Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Типичные ошибки ЕГЭ русский язык

Презентация на тему Типичные ошибки ЕГЭ русский язык

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Типичные ошибки ЕГЭ русский язык"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Издательство «Русское слово»               совместно с ФИПИ

Русский яз...

    1 слайд

    Издательство «Русское слово» совместно с ФИПИ

    Русский язык
    Типичные ошибки
    при выполнении заданий
    Единого государственного экзамена»

  • Пособие адресовано  учителям,методистам и учащимся для самостоятельной подг...

    2 слайд

    Пособие адресовано учителям,
    методистам и учащимся
    для самостоятельной подготовки
    к ЕГЭ


    проанализированы типичные ошибки, допускаемые при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
    даны рекомендации по подготовке к экзамену
    демонстрационный и тренировочный варианты работы
    орфоэпический минимум
    комментарии к заданию с развернутым ответом

  • Ошибки в области фонетики и орфоэпии	«…ученики часто анализируют не звуки, оп...

    3 слайд

    Ошибки в области фонетики и орфоэпии
    «…ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые изображают их в письменной речи.
    Часто выпускники ошибаются в определении звука, обозначаемого буквой ё, квалифицируя его как [э], а не как [о]. Причина такой ошибки
    заключается в том, что ученик не произносит слово, а опирается на его графический облик.
    Например, в словах поджог и поджёг экзаменуемые усматривают разные гласные звуки».

  • «…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиес...

    4 слайд

    «…устная форма работы должна быть на уроках фонетики доминирующей. Учащиеся должны произносить слова, вслушиваясь в их конкретное звучание и опираясь на знание основных фонетических законов русского языка (неразличение о и а в безударных слогах(«аканье»); редукция других гласных звуков в безударной позиции первой и второй степени; оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова или перед следующими глухими согласными; озвончение глухих согласных перед следующими звонкими согласными), проводить фонетический анализ, соблюдая определённый порядок: от звука к букве, а не наоборот».

    Методические рекомендации

  • Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущн...

    5 слайд

    Без указанных выше знаний и умений в области русской фонетики, понимания сущности русского словесного ударения и его особенностей (разноместности и подвижности), без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись


    «…хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками («катАлог, нАчав, тортЫ»).Поэтому на уроках русского языка следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. Основой такого подхода должны стать постоянное внимание к звучащей речи учащихся, систематическая работа со словарями».

  • Ошибки в области морфемики и словообразования«...необходимо обращать внимание...

    6 слайд

    Ошибки в области морфемики и словообразования
    «...необходимо обращать внимание на модели образования слов в русском языке, на связь между значением слова и его составом…
    следует убедить учащихся в том, что анализ слова по составу является разновидностью смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом словообразовательного анализа, заключающегося в установлении последовательности и особенностей образования того или иного слова».

  • Ошибки, связанные с нарушением нормрусского литературного языка( лексика, м...

    7 слайд

    Ошибки, связанные с нарушением норм
    русского литературного языка
    ( лексика, морфология, синтаксис)
    Причины этих ошибок во многом объясняются процессами, происходящими в современном языке:
    широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к ошибкам при выполнении экзаменационного теста.
    Зачастую отклонения от морфологической нормы в речи возникают под влиянием просторечия и диалектов.

  • Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного рус...

    8 слайд

    Поэтому важнейшим направлением в работе по формированию норм современного русского языка должен стать учёт упомянутых выше факторов и постоянное внимание к речи учащихся.
    Особое внимание в этом процессе следует уделять
    работе со словарями,
    семантическому аспекту синтаксиса.
    Методические рекомендации

  • Ошибки в области морфологииПричины :
 1. многие школьники считают так называе...

    9 слайд

    Ошибки в области морфологии
    Причины :
    1. многие школьники считают так называемые «теоретические» разделы курса русского языка узкоспециальными, «филологическими», недооценивая системные связи между уровнями языка, поэтому усвоение данного материала поверхностно;
    2. у значительной части учащихся слабо сформированы аналитические умения, и этот недостаток проявляется при выполнении заданий различных разделов курса

  • Ошибки в области  орфографииУспешность обучения орфографии на уровне овладени...

    10 слайд

    Ошибки в области орфографии
    Успешность обучения орфографии на уровне овладения практической грамотностью
    во многом зависит от усвоения знаний в области фонетики, лексики, грамматики, а также
    от уровня речевого развития выпускника, и прежде всего всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

  • «…в центре внимания на уроках
	по орфографии традиционно оказывается только п...

    11 слайд

    «…в центре внимания на уроках
    по орфографии традиционно оказывается только письмо, причём организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок. Отсюда возникает основная проблема в усвоении орфографии:
    «Правило знаю — применять не умею».
    Методические рекомендации

  • Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обуче...

    12 слайд

    Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М. Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся,
    «что надо учить и процессу применения правил к практике».

    Осмысление этих слов предполагает чётко разработанную процедуру изучения каждого орфографического правила как учебно-научного текста, содержащего определённую лингвистическую информацию
    Методические рекомендации

  • Ошибки в области синтаксисаЗадание А8- самое трудное во всей работе . 
Это об...

    13 слайд

    Ошибки в области синтаксиса
    Задание А8- самое трудное во всей работе .
    Это обусловлено тем, что ученики не владеют материалом на понятийном уровне.
    Многие методические просчёты при изучении синтаксиса и пунктуации связаны с тем,
    что при анализе того или иного синтаксического или пунктуационного явления не учитываются его особенности:
    смысловые,
    грамматические,
    интонационные,
    пунктуационные,
    особенности употребления
    в речи.

  • Ошибки в области речеведения«…умения определять функционально-смысловые тип...

    14 слайд


    Ошибки в области речеведения

    «…умения определять функционально-смысловые типы речи (А29), средства связи предложений в тексте (В7), средства выразительности (В8) служат основой важнейшего коммуникативного умения — умения создавать связное высказывание при построении логически цельного текста…
    остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, что проявляется в третьей части работы в нарушении логики развития мысли (логические ошибки)».

  • Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом

    15 слайд

    Характеристика типичных ошибок при выполнении задания с развернутым ответом

  • Ошибки по критерию К1(формулировка проблем исходного текста)Ошибки фундамент...

    16 слайд

    Ошибки по критерию К1
    (формулировка проблем исходного текста)
    Ошибки фундаментального типа обусловлены неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного:
    выделять главное,
    вычленять смысловые части,
    исследовать развитие мысли,
    раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого.
    Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов( так воспринимают иностранную речь).
    Ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического курса

  • Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. 
Оши...

    17 слайд

    Говоря проще, ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать.
    Ошибки этого типа зачастую вызваны либо неверной реализацией тех или иных методических рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий.
    2.Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, то есть с отсутствием инструментальных навыков.

  • 1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблем...

    18 слайд

    1) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор в своём
    тексте поднимает проблему Москвы»; .

    2)Неоправданное расширение проблемы:
    «Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»
    Выделим следующие группы ошибок
    этого типа:

  • На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание те...

    19 слайд

    На внешнем уровне эти ошибки фиксируются экспертами как неверное понимание текста.
    Однако причина их появления лежит
    в иной плоскости: ученик пытается материал текста ( тему) перевести
    в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы.
    Необходима диагностика ошибок.
    Методические рекомендации

  • Ошибки по критерию К2 (комментарий к сформулированной проблеме)Комментарий о...

    20 слайд

    Ошибки по критерию К2 (комментарий
    к сформулированной проблеме)
    Комментарий ограничен следующим:

    • целевой установкой;
    • объектом комментирования;
    • обязательной направленностью комментария.
    Факт направленности имеет решающее значение для отбора комментируемых мест текста;
    • объёмом.

  • Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. 
Он может быть текстуал...

    21 слайд

    Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.
    Он может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в
    раскрытии проблемы.

    Другой вид комментария — концепционный.
    Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного
    рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
    Методические рекомендации

  • Комментарий текста -«дешифровка» его содержания В зависимости от того, к како...

    22 слайд

    Комментарий текста -«дешифровка» его содержания
    В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть:

    • свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;
    • представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст.
    Отклонение от проблемы исходного текста характерно для работ, посвященных анализу текстов художественного стиля.
    Автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста

  • Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1Исходя из спе...

    23 слайд

    Ошибки по критерию К3 (отражение авторской позиции) связаны с К1
    Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, важно руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.

  • В работе экзаменуемый может использовать
следующие типы аргументов:

Логическ...

    24 слайд

    В работе экзаменуемый может использовать
    следующие типы аргументов:

    Логические (рациональные) аргументы.

    1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

    2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

    3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

    4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

    5. Законы природы.

  • 6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как...

    25 слайд

    6. Определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории с учётом выявленных сущ-
    ностных признаков определяемого предмета.
    7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
    8. Данные экспериментов и экспертиз.
    9. Свидетельства очевидцев.
    В работе экзаменуемый может использовать
    следующие типы аргументов
    (Продолжение):

  • В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет...

    26 слайд

    В отличие от факта — обобщённо-объективированного утверждения — пример имеет наглядную описательную форму; его задача — объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. К иллюстративным аргументам относятся:
    1. Конкретные примеры:
    – пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
    – литературный пример (пример-текст из художественного произведения).
    2. Предположительные примеры (рассказывается о том, что могло быть при определённых условиях).
    II. Иллюстративные аргументы — примеры.

  • 1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного...

    27 слайд

    1. Мнение известного, уважаемого человека — учёного, философа, общественного деятеля и т.п.
    2. Цитата из авторитетного источника.
    3. Мнение специалиста, эксперта.
    4. Мнение очевидцев.
    5. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).
    6. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
    III. Ссылки на авторитет.

  • Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме)  Причин...

    28 слайд

    Ошибки по критерию К4 (аргументация собственного мнения по проблеме)
    Причины:
    Ученик, не понимая содержания исходного текста,
    не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.
    2. Объём культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен.
    3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения, поэтому не осознаёт смысловой роли аргументации в развёртывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения.

  • Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументац...

    29 слайд

    Наиболее явное выражение — отсутствие смысловой части, связанной с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок:

    1) аргументация не вычленяется как отдельное действие;
    2) аргумент не соответствует заявленному тезису

    Методические рекомендации

  • ошибки в содержании сочинения 
	обусловлены целым рядом факторов, важнейшими...

    30 слайд

    ошибки в содержании сочинения
    обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются:
    степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы,
    уровень владения операционными умениями
    общий уровень социокультурных знаний выпускника

  • Логические ошибки по критерию К5Типичные ошибки в абзацном членении:

1. Полн...

    31 слайд

    Логические ошибки по критерию К5
    Типичные ошибки в абзацном членении:

    1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части — сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.

    2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
    3. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.

    4. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

  • Грамматические ошибки (критерий К9)грамматические ошибки (словообразовательны...

    32 слайд

    Грамматические ошибки (критерий К9)
    грамматические ошибки (словообразовательные, морфологические, синтаксические) связаны с нарушением структуры языковой единицы — слова, словосочетания, предложения, например:

    [Но моральное удовлетворение учёным приносили не только сами открытия, но и их процесс.]
    [Нужно мыслить, но чтобы эти мысли были «живыми».] И тогда мы преодолеем всё.

  • Речевые ошибки (критерий К1) Группы ошибок:     Неразличение  однокоренных с...

    33 слайд

    Речевые ошибки (критерий К1)
    Группы ошибок:
    Неразличение однокоренных слов ( паронимов)
    Нарушение лексической сочетаемости
    Плеоназм ( употребление лишнего слова)
    Нарушение речевой логики в пределах одного предложения
    Неудачное употребление местоимений
    Неоправданный повтор слов
    Включение слов другой стилевой окраски
    Ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых выражений
    Ошибочное или неуместное использование выразительных средств и устойчивых словосочетаний
    Употребление слова в несвойственном ему значении



  • Этические ошибки (критерий К11)«В целом» творчество Пушкина достойно восхище...

    34 слайд

    Этические ошибки
    (критерий К11)
    «В целом» творчество Пушкина достойно восхищения; Автор «вздумал нас поучать…»;
    То, что он пишет, — «враньё»; Автор «нагоняет тоску» на читателей; Бунин «крайне неудачно» изображает…; «Величие Баха признано не только мною, но и всем прогрессивным человечеством»; «Сочинения я вообще-то писать и не умею, всё, что мог, и нацарапал здесь для вас»; «Сижу на экзамене, делать нечего, писать я не умею, вот и придумываю всякий бред, потому что уйти раньше нельзя».

  • Фактические (фоновые) ошибки  (критерий К12)Ошибки отражают низкий уровень зн...

    35 слайд

    Фактические (фоновые) ошибки (критерий К12)
    Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

  • Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов под...

    36 слайд

    Обязательное знакомство с общими критериями оценивания – один из аспектов подготовки к экзамену.

  • 37 слайд

  • Содержание

    38 слайд

    Содержание

  • Образец экзаменационной 
работы учащегося

    39 слайд

    Образец экзаменационной
    работы учащегося

  • Комментарий к экзаменационной 
работе учащегося

    40 слайд

    Комментарий к экзаменационной
    работе учащегося

  • За дополнительной информацией
можно обращаться:г. Москва, ул. Тверская, д.9,1...

    41 слайд

    За дополнительной информацией
    можно обращаться:
    г. Москва, ул. Тверская, д.9,17, стр.5
    (495) 969-24-54 (многоканальный)

    Отдел реализации и склады:
    ул. Люблинская, д. 121/1
    (495) 658-66-60

    Методический и коммерческий отделы:
    Миусская площадь, д. 6, стр.5
    (495) 250-66-00, 250-66-86, 250-66-83
    E-mail: russlo@mail.ru;
    http//www.russkoe-slovo.ru

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 879 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.12.2020 983
    • PPTX 4.9 мбайт
    • 38 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карамчакова Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79869
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»