Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Как мы открываем мир
вокруг себя?
2 слайд
Константин Георгиевич Паустовский Новелла
«Старик в станционном буфете»
3 слайд
Новелла
Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка. Поэтому на малом пространстве новеллы, при том что роль писателя в тексте как бы неявная – он не может напрямую комментировать события, высказывать своё отношение к ним, – огромную роль приобретает деталь, которая несёт в себе смысловую, сюжетную нагрузку – действие через описание – и держит на себе сопереживание, словно открывая для читателя пространство повествования.
4 слайд
«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».
5 слайд
«Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала».
6 слайд
7 слайд
«– Эх, Пети, Пети! – шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.
– Просишь, стерва? – спросил он. – А где твой хозяин?»
8 слайд
«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали».
9 слайд
«Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:
– Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза – они у него слезились от ветра».
10 слайд
11 слайд
«Зачем я её рассказал? Начав писать её, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если её описать без одной главной подробности – без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле».
12 слайд
«Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом – или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе».
13 слайд
– Как проявлялось чувство сопереживания в новелле Паустовского «Старик в станционном буфете»?
– Зачем нужны новеллы?
– Как нужно писать новеллы?
14 слайд
Новелла
Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка. Поэтому на малом пространстве новеллы, при том что роль писателя в тексте как бы неявная – он не может напрямую комментировать события, высказывать своё отношение к ним, – огромную роль приобретает деталь, которая несёт в себе смысловую, сюжетную нагрузку – действие через описание – и держит на себе сопереживание, словно открывая для читателя пространство повествования.
15 слайд
Прочитать рассказ И.С.Тургенева «МУМУ» (стр. 73-93)
Домашнее задание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 320 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пицель Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.