Презентация, доклад Культура и цивилизация

Здесь Вы можете изучить и скачать урок-презентацию на тему "Культура и цивилизация" бесплатно. Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Разное» Культура и цивилизация
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Скачать

Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Культура и цивилизация Понятие культуры. Основные подходы к изучению культуры. Типология культур. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация как противоположности. Многообразие культур и цивилизаций

Слайд 2
Описание слайда:
Культура как способ или сфера человеческого бытия. 1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни. 2. Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. Это — общая “кладовая” знаний, средств и технологий, выработанных людьми для решения общезначимых проблем. 3. Культура порождает и “обслуживает” множество форм организации человеческого опыта, обеспечивая их необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а, напротив, делает социальную жизнь более устойчивой и предсказуемой.

Слайд 3
Описание слайда:
4. Культура представляет собой мыслимый и немыслимый 4. Культура представляет собой мыслимый и немыслимый горизонт возможностей и альтернатив развития человека и общества. Как таковая, она определяет контекст и конкретное содержание деятельности людей в каждый данный момент их существования. 5. Культура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного конструирования реальности, ее возделывания по законам прекрасного/безобразного, нравственного/аморального, истинного/ложного, рационального/сверхъестественного (иррационального) и пр. 6. Культура есть способ и результат самопорождения и самопостижения человека, наличный мир его способностей и родовых сил. Человек становится человеком благодаря культуре и посредством нее. 7. Культура есть способ и результат “проникновения” человека в иные миры — мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себя осуществляет.

Слайд 4
Описание слайда:
Основные подходы к изучению культуры Классификационные параметры Философский Антропологи-ческий Социологичес-кий «Интегралист-ский» Краткое определение Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности Система артефактов, знаний, верований Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей Метасистема деятельности Существенные признаки Универсальность/всеобщность Символический характер Нормативность Комплексность Типичные структурные элементы Идеи и их материальное воплощение Артефакты, верования, обычаи и т.д. Ценности, нормы и значения Предметные и организационные формы Главные функции Креативная Адаптация и воспроизводство жизненного уклада людей Латентность (поддержание образца) и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности Приоритетные методы исследования Диалектический Эволюционный Структурно-функциональный Системно-деятельностный

Слайд 5
Описание слайда:
Философский подход  Сущность культуры заключается в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей. Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного.

Слайд 6
Описание слайда:
Антропологический подход Суть –  в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Культура – это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

Слайд 7
Описание слайда:
Социологический подход  Культура понимается как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим. В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры: предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе; функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности; институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Слайд 8
Описание слайда:
Интегралистский подход дополняется возможностями философского подхода. во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.

Слайд 9
Описание слайда:
Культура  – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

Слайд 10
Описание слайда:
Основные подходы к определению культуры суммативный. Культура определяется как совокупность знаний, умений, привычек, правил, верований, традиций, запретов и т.д., которые должен усвоить отдельный человек, чтобы быть членом данного общества. исторический. Культура – это устойчивое и повторяющееся явление, которое должно передаваться и наследоваться при всех изменениях и революциях и обеспечивает существование общества как общества.

Слайд 11
Описание слайда:
ценностный. Культура определяется как сумма определенных ценностей: общечеловеческих, национальных, групповых и т.д. Все, что не соответствует данным ценностям, – не является культурой. символический. Культура определяется как совокупность символов, знаков и ритуалов. Культура как символическая Вселенная. деятельностный. Культура понимается как способ бытия человека, в основе которого лежит деятельность по созданию так называемой второй природы, искусственного мира, артефактов: ценностей, норм, орудий, символов, обработанной земли, городов, мостов и т.д.

Слайд 12
Описание слайда:
Вариант… Эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат. Оценочный (аксиологический) подход, при котором «культурность» и «некультурность», равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона. Деятельностный подход, рассматривающий культуру как вне биологический, специфически человеческий способ деятельности.

Слайд 13
Описание слайда:
Типология культур Типология культур (греч. «typos» – отпечаток, форма, образец, и «logos» – наука, учение, «cultura» – возделывание, воспитание) – классификация культур на основе целого ряда показателей, которые представляются наиболее значимыми для их характеристики. 

Слайд 14
Описание слайда:
Основания классификации:  1) диахронические расчленения, соотнесенные с мировым историческим процессом, и синхронические (пространственные) структуры, выражающие внутреннее богатство культуры, позволяющие выделить материальную и духовную культуру; 2) дифференциация по принципу вероисповедания (христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский типы культуры); расовому и этническому признакам; социальному основанию (культура каст, сословий, классов); типу поселения (городская, сельская, поселковая культура) и др.; 

Слайд 15
Описание слайда:
3) по социобиологическим признакам (мужское и женское начало): матриархат и патриархат как структурообразующие факторы традиционных культур; культура этапов жизненного цикла человека (детская, молодежная, пожилого возраста);  4) по историческим периодам – культура каменного, бронзового и железного веков (по археологической периодизации), культура периода великих цивилизаций древности – культура периода осевых цивилизаций (по критерию «осевого времени» К. Ясперса); культура докапиталистических обществ – культура капитализма (в формационной теории К. Маркса; культура рабовладельческого строя – культура феодализма – культура капитализма – культура социализма (в историческом материализме); культура традиционного общества – культура современного общества (в различных теориях «модернизации»).

Слайд 16
Описание слайда:
Понятие цивилизации. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы возвышаемся над биологическим в нас. Отождествление цивилизации и культуры часто проявляется в языке. Например, мы употребляем выражения “культурный человек” и “цивилизованный человек” как имеющие одинаковый смысл. В фантастической литературе пишут о внеземных цивилизациях или внеземных культурах: марсианская цивилизация, культура Венеры и т.д.

Слайд 17
Описание слайда:
Цивилизация понимается как определенная ступень развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости  сотни тысяч лет: общество, которое живет за счет собирательства того, что дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычайно примитивные. Затем варварство  десятки тысяч лет: люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть орудия труда, еще нет государства.

Слайд 18
Описание слайда:
Цивилизация  категория для характеристики разнообразия одновременно существующих типов общества. (Например, в античности – древнегреческая цивилизация, азиатские деспотии, Древний Египет, китайская цивилизация; в средние века – арабская цивилизация, Китай, Япония, европейская христианская цивилизация. В Америке в это же время существовали цивилизации инков, майя, ацтеков; в наше время – западное общество с рыночной экономикой и развивающиеся страны, которые сами распадаются на качественно различные типы обществ).

Слайд 19
Описание слайда:
Культура и цивилизация как противоположности. Существуют различные понимания исторического процесса. В античности история рассматривалась как круговое движение, как повтор. Символом такой истории была змея, кусающая собственный хвост. Ничего нового не происходит в истории. Все более или менее крупные события повторяются, правда, с другими историческими деятелями и персонажами. Мирные периоды сменяются завоеваниями, а затем начинается период упадка. Но этот период упадка сменяется новым развитием, затем начинаются новые завоевательные войны, и снова упадок. Так, Афины прошли период расцвета, военного могущества и упадка. Затем наступила очередь Македонии, которая расширилась в результате завоевательных походов неимоверно, но потом ее империя распалась, и начался ее упадок. После наступил черед Римской республики, которая превратилась в Римскую империю, живущую завоевательными войнами, и т.д.

Слайд 20
Описание слайда:
В эпоху средневековья было выработано другое понимание истории. Его автором был христианский писатель Августин Блаженный. История совершается не по кругу, она есть поступательное линейное движение, которое можно изобразить в виде стрелы. Всю историю делит на две части уникальное событие  жизнь и смерть Иисуса Христа. С него начинается распространение христианства на все человечество, история человечества есть движение к особому событию, к Страшному суду, на котором Иисус Христос будет судить живых и воскресших мертвых, решать, кому отправляться в ад на вечные мучения, а кому в рай на вечное блаженство. Таким образом, история приобретает направленность, смысл и цель.

Слайд 21
Описание слайда:
Идея истории как направленного движения к определенному состоянию была видоизменена французскими просветителями XVIII века в теорию непрерывного прогресса. Теперь история понималась как движение на основе разума к такому общественному состоянию, когда максимальное количество людей будет счастливо. Идея построения коммунизма – является видоизменением понимания истории как направленного движения. Таким образом, теория бесконечного прогресса французских просветителей и марксистская теория построения светлого будущего – обе имеют истоком линейное понимание истории, выработанное Августином Блаженным.

Слайд 22
Описание слайда:
Итак, есть два основных взгляда на историю: повтор и направленное движение. Но возможно третье понимание. Это  теория локальных, т.е. ограниченных в пространстве и во времени, культур. Согласно этой теории, не существует единого человечества, но есть возникающие, как бы вспыхивающие, в разное время и в разных местах земного пространства отдельные, замкнутые на себя культуры. Они рождаются, проходят определенные фазы развития, как живые организмы, а затем умирают.


Скачать урок презентацию на тему Культура и цивилизация можно ниже:

Похожие презентации