Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски замучен слесарь Потапов",
или: "Девочка Света нашла пистолет,
Больше у Светы родителей нет",
или: "Мне мама в детстве выколола глазки,
Чтоб я варенье в шкафе не нашел.
Я не хожу в кино и не читаю сказки,
Зато я нюхаю и слышу хорошо!"
27 слайд
«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»
28 слайд
Мирилки
Придуманы на возникающие конфликтные ситуации
«Мирись-мирись и больше не дерись
Если будешь драться, я буду кусаться»
29 слайд
Бытовой фольклор
Загадки
Пословицы
Поговорки
30 слайд
Загадки
развивает в ребёнке догадливость, сообразительность.
Иносказание переносит предмет в иную область.
Загадка указывает на особые свойства, присущие загадываемому предмету.
Чёрная собачка свернувшись лежит :не лает, не кусает, в дом не пускает.
31 слайд
1.
… НЕ ГОРИТ,
… НЕ ТОНЕТ.
2.
… Антошка
… на одной ножке.
3.
… лежал,
… побежал.
4.
… долговяз,
… увяз.
5.
… вырастают,
… облетают.
ЛЁД
СНЕГ
ГРИБ
ДОЖДЬ
ЛИСТЬЯ
В ОГНЕ НЕ ГОРИТ,
В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ.
Стоит Антошка,
На одной ножке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдаёт.
Зимой лежал,
Весной в реку побежал.
Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
Весной вырастают,
Осенью облетают.
32 слайд
Пословицы
Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые раскрываются как поучения.
Содержит мораль, выработанную поколением
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
33 слайд
ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ:
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А
ЛЕНЬ ПОРТИТ.
РАЗ СОВРАЛ - НАВЕК
ВРУНОМ СТАЛ.
КТО ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТ,
САМ СЕБЯ ГУБИТ.
КОНЧИЛ ДЕЛО -
ГУЛЯЙ СМЕЛО.
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А
ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
ХУДО ТОМУ, КТО
ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ.
САМ ПОТЕРПИ, А
ДРУГОГО НЕ ВЫДАЙ.
УЧИСЬ ДОБРОМУ,
ХУДОЕ НА УМ НЕ ПОЙДЁТ.
БЫЛА БЫ ОХОТА,
БУДЕТ ЛАДИТЬСЯ РАБОТА.
34 слайд
Поговорки
В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения.
Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению.
Хуже горькой редьки,
Свалился как снег на голову
широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.
35 слайд
Перечислите виды фольклора:
п о т е ш к а
п е с н я
б ы л и н а
п р и б а у т к а
с к а з к а
П о с л о в и ц а
п о г о в о р к а
з а г а д к а
сч и т а л к а
ч а с т у ш к а
л е г е н д а
36 слайд
Благодарю за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 660 828 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ярицына Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.