Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
урока литературы
по теме
«Русская литература второй половины XIX века».
Выполнила учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 5»
г. Оренбурга
НАСЫРОВА Э.С.
2 слайд
Русская литература второй половины XIX века.
«ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»
3 слайд
Историческая ситуация.
РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:
крестьянская реформа 1861 г
земская реформа 1864 г.
судебная реформа 1864г.
цензурная реформа 1865г.
городская реформа 1870г.
военные реформы 1860-70-х гг.
морские реформы 1850-60-х гг.
финансовые реформы 1860-х гг.
университетская реформа 1863г.
Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.
Способствовали развитию капитализма.
4 слайд
Историческая ситуация.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
абсолютное падение производства
недогрузка производственных мощностей
рост безработицы
нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
5 слайд
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг
(Восточная война)
Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.
Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.
Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.
6 слайд
КРЫМСКАЯ ВОЙНА
7 слайд
Историческая ситуация.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
Основная цель:
споры о путях развития России.
8 слайд
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
ЗАПАДНИКИ
Сторонники развития страны по западноевропейскому пути.
Критиковали самодержавие и крепостничество.
Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.
Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».
9 слайд
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
СЛАВЯНОФИЛЫ
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве;
Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати.
Главные представители:
И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.
Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
10 слайд
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
НАРОДНИКИ
Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.
11 слайд
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
ПОЧВЕННИКИ
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».
12 слайд
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
ТОЛСТОВЦЫ
Проповедовали на основе учения
Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.
13 слайд
Философия Западной Европы
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур
немецкий философ-иррационалист.
В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване.
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих
немецкий философ, представитель философии жизни.
В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».
14 слайд
Литературно – художественные
направления
Вторая половина XIX века:
РЕАЛИЗМ
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
15 слайд
Литературно – художественные
направления
Конец века:
- кризис позитивистского миропонимания;
-утрата веры в общественный прогресс;
-интерес к подсознательному;
НАТУРАЛИЗМ
1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.
2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
16 слайд
ПРОЗА
Ведущие жанры:
Вторая половина XIX века РОМАН
Художественные достоинства русского романа:
глубокий психологизм;
гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
высокий уровень литературного языка.
Ведущие мастера жанра:
И.А.ГончаровИ.С.Тургенев
Ф.М.ДостоевскийЛ.Н.Толстой
17 слайд
ПРОЗА
Ведущие жанры:
Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.
Ведущие мастера жанра:
В.Г.КороленкоВ.М.Гаршин
А.П.Чехов
18 слайд
ДРАМАТУРГИЯ
Жанры и направления драматургии.
Вторая половина 19 века:
-сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
-историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой
-водевили – В.А.Крылов
-психологическая драма
-народная комедия - А.Н.Островский
-стихотворная драма
Конец 19 века:
- «новая драма» - А.П.Чехов
19 слайд
ПОЭЗИЯ
Основные направления
Вторая половина XIX века
«пушкинское» «гоголевское»
(«чистое искусство») (реалистическое)
проблемы
философские социальные
А.А.Фет Н.А.Некрасов
А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
20 слайд
ПОЭЗИЯ
Основные направления:
Конец XIX века:
импрессионизм символизм
«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
Д.С.Мережковский
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 843 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Булыгина Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.