Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Жуковский Василий Андреевич
(1783-1852) — русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма.
2 слайд
Родился 29 января (9 февраля) 1783 в селе Мишинском, что на стыке трех губерний — Орловской, Тульской и Калужской. По своему рождению Жуковский был незаконнорожденным: его отец, богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, когда-то взял в дом пленную турчанку Сальху, которая и стала матерью будущего поэта. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребенка и затем его усыновил.
3 слайд
Первое образование в биографии Жуковского Василия Андреевича было получено в семье Буниных. Затем он обучался в пансионе, народном училище, у сестры В. Юшковой. Первые стихотворения Жуковского были написаны во время учебы в пансионе при университете г. Москвы. Творчество Жуковского тех времен наполнено сентиментализмом, романтизмом («Кассандра», «Людмила»).
4 слайд
После начала войны 1812 года в биографии Василия Жуковского была принята сторона оппозиции. Военные события отражены в произведениях Жуковского «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов».
В 1815 году начинает придворную службу, которая продлилась 25 лет. Время 1810-1820 годов считается расцветом творчества в биографии Василия Андреевича Жуковского. Известнейшие его произведения были написаны в те времена. Это баллады Жуковского «Эолова арфа», «Вадим», многие стихи, переводы.
5 слайд
Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX века Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихов, которую так ценил А. С. Пушкин, открыл ей неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.
6 слайд
Анализ стихотворений Жуковского раскрывает большое тематическое разнообразие, особенности стиля поэта. Значимым достоянием являются переводы Жуковского «Рустем и Зораб», «Одиссея», «Наль и Дамаянти».
7 слайд
Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая своими ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин человеческой души. Он был поэтом «для немногих», для тех, кто способен был оценить парение его мыслей и насладиться красотой поэтических строк. Он говорил о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о превратностях судьбы. В его балладах обитали фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и вмешивались в их жизнь, -осе это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией.
8 слайд
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
9 слайд
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к пред романтическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
10 слайд
Многие переводы и переложения Жуковского стали
классическими. В них поэт прежде всего улавливал
тон и дух образца, переживая драматические
ситуации. Так и в балладе “Лесной царь” мы
слышим проникновенный голос рассказчика:
“Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?” —
“Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой”, —
“О нет, то белеет туман над водой”.
И романтическим злодеем, духом, искушающим
невинную душу, воспринимается лесной
царь — король духов:
“Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои...”
11 слайд
С каждым четверостишьем нарастает драматизм
баллады. Поэт держит в напряжении
своих читателей, невольно задающих себе вопрос:
Кто победит в этом единоборстве —
дух или человек? Эмоциональное и художественное
Воздействие произведения настолько велико, что
нам кажется, что мы физически ощущаем
страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед
лесным эльфом:
“Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать”.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит...
И неожиданная оригинальная концовка совершенно
обескураживает: где те добро и справедливость,
которым суждено торжествовать? Их нет в нашем
мире.
12 слайд
Природа и человек в лирике
В.А. Жуковского.
Предметом своего творчества
Василий Андреевич Жуковский
избирает мир человеческой души.
Он обогащает русскую поэзию
особым качеством психологизмом.
Лирика поэта носит глубоко
личностный характер. В жизни
Жуковского было много страданий.
Их он отразил в творчестве.
Любимый жанр поэта – элегия.
Часто здесь лирический герой на фоне
Природы размышляет о жизни,
о судьбе человека.
Так, в первом своем стихотворении
«Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы.
“И здесь спокойно спят под сенью гробовою -
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.”
Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы. В первом произведении Жуковского много
сентиментального, но впоследствии
он работает в романтическом
направлении.
13 слайд
Меланхоличный мечтатель Жуковский
нередко обращался в своих произведениях
к природе, чаще грустной, чем радостной,
но всегда чудесной. Поэт боготворил живой
окружающий мир и считал, что нет таких
слов, чтобы выразить все его величие и
красоту. В стихотворении «Невыразимое»
Он писал:
“Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила? ”
Умение воспеть пленительную красоту
природы, ее живую душу и внимание ко
внутреннему миру человека, к его
переживаниям – все это неоспоримые
достоинства романтической поэзии
Жуковского.
14 слайд
Заключение. Романтический мир
В.А. Жуковского
У самых истоков русского романтизма стоял
один из ярчайших литераторов начала XIX века-
Василий Андреевич Жуковский. Он стал
своеобразным "литературным Колумбом Руси",
открывшим "Америку романтизма", как назвал
его Белинский. Сама природа позаботилась
создать в его лице "русское эхо" для
западноевропейского романтизма. Но он не
только писал прекрасные, продиктованные
свободным вдохновением произведения, но и жил
вдохновенно, поэтически. Потому все его
творчество пронизано естественными и
незамысловатыми интонациями жизни и
природы. Неуверенность в возможности
обыкновенного земного счастья и одновременно
жажда обрести гармонию с миром станут
постоянными спутниками Жуковского и
во многом определят характер его поэтического
творчества.
Первое напечатанное стихотворение
молодого поэта заканчивается так:
“ Жизнь, друг мой, бездна
Слез и страданий…”
("Майское утро" (1797 год)).
Жуковский верит в вечность любви и счастья,
условием которой является верность "до гроба“
и "за гробом". Воображение поэта интересует все
таинственное, скрытое от человеческих глаз,
потустороннее, ставящее человека перед проблемой
личной ответственности за содеянное, перед
выбором между добром и злом. Романтический мир
лирики Жуковского заполнен стихами о
народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии:
“ Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
("Светлана" (1808 год)). ”
15 слайд
Значительное место в лирике Жуковского
заняло изображение природы. Он выступил
как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам.
Спасибо
за внимание!
Презентацию подготовила
Ученица 9мин класса
«МОУ» Лицей г. Отрадное
Смирнова Роксана
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 291 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Абрамчук Ирина Мироновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.