Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Обратные тригонометрические функции

Презентация на тему Обратные тригонометрические функции

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Обратные тригонометрические функции"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Обратные тригонометрические функцииРаботу выполнила:
Ученица 10 А класса
МОУ...

    1 слайд

    Обратные тригонометрические функции
    Работу выполнила:
    Ученица 10 А класса
    МОУ «Гимназии №125»
    Щепеткова Дарья
    Рук. Чикрин Е.А.

  • Историческая справкаТригонометрические функции возникли впервые в связи с исс...

    2 слайд

    Историческая справка
    Тригонометрические функции возникли впервые в связи с исследованиями в астрономии и геометрии. Соотношения отрезков в треугольнике и окружности, являющиеся по существу тригонометрическими функциями, встречаются уже в 3 в. до н. э. в работах математиков Древней Греции – Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского и других.
    В последующий период математика долгое время наиболее активно развивалась индийскими и арабсками учеными. В трудах по астрономии Ариабхаты появляется термин «ардхаджива». Позднее привилось более краткое название «джива», а при переводе математических терминов в XII в. Это слово было заменено латинским «sinus».
    Принципиальное значение имело составление Птолемеем первой таблицы синусов(долгое время она называлась таблицей хорд): появилось практическое средство решения ряда прикладных задач, и в первую очередь задач астрономии.
    Слово косинус –это сокращение латинского выражения «complementy sinus»(синус).
    Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени.Тангенс (а также котангенс, секанс и косеканс) введен в X веке Абу-л-Вафой, который составил и первые таблицы для нахождения тангенсов и котангенсов. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты в XIV в. Т. Бравердином, а позже астрономом Региомонтаном.
    Первым автором, который использовал специальные символы для обратных тригонометрических функций был, Бернулли. В 1729 и в1736 годах он писал as и at соответственно вместо arcsin и arctg.Современные обозначения arcsin и arctg появляются в 1772 г. в работах венского математика Шерфера известного французского ученого Лагранжа.Приставка «arc» происходит от латинского «arcus»(лук, дуга), что вполне согласуется со смыслом понятия: arcsin x, например,- это угол (а можно сказать и дуга) синус которого равен x.

  • Для тригонометрических функций                           можно определить обр...

    3 слайд

    Для тригонометрических функций можно определить обратные функции (круговые функции, аркфункции). Они обозначаются соответственно , , , .

    К обратным тригонометрическим функциям обычно относят шесть функций:
    аркси́нус (обозначение: arcsin)

    аркко́синус (обозначение: arccos)

    аркта́нгенс (обозначение: arctg; в иностранной литературе arctan)

    арккота́нгенс (обозначение: arcctg; в иностранной литературе arccot или arccotan)

    арксе́канс (обозначение: arcsec)

    арккосе́канс (обозначение: arccosec; в иностранной литературе arccsc)

  • Почему можно определить обратную тригонометрическую функцию.           Теорем...

    4 слайд

    Почему можно определить обратную тригонометрическую функцию.
    Теорема о корне: Пусть функция f возрастает (или убывает) на промежутке I, число a – любое из значений, принимаемых f на этом промежутке. Тогда уравнение F(x)=a имеет единственный корень в промежутке I.

    На промежутке функция монотонна, возрастает, т.е.
    все значения от -1 до 1 принимает ровно один раз, поэтому можно определить обратную функцию - arcsin x.

    На промежутке функция монотонна, убывает, т.е.
    принимает все значения от -1 до 1 ровно один раз, поэтому можно определить обратную тригонометрическую функцию.

    На интервале функция монотонна, возрастает и принимает все значения из R ровно один раз, поэтому можно определить обратную тригонометрическую функцию.

    На интервале функция монотонна, убывает , принимает все значения из R ровно один раз, поэтому мы можем определить обратную тригонометрическую функцию.

  • Арксинус Арксинус                          -угол из промежутка...

    5 слайд

    Арксинус
    Арксинус -угол из промежутка синус которого равен а.
    Если , то




    Функция y = arcsinx непрерывна и ограничена на всей своей числовой прямой. Функция y = arcsinx является строго возрастающей.
    --функция нечетная

    Таким образом, arcsina, (arctga) - угол первой четверти, если a - положительно, и угол четвертой четверти, если a - отрицательно.

    ,

  • АрккосинусАрккосинус                      -угол из промежутка...

    6 слайд

    Арккосинус
    Арккосинус -угол из промежутка
    , косинус которого равен а.

    Если , то



    Функция y = arccosx непрерывна и ограничена на всей своей числовой прямой.
    Функция y = arccosx является строго убывающей.

    arccosa (arctga) - угол первой четверти, если a - положительно, и угол второй четверти, если a - отрицательно.

  • АрктангенсАрктангенс                      -угол из интервала танг...

    7 слайд

    Арктангенс
    Арктангенс -угол из интервала тангенс которого равен а.




    - нечётная функция

    Функций непрерывна и ограничена на всей своей числовой прямой.

    Функция является строго возрастающей.
    ,

  • АрккотангенсАрккотангенс                           -угол из интервала...

    8 слайд

    Арккотангенс
    Арккотангенс -угол из интервала , котангенс
    которого равен а.
    Функция непрерывна и ограничена на всей своей
    числовой прямой.

    Функция является строго убывающей.


  • Преобразований сумм обратных тригонометрических функцийНа промежутке...

    9 слайд

    Преобразований сумм обратных тригонометрических функций
    На промежутке функция возрастает, т.е. каждое свое значение
    принимает ровно один раз, т.е. если на промежутке .
    ;
    Аналогично:

  • Уравнения и неравенства, левая и правая части которых являются одноименными о...

    10 слайд

    Уравнения и неравенства, левая и правая части которых являются одноименными обратными тригонометрическими функциями
    Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых представляют собой одноименные обратные тригонометрические функции различных аргументов, основывается, прежде всего, на таком свойстве этих функций, как монотонность( функции y = arcsin t и y = arctg t монотонно возрастают, а функции y = arccos t и y = arcctg t монотонно убывают на своих областях определения). Поэтому справедливы следующие равносильные переходы.

    I
    Замечание. Какой из двух равносильных систем пользоваться при решении уравнений 1а), зависит от того, какое неравенство проще: | f(x) | £ 1 (тогда используем первую систему), или  | g(x) | £ 1 (в этом случае используем вторую систему).

  • ПримерыПример 1. Решить уравнение 


Решение. Уравнение равносильно системе:З...

    11 слайд

    Примеры
    Пример 1. Решить уравнение


    Решение. Уравнение равносильно системе:
    Замечание. Решать неравенство, входящее в систему не обязательно. Достаточно проверить, удовлетворяют ли неравенству найденные корни уравнения.

  • Пример 2. Решить неравенство 3arcsin 2x < 1.
      
Решение.

    12 слайд

    Пример 2. Решить неравенство 3arcsin 2x < 1.

    Решение.

  • IIЗамечание. Какой из двух равносильных систем пользоваться при решении уравн...

    13 слайд

    II
    Замечание. Какой из двух равносильных систем пользоваться при решении уравнений 2а), зависит от того, какое неравенство проще: | f(x) | £ 1 (тогда используем первую систему), или  | g(x) | £ 1 (в этом случае используем вторую систему).

  • Пример 3. Решить неравенство 


Решение.Ответ: {– 2}.

    14 слайд

    Пример 3. Решить неравенство


    Решение.
    Ответ: {– 2}.

  • Пример 4. Решить уравнение 


Решение. Так как...

    15 слайд

    Пример 4. Решить уравнение


    Решение. Так как , то имеет место следующая цепочка равносильных преобразований:

  • III   а) arctg f(x) = arctg g(x)     f(x) = g(x);б) acrtg f(x) ≤ arctg g(x)...

    16 слайд

    III
    а) arctg f(x) = arctg g(x) f(x) = g(x);
    б) acrtg f(x) ≤ arctg g(x)   f(x) ≤ g(x).
    а) arcctg f(x) = arcctg g(x) f(x) = g(x);
    б) arcctg f(x) ≤ arcctg g(x)   f(x) ≥ g(x).
    IV

  • Пример 5. Решить неравенство 


Решение. Неравенство равносильно следующему:

    17 слайд

    Пример 5. Решить неравенство


    Решение. Неравенство равносильно следующему:

  • Уравнения и неравенства,  левая и правая части которых являются  разноименным...

    18 слайд

    Уравнения и неравенства,  левая и правая части которых являются  разноименными обратными тригонометрическими функциями

    При решении уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются разноименными обратными тригонометрическими функциями, пользуются известными тригонометрическими тождествами. Рассуждения здесь могут быть примерно следующими. Пусть требуется решить уравнение arcsin f(x) = arccos g(x). Предположим, что x0 – решение этого уравнения.
    Обозначим arcsin f(x0) = arccos g(x0) через a.
    Тогда sin a = f(x0), cos a = g(x0),

    откуда

    Итак, arcsin f(x) = arccos g(x)   (1)

  • Рассуждая аналогично, можно получить следующие переходы:Замечание. Корнем каж...

    19 слайд

    Рассуждая аналогично, можно получить следующие переходы:
    Замечание. Корнем каждого из уравнений (1)–(4) может быть только такое число x0, для которого
    и .
    В противном случае множество значений левой и правой частей уравнения не пересекаются.

  • Пример 6. Решить уравнение 

Решение. 








Корень...

    20 слайд

    Пример 6. Решить уравнение

    Решение.








    Корень является посторонним.


    Ответ: {1}.
    Примеры

  • Пример 7. Решить уравнение 

Решение. 







Корень x = – 2 является постор...

    21 слайд


    Пример 7. Решить уравнение

    Решение.







    Корень x = – 2 является посторонним.


    Ответ:

  • Пример 8. Решить уравнение arctg (2sin x) = arcctg (cos x).

Решение....

    22 слайд


    Пример 8. Решить уравнение arctg (2sin x) = arcctg (cos x).

    Решение.







    Корни вида являются посторонними.

    Ответ:

  • При решении неравенств, левая и правая части которых представляют собой разно...

    23 слайд

    При решении неравенств, левая и правая части которых представляют собой разноименные обратные тригонометрические функции, целесообразно использовать метод интервалов, а в некоторых случаях учитывать свойства монотонных функций.
    Пример 9. Решить неравенство
    Решение. Рассмотрим функцию

    и решим неравенство f(x) ≤ 0 методом интервалов.
    1) Найдем D(f). Для этого решим систему




    2) Найдем нули f(x). Для этого решим уравнение




    Корень x = – 2 является посторонним

  • 3) Решим неравенство f(x) ≤ 0 методом интервалов.

Замечание 4. Заметим...

    24 слайд


    3) Решим неравенство f(x) ≤ 0 методом интервалов.


    Замечание 4. Заметим, что найдя корень уравнения
    можно было не обращаться к методу интервалов, а воспользоваться тем, что функция
    является монотонно возрастающей, а функция
    монотонно убывающей на отрезке . Поэтому решением исходного неравенства является промежуток [– 2; 1]. Следует, однако, понимать, что метод интервалов является более универсальным, – ведь его можно применять и в тех случаях, когда использование свойств монотонных функций не приводит к искомому результату.

  • При решении уравнений и неравенств данного типа, содержащих параметры, станов...

    25 слайд

    При решении уравнений и неравенств данного типа, содержащих параметры, становится актуальным вопрос о равносильности преобразований. Чтобы преобразования (1)–(4) сделать равносильными, следует учесть естественные ограничения, связанные с областями определения обратных тригонометрических функций и множествами их значений (см. замечание 3). Так, например,

  • Замена переменнойНекоторые уравнения и неравенства, содержащие обратные триго...

    26 слайд

    Замена переменной
    Некоторые уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции, можно свести к алгебраическим, сделав соответствующую замену переменной. При этом следует помнить о естественных ограничениях на вводимую переменную, связанных с ограниченностью обратных тригонометрических функций.
    Пример 10. Решить уравнение

    Решение. Обозначим

    После преобразований получим уравнение




    Поскольку 

    откуда


    Ответ:

  • Пример 11. 
      Решить неравенство
     Решение. Пусть arccos x = t,...

    27 слайд


    Пример 11.
    Решить неравенство
    Решение. Пусть arccos x = t, 0 ≤ t ≤ p. Тогда
    Поскольку 



    откуда 

    Ответ: [– 1; cos 2] И [cos 1; 1].

    Иногда свести уравнение или неравенство к алгебраическому можно с помощью тождества

  • Пример 12. 
Решить уравнение 

      Решение. Данное уравнение равносильно сл...

    28 слайд

    Пример 12.
    Решить уравнение

    Решение. Данное уравнение равносильно следующему:




    Пусть arcsin x = t,


    Тогда  

  • IV. Использование свойств монотонности и ограниченности обратных тригонометри...

    29 слайд

    IV. Использование свойств монотонности и ограниченности обратных тригонометрических функций
    Решение некоторых уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции, основывается исключительно на таких свойствах этих функций, как монотонность и ограниченность. При этом используются следующие теоремы.

    Теорема 1. Если функция y = f(x) монотонна, то уравнение f(x) = c (c = const) имеет не более одного решения.

    Теорема 2. Если функция y = f(x) монотонно возрастает, а функция y = g(x) монотонно убывает, то уравнение f(x) = g(x) имеет не более одного решения.

    Теорема 3. Если   то на множестве X уравнение f(x) = g(x) равносильно
    системе

  • Пример 13. Решить уравнение 2arcsin 2x = 3arccos x.
Решение. Функция y...

    30 слайд

    Пример 13. Решить уравнение 2arcsin 2x = 3arccos x.
    Решение. Функция y = 2arcsin 2x является монотонно возрастающей, а функция y = 3arccos x – монотонно убывающей. Число x = 0,5 является, очевидно, корнем данного уравнения. В силу теоремы 2 этот корень – единственный.
    Ответ: {0,5}.
    Пример 14. Решить уравнение
    Решение. Пусть Тогда уравнение примет вид


    Функции являются монотонно возрастающими.
    Поэтому функция также является монотонно возрастающей. В силу теоремы 1 уравнение
    имеет не более одного корня. Очевидно, что t = 0 является корнем этого уравнения. Поэтому


    Ответ: {– 1; 0}.

  • Пример 15. Решить неравенство
    
Решение. 
Левая часть неравенства пр...

    31 слайд


    Пример 15. Решить неравенство

    Решение.
    Левая часть неравенства представляет собой монотонно
    убывающую на отрезке функцию


    Уравнение в силу теоремы 1 имеет не более одного корня. Очевидно, что – корень этого уравнения.

    Поэтому решением неравенства
    является отрезок

    Ответ:

  • Пример 16. Решить уравнение 
                       arcsin (x(x + y)) + arcsi...

    32 слайд

    Пример 16. Решить уравнение
    arcsin (x(x + y)) + arcsin (y(x + y)) = .
    Решение. Поскольку arcsin 

    то левая часть уравнения не превосходит Знак равенства возможен, лишь если каждое слагаемое левой части равно Таким образом, уравнение равносильно системе:



    Решение последней системы не представляет труда.



  • Уравнения  и неравенства с параметрами.     Пример 1. Решить уравнение с пара...

    33 слайд

    Уравнения и неравенства с параметрами.
    Пример 1. Решить уравнение с параметром a:

    Решение. Уравнение равносильно уравнению




    Рассмотрим два случая:
    1) a = 0. В этом случае система примет вид:
    2) a ≠ 0. В этом случае уравнение системы является квадратным. Его корни:


    Так как | x | ≤ 1, то
    Если a = – 1, то Если то уравнение имеет два корня.
    Ответ:

    при при a = – 1 и a = 0 x = 1;
    при прочих a решений нет.

  • Пример 2. Решить неравенство с параметром a: 


Решение. Неравенство равносил...

    34 слайд

    Пример 2. Решить неравенство с параметром a:


    Решение. Неравенство равносильно системе




    Решать последнюю систему можно графо-аналитическим методом, учитывая то, что
    при a > первое неравенство системы равносильно неравенству x ≥ 1,
    при a < – неравенству x ≥ 1,
    при a = решением первого неравенства является любое действительное число.
    Множество всех точек (x; a) плоскости Oxa, удовлетворяющих системе, показано на рис. 1 штриховкой.
    Ответ:
    при | a | > решений нет;
    при a =– x = 1;

  • Пример 3. Решить уравнение с параметром a: 
      arcctg (x – 2a) = arctg (2x...

    35 слайд

    Пример 3. Решить уравнение с параметром a:
    arcctg (x – 2a) = arctg (2x – a).
    Решение. Данное уравнение равносильно системе



    Графиком квадратного трехчлена
    является парабола, ветви которой направлены вверх. Поскольку f(2a) = – 1 < 0, то
    при любом a уравнение f(x) = 0 имеет ровно 2 корня, между которыми и заключено число 2a.
    Поэтому только больший корень f(x) удовлетворяет условию x > 2a.

    Это корень



    Ответ: при любом a

  • Список используемой литературы1.	Коломогоров  «алгебра начало анализа»
2.	Вел...

    36 слайд

    Список используемой литературы
    1.Коломогоров «алгебра начало анализа»
    2.Вельмушкина, Н. Уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции [Текст] / Н. Вельмушкина // Математика / Прил. к ПС, 2004. – №6. – С.26-27.
    3.В.С. Крамор, П.А Михайлов " Тригонометрические функции ." Москва "Просвещение " 1983г.
    4.В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович . " Практикум по решению математических задач. " Москва "Просвещение " 1984г.
    5.А.П. Ершова , В. В. Голобородько " Алгебра . Начала анализа. " "ИЛЕКСА " Москва 2003г
    6. Кожеуров, П.Я. Тригонометрия [Текст] / П.Я. Кожеуров. – М.: Физматгиз, 1963. – 320с.
    7.Савин, А. Тригонометрия [Текст] / А. Савин // Квант, 1996. – №4.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.07.2020 730
    • PPTX 502 кбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Мария Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Максимова Мария Евгеньевна
    Максимова Мария Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69833
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 329 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе