Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Прямоугольный
треугольник
КЛАСС
2 слайд
С о д е р ж а н и е
Из истории математики
Определения
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Признаки равенства прямоугольных треугольников
Задачи по готовым чертежам
Об авторе
Контрольный тест
Это интересно
3 слайд
Из истории математики
Прямоугольный треугольник занимает почётное место в вавилонской
геометрии, упоминание о нём часто встречается в папирусе Ахмеса.
Термин гипотенуза происходит от греческого hypoteinsa,
означающего тянущаяся под чем либо , стягивающая.
Слово берёт начало от образа древнеегипетских арф, на которых струны
натягивались на концы двух взаимно перпендикулярных подставок.
Термин катет происходит от греческого слова «катетос »,
которое означало отвес , перпендикуляр. В средние века словом катет
означали высоту прямоугольного треугольника, в то время, как другие его
стороны называли гипотенузой, соответственно основанием.
В XVII веке слово катет начинает применяться в современном смысле и
широко распространяется, начиная с XVIII века.
Евклид употребляет выражения:
«стороны, заключающие прямой угол», - для катетов;
«сторона, стягивающая прямой угол», - для гипотенузы.
4 слайд
Определения
Если один из углов треугольника прямой,
то треугольник называется прямоугольным.
А
В
С
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая
против прямого угла, называется гипотенузой,
гипотенуза
катет
катет
а две другие – катетами.
Треугольник – это геометрическая фигура,
состоящая из трёх точек, не лежащих на одной
прямой,
и трёх отрезков, соединяющих эти точки.
5 слайд
Некоторые свойства
прямоугольных треугольников
1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900.
2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 300,
равен половине гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы,
то угол, лежащий против этого катета, равен 300.
6 слайд
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Если катеты одного прямоугольного треугольника
соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны.
2. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного
треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему углу
другого, то такие треугольники равны.
3. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и острому углу другого,
то такие треугольники равны.
4. Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и катету другого,
то такие треугольники равны.
Докажем?
Докажем?
Докажем?
Докажем?
7 слайд
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
Если катеты одного прямоугольного треугольника
соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны.
2. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного
треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему углу
другого, то такие треугольники равны.
3. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и острому углу другого,
то такие треугольники равны.
4. Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и катету другого,
то такие треугольники равны.
Докажем?
Докажем?
Докажем?
Докажем?
8 слайд
Если катеты одного прямоугольного треугольника
соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны.
Дано:
Доказать:
Доказательство:
В
А
А1
С
С1
В1
∆ АВС – прямоугольный,
∆ А1В1С1 – прямоугольный,
ВС = В1С1, АС = А1С1 .
∆ АВС = ∆ А1В1С1
следует из первого признака равенства треугольников
(по двум сторонам и углу между ними).
9 слайд
Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного
треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему углу
другого, то такие треугольники равны.
В
А
А1
С
С1
В1
Дано:
Доказать:
Доказательство:
следует из второго признака равенства треугольников
(по стороне и прилежащим к ней углам)
∆ АВС – прямоугольный,
∆ А1В1С1 – прямоугольный,
АС = А1С1 ,
∆ АВС = ∆ А1В1С1
10 слайд
Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и острому углу другого,
то такие треугольники равны.
В
А
А1
С
С1
В1
Дано:
Доказать:
Доказательство:
т.к. сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°,
то два других острых угла также равны,
∆ АВС = ∆ А1В1С1
∆ АВС – прямоугольный,
∆ А1В1С1 – прямоугольный,
АВ = А1В1 ,
по второму признаку равенства треугольников
(по стороне и прилежащим к ней углам).
поэтому треугольники равны
11 слайд
Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и катету другого,
то такие треугольники равны.
В
А
А1
С
С1
В1
Дано:
Доказать:
Доказательство:
∆ АВС = ∆ А1В1С1
∆ АВС – прямоугольный,
∆ А1В1С1 – прямоугольный,
АВ = А1В1 , АС = А1С1 .
Наложим ∆ А1В1С1 на треугольник ∆ АВС.
Т.к. АС = А1С1 и АВ = А1В1, то они при наложении совпадут.
Тогда вершина А1 совместиться с вершиной А.
Но и тогда и вершины В1 и В также совместятся.
Следовательно, треугольники равны.
12 слайд
Задачи по готовым чертежам
А
С
В
D
?
В
А
С
370
?
?
А
В
С
700
?
А
В
С
300
15 см
?
1200
4 см
D
С
А
В
?
4,2 см
8,4 см
13 слайд
Контрольный тест
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого
а) все углы прямые;
б) два угла прямые;
в) один прямой угол.
14 слайд
2. В прямоугольном треугольнике всегда
а) два угла острых и один прямой;
б) один острый угол, один прямой и один тупой угол;
в) все углы прямые.
Контрольный тест
15 слайд
3. Стороны прямоугольного треугольника, образующие
прямой угол, называются
а) сторонами треугольника;
б) катетами треугольника;
в) гипотенузами треугольника.
Контрольный тест
16 слайд
4. Сторона прямоугольного треугольника, противолежащая прямому углу, называется
а) стороной треугольника;
б) катетом треугольника;
в) гипотенузой треугольника.
Контрольный тест
17 слайд
Контрольный тест
5. Сумма острых углов прямоугольного треугольника
равна
а) 180°;
б) 100°;
в) 90°.
18 слайд
Об авторе
Данная разработка выполнена учителем математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г.Брянска
Кулешовой Галиной Николаевной.
Все отзывы, предложения и вопросы вы можете направить по адресу:
E-maii: galka-kul@yandex.ru
Телефон: 8 – 920 – 607 – 20 – 95
Вернуться к содержанию
19 слайд
Папирус Ахмеса
Математический папирус Ахмеса — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода Среднего царства, переписанное около 1650 до н. э. писцом по имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и шириной 33 см.
Папирус Ахмеса был обнаружен в 1858 шотландским египтологом Генри Риндом и часто называется папирусом Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть рукописи находится в Британском музеев Лондоне, а вторая часть — в Нью - Йорке.
Этот документ остается основным источником информации по математике древнего Египта. Он содержит чертежи треугольников с указаниями углов и формулами нахождения площадей.
Во вступительной части папируса Райнда объясняется, что он посвящён «совершенному и основательному исследованию всех вещей, пониманию их сущности, познанию их тайн». Все задачи, приведённые в тексте, имеют в той или другой степени практический характер и могли быть применены в строительстве, размежевании земельных наделов и других сферах жизни и производства. По преимуществу это задачи на нахождение площадей треугольника, четырёхугольников и круга, разнообразные действия с целыми числами, пропорциональное деление, нахождение отношений.
20 слайд
Е В К Л И Д
Евклид (Eνκλειδηζ), древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
Сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в III веке до н. э. Евклид – первый математик александрийской школы. Его главная работа «Начала»
(в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.
Из других сочинений по математике надо отметить работу «О делении фигур», сохранившуюся в арабском переводе, четыре книги «Конические сечения», материал которых вошел в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид – автор работ по астрономии, оптике, музыке и др.
Дошедшие до нас произведения Евклида собраны в издании «Euclidis opera omnia», ed. J. L. Heibert et Н. Menge, v. 1–9, 1883–1916, дающем их греческие подлинники, латинские переводы и комментарии позднейших авторов.
21 слайд
Это интересно
Треугольник – это многоугольник с тремя сторонами (или тремя углами).
Стороны треугольника обозначаются часто малыми буквами, которые соответствуют заглавным буквам, обозначающим противоположные вершины.
В любом треугольнике:
1. Против большей стороны лежит больший угол, и наоборот.
2. Против равных сторон лежат равные углы, и наоборот.
3. Сумма углов треугольника равна 180 º
4. Продолжая одну из сторон треугольника, получаем внешний угол.
Внешний угол треугольника равен сумме внутренних углов, не смежных с ним.
5. Любая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон и
больше их разности ( a < b + c, a > b – c; b < a + c, b > a – c; c < a + b, c > a – b ).
22 слайд
Ответ не правильный.
Более внимательно изучи данную тему!
23 слайд
Вы верно ответили
на все вопросы !
24 слайд
Желаю удачи
в изучении математики !
Вернуться к содержанию
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 745 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Обухова Ольга Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.