Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Правописание корней. Чередование гласных в корнях слов

Презентация на тему Правописание корней. Чередование гласных в корнях слов

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Правописание корней. Чередование гласных в корнях слов"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»

    1 слайд

    Тема:

    «ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»

  • ЦЕЛИ УРОКА:Дидактическая цель:  Усвоить правила правописания и лексическое...

    2 слайд

    ЦЕЛИ УРОКА:
    Дидактическая цель:
    Усвоить правила правописания и лексическое значение слов с непроверяемыми гласными в корнях слов.
    Задачи:
    Научить различать правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов.
    Научить группировать корни с чередующимися гласными и определять чередование звуков «и», «е», «а», «о».
    Провести проверку усвоения изученного материала.
    Развивающая цель:
    Развивать познавательное мышление и коммуникативные навыки.
    Задачи:
    Учить анализировать, выделять главное, делать самостоятельные выводы.
    Развивать речь при выступлении и обсуждении.
    Прививать навыки самоконтроля.

  • Воспитательная цель:Воспитывать личностные качества и повышать творческий п...

    3 слайд

    Воспитательная цель:

    Воспитывать личностные качества и повышать творческий потенциал студентов.
    Задачи:
    Воспитывать самостоятельность и активность при выполнении тестовых материалов.
    Воспитывать ответственность за своевременное и правильное выполнение самостоятельных заданий.
    Активизировать процесс самопознания.
    Воспитывать коммуникативные компетенции.

  • Девятиклассник должен знать:    Правила правописания гласных в корнях слов....

    4 слайд

    Девятиклассник должен знать:
    Правила правописания гласных в корнях слов.
    Девятиклассник должен уметь:
    Грамотно излагать свои мысли; применять теоретические знания правил на письме; уметь самостоятельно работать с тестами и объяснять правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях слов; уметь проводить исследовательскую работу по данной теме в текстовых материалах художественной литературы.

  • Сегодня мы научимся группировать корни с чередующимися гласными, определять ч...

    5 слайд

    Сегодня мы научимся группировать корни с чередующимися гласными, определять чередование звуков «и», «е», «а», «о».
    Правописание этих корней вызывает затруднение, потому что в них чередующиеся гласные могут быть ударными и безударными, чтобы легче запомнить, эти корни, (а их всего 20) сгруппируем их.
    Чередование и – е
    В корнях – бер-бир, -мер-мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-, -счет-счит-, -блест-блист-, -жег-жиг- наблюдается чередование е – и.
    Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-:соберу – собираю, уберу - убираю, запереть-запираю, отдеру – отдираю, растереть – растираю, расстелить – расстилаю, блестеть – блистать, зажечь – зажигать, вычет – вычитать.
    Исключение: чета, сочетать, сочетание.

  • Тест №2	Собираться в путь, запереть дверь, растереться полотенцем, расстилать...

    6 слайд

    Тест №2
    Собираться в путь, запереть дверь, растереться полотенцем, расстилаться по лугу, вычесть, блистать талантом, застелить постель, вычитание, блестящий ответ, придираться к мелочам, сочетание, стереть в порошок, выжигать по дереву.

  • В корнях – бер-бир,  -мер-мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-,...

    7 слайд

    В корнях – бер-бир, -мер-мир-, -дер-дир-, -пер-пир-, -тер-тир-, -стел-стил-, -счет-счит-, -блест-блист-, -жег-жиг- наблюдается чередование е – и. Буква И пишется только тогда, когда за корнем следует суффикс -а.

  • Проблемный вопрос	Почему в корне совершенного вида пишется А  или Я, а в корн...

    8 слайд

    Проблемный вопрос
    Почему в корне совершенного вида пишется А или Я, а в корне парного глагола несовершенного вида пишется ИМ или ИН: принять – принимать, сжать – сжимать, размять – разминать?

  • Сейчас мы сгруппируем корни с чередованием «а» и «о»: в корнях  -гар-/-гор-,...

    9 слайд

    Сейчас мы сгруппируем корни с чередованием «а» и «о»: в корнях -гар-/-гор-, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-.
    В корнях –гор-(гореть), -клон-(поклониться), -твор-(творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится.
    Исключение: пригарь, утварь.

  • В корнях –зар-(заря), -плав-(плавник) без ударения пишется А.Исключение: зор...

    10 слайд

    В корнях –зар-(заря), -плав-(плавник) без ударения пишется А.
    Исключение: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун.
    Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится.

  • Тест №3Поклониться, затворить, зарница, притвориться, выгореть, озарение, тво...

    11 слайд

    Тест №3
    Поклониться, затворить, зарница, притвориться, выгореть, озарение, творение, заря, сгореть.
    Загорелый, плавучий, плывун, разгораться, зоренька, догорающий, пригореть, поплавок, подгорать, пловец, зорянка, пригарь, зоревать, озариться, гарь, зорька, заплывают, сплавлять, погорельцы.

  • В корнях –гор-(гореть), -клон-(поклониться), -твор-(творить) без ударения пиш...

    12 слайд

    В корнях –гор-(гореть), -клон-(поклониться), -твор-(творить) без ударения пишется О, а под ударением та гласная, которая слышится.
    Исключение: пригарь, утварь.
    В корнях –зар-(заря), -плав-(плавник) без ударения пишется А.
    Исключение: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, плывун.
    Под ударением в корне –зар-/-зор- пишется та гласная, которая слышится.
    В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать.
    Исключение: полог.

  • В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить.Ис...

    13 слайд

    В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить.
    Исключение:скачу, скачок.
    В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли.
    Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

  • Тест № 4	Предлагать, изложение, прикосновение, прилагательное, касаться, прил...

    14 слайд

    Тест № 4
    Предлагать, изложение, прикосновение, прилагательное, касаться, приложение, вскочить, скакун, расти, росли, сращение, растение, поросль, скакать, отскочить, скачок, выросли, росток, выращенный, растущий, отрасль.

  • В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффик...

    15 слайд

    В корнях –кос-/-кас-, -лаг-/-лож- написание А или О зависит от наличия суффикса –а-, если за корнем следует суффикс –а-, в корне пишется А: коснуться – прикасаться, предположить – излагать.
    Исключение: полог.
    В корнях –скак-/-скоч- перед К пишется А, перед Ч – О: скакать, заскочить.
    Исключение: скачу, скачок.
    В корнях –раст-/-рос-/-ращ- перед СТ и Щ пишется А, перед С – О: растение, выращенный, выросли.
    Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

  • Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слов...

    16 слайд

    Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакнуть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.

  • Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный,...

    17 слайд

    Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень –ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

  • Тест № 5	Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый пла...

    18 слайд

    Тест № 5
    Макать сухарик в чай, выровнять дорогу, уравнение, непромокаемый плащ, равномерные колебания, подровнять грядки, сравнение, равнение в рядах, обмакнуть перо, промокательная бумага, подровнять волосы, уровнять в правах, уровень, все равно, подравняться в строю, равнина, равнозначные величины, сровнять с землей.

  • Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слов...

    19 слайд

    Написание А или О в корнях –мак-/-мок, -равн-/-ровн- зависит от значения слова. Корень –мак- имеет значение «погружать что-либо в жидкость»: обмакунть перо в чернила, макать хлеб в мёд. Корень –мок- имеет значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ.
    Корень –равн- имеет значение «равный, одинаковый»: равнозначный, равномерный, сравнить, уравнять в правах, все равно. Корень –ровн- имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: подровнять волосы, выровнять дорогу, уровень. Запомните: равнина, равнение, равняйтесь, подравнять в шеренгах, поравняться с кем-либо, поровну.

  • Физкультурная пауза

    20 слайд



    Физкультурная пауза

  • Тест № 6	Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце...

    21 слайд

    Тест № 6
    Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, сочетать качества, пожимать руки, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, уровень, касательная, оросительная система, пловец, ровнять дорогу, возраст, изложение, творение, выгореть, заря, снимать урожай, разжигать костер, поросль, отрасль, наклониться, равнина, непромокаемый плащ, скачок, росток, почитатели таланта, озарение, наклоняться, наращение, уравнение, отвращение, сгорание, плавник, макать хлеб в соль, нарастание, сравнение.

  • Сегодня мы с вами изучили тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов», в проце...

    22 слайд

    Сегодня мы с вами изучили тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов», в процессе изучения мы вспомнили некоторые правила из области лексикологии, фонетики, повторили и закрепили правила правописания безударных гласных в корне слова, научились группировать корни, определять чередование звуков: -и-, -е-, -а-, -о-. Эта тема относится к трудным случаям в русской орфографии.

  • Задание на дом: 	Повторить параграф 22, просмотреть все конспекты по этой тем...

    23 слайд

    Задание на дом:
    Повторить параграф 22, просмотреть все конспекты по этой теме; провести исследовательскую работу по данной теме: «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слов». Проанализировать 3-4 страницы из любого художественного произведения – как часто употребляются слова с безударными и чередующими гласными в корнях слов, выписать эти слова и объяснить правила правописания.

  • Вопрос: 
Какая цель была 
поставлена перед вами на уроке?

    24 слайд

    Вопрос:

    Какая цель была
    поставлена перед вами на уроке?

  • Анализ деятельности учащихся на уроке.Проведите анализ своей деятельности на...

    25 слайд

    Анализ деятельности учащихся
    на уроке.
    Проведите анализ своей деятельности на уроке.
    Перед вами лист ватмана.
    Напишите на нем свои выводы по уроку.
    Какую оценку вы поставили бы себе?
    Оставьте свои пожелания и предложения.


Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 335
    • PPTX 188.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Холмовая Александра Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Холмовая Александра Ивановна
    Холмовая Александра Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84470
    • Всего материалов: 260

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе