Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Презентация на тему Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.ЕмвыРайонная педагогическая ко...

    1 слайд

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Емвы
    Районная педагогическая конференция
    «Путь к Мастерству»


    Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы



    Учитель русского языка и литературы
    Мацюк Евдокия Алексеевна
    2015

  • АктуальностьУстановленные новыми ФГОС требования к результ...

    2 слайд

    Актуальность
    Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности.
    Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

  • Что такое смысловое   чтение?Смысловое чтение – это  восприятие графически оф...

    3 слайд

    Что такое смысловое чтение?
    Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
    Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

  • 4 слайд

  • Что такое смысловое   чтение?   Чтение – это многофункциональный процесс. 
1)...

    5 слайд

    Что такое смысловое чтение?
    Чтение – это многофункциональный процесс.
    1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
    2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

  • 6 слайд

  • Виды чтенияИзучающее 
полное и точное понимание содержащейся в тексте...

    7 слайд

    Виды чтения
    Изучающее
    полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях
    Ознакомительное
    это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение.
    Просмотровое
    базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части (несплошной текст)

  • Несплошной текстЗадание :  сформулируйте 3 задания:
- на уме...

    8 слайд

    Несплошной текст
    Задание : сформулируйте 3 задания:
    - на умение найти и извлечь информацию
    (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)
     
    - на умение интегрировать и интерпретировать информацию
    (Когда был в Москве человек, купивший билет? )
      - на умение осмыслить и оценить информацию
    (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)
     

  • Фазы прочтения текста

    9 слайд

    Фазы прочтения текста

  • 1. Предчтение11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Го...

    10 слайд

    1. Предчтение
    11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!»

    Формы работы
    Мозговой штурм.
    Поставь проблему. Предложи решение.
    Рассечение вопроса.
    Прогноз и впечатления.

  • Вопросы к игре (мозговой штурм)Задание: Чьи эти слова:
«Все – в человеке, все...

    11 слайд

    Вопросы к игре (мозговой штурм)
    Задание: Чьи эти слова:
    «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
    На что мне совесть? Я – не богатый!»
    «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
    «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…».
    «Все люди на земле лишние…»
    «Во что веришь, то и есть…»
    «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
    «Христос всех жалел и нам велел».
    «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
    10. «Что такое правда? Человек – вот правда!»
    11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
    12. «Все сказки».
    После проведения игры – выход на тему урока.
     
     
     

     
     

  • 2) Поставь проблему. Предложи                              решение....

    12 слайд

    2) Поставь проблему. Предложи
    решение.

    11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе».
    Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.

  • 2. ЧтениеЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

    13 слайд

    2. Чтение
    Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чт...

    14 слайд









    Технология развития критического мышления через чтение и письмо
    (чтение с остановками)






















    6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
    Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
    Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?
    …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
    И вот однажды…
    Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?
    И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
    Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.
    Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
    На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
    Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
    Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?
    Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».

     
     
     
     
     
     

     

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чт...

    15 слайд









    Технология развития критического мышления через чтение и письмо
    (чтение с остановками)























     11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна»
    Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание:
    Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???)
    «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
    Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?)
    Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)

     
     

     

  • Приём «Чтение в кружок»Цель: управление процессом осмысления текста во время...

    16 слайд

    Приём «Чтение в кружок»
    Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
    Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
    Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  • Осмысление (через ментальные карты)

    17 слайд

    Осмысление (через ментальные карты)

  • Осмысление (через ментальные карты)

    18 слайд

    Осмысление (через ментальные карты)

  • Осмысление (через ментальные карты)

    19 слайд

    Осмысление (через ментальные карты)

  • Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и...

    20 слайд

    Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
     

  • 3.ПостчтениеЦель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка...

    21 слайд

    3.Постчтение
    Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
    -синквейн
    кубик Блума (ромашка)
    Методика «Где ответ?»

  • Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.      1.Тема (одно сущест...

    22 слайд

    Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.
    1.Тема (одно существительное)
    2. Описание темы (два прилагательных или причастия
    3. Характеристика темы (три глагола)
    4. Отношение к теме (фраза из четырех слов)
    5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 
    Осмысление (через синквейн)

  • 1) Синквейн по рассказу «Голубая ель»Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаево...

    23 слайд

    1) Синквейн по рассказу
    «Голубая ель»
    Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаевой Елены.

    1.Дерево.
    2. Изуродованное, мертвое.
    3. Плачет, просит, умоляет.
    4. У кого поднялась рука?
    5. Жестокость.
     

  • 2) Кубик БлумаНа гранях кубика написаны начало вопросов:	«Почему»,	«Объяс­ни»...

    24 слайд

    2) Кубик Блума
    На гранях кубика написаны начало вопросов:«Почему»,«Объяс­ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
    Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

  • 3)      3) Чтение про себя с вопросамиЦель: научить вд...

    25 слайд







    3)















    3) Чтение про себя с вопросами
    Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы.

  • 4) Технология «Где ответ?»Данная стратегия является одной из самых эффективны...

    26 слайд

    4) Технология «Где ответ?»
    Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа.
    Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.

    соедини вместе
    Составь ответ (2)
    соедини вместе
    Составь ответ (2)
    соедини вместе
    Составь ответ (3)

  • 4) Технология «Где ответ?»Выбор текста:
Интересный
Незнакомый
Соответствующий...

    27 слайд

    4) Технология «Где ответ?»
    Выбор текста:
    Интересный
    Незнакомый
    Соответствующий возрасту
    Помощь родителей
    Н.Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике)
    Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте:
    Кого можно назвать равнодушным в сказке?
    Как называет салатница чайник?
    Что означает выражение «сгорел на работе»?
    Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся?
    Кто же противопоставлен в сказке людям?
    К чему может привести равнодушие?

  • Использованные ресурсыЛогвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функ...

    28 слайд

    Использованные ресурсы
    Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
    Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013.
    http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html
    http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
    Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
    Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
    http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
    http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
    http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/
     

     






  • Спасибо за внимание!

    29 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2020 513
    • PPTX 11.2 мбайт
    • 45 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондарева Лариса Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бондарева Лариса Валентиновна
    Бондарева Лариса Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82647
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 417 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов