Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Решение диофантовых уравнений

Презентация на тему Решение диофантовых уравнений

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Решение диофантовых уравнений"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Работу подготовили учащиеся 9 класса 
МОУ СОШ №3 городского округа 
город Ман...

    1 слайд

    Работу подготовили учащиеся 9 класса
    МОУ СОШ №3 городского округа
    город Мантурово
    Соколов Илья Викторович,
    Соколов Дмитрий Викторович.
    Руководитель:
    Малышева Светлана Юрьевна,
    учитель математики высшей категории
    Решение диофантовых уравнений

  • Цели и задачи.
Биография Диофанта
Диофантовы уравнения с одной неизвестной
Ди...

    2 слайд

    Цели и задачи.
    Биография Диофанта
    Диофантовы уравнения с одной неизвестной
    Диофантовые уравнения первой степени
    Диофантовые уравнения высших степеней
    Другие методы решения диофантовых уравнений
    Содержание.

  • Цели : научиться находить  решения неопределенного диофантового уравнения, е...

    3 слайд


    Цели : научиться находить решения неопределенного диофантового уравнения, если это решение имеется.
    Для достижения наших целей, были поставлены следующие задачи:
    1) Изучить литературу о Диофанте, и о диофантовых уравнениях.
    2) Понять, как решаются диофантовые уравнения.
    3) Найти различные методы их решеня.
    4) Систематизировать материал.
    5) Выступить с ним на научной конференции.

    Цели и задачи.

  • Нам неизвестно, кем был Диофант, точные года его жизни. На могиле Дио...

    4 слайд

    Нам неизвестно, кем был Диофант, точные года его жизни. На могиле Диофанта есть стихотворение-загадка, решая которую нетрудно подсчитать, что Диофант прожил 84 года. О времени жизни Диофанта мы можем судить по работам французского исследователя науки Поля Таннри, и это, вероятно, середина III в.н.э.
    Наиболее интересным представляется творчество Диофанта. «Труды его подобны сверкающему огню среди полной непроницаемой тьмы». [Стройк] До нас дошло 7 книг из 13, которые были объединены в «Арифметику». Стиль и содержание этих книг резко отличаются от классических античных сочинений по теории чисел и алгебре, образцы которых мы знаем по «Началам» Евклида, леммам из сочинений Архимеда и Аполлония. «Арифметика», несомненно, явилась результатом многочисленных исследований, многие из которых остались нам неизвестны. Мы можем только гадать о её корнях и изумляться богатству и красоте её методов и результатов.
    Биография Диофанта.

  • «Арифметика» Диофанта – это сборник задач (их всего 189), каждая из кото...

    5 слайд


    «Арифметика» Диофанта – это сборник задач (их всего 189), каждая из которых снабжена решением и необходимым пояснением. В собрание входят весьма разнообразные задачи, а их решение часто в высшей степени остроумно. Диофант практиковался в нахождении решений неопределенных уравнений вида , или систем таких уравнений. Типично для Диофанта, что его интересуют только положительные целые и рациональные решения. Иррациональные решения он называет «невозможными» и тщательно подбирает коэффициенты так, чтобы получились искомые положительные, рациональные решения. Поэтому, обычно, произвольное неопределенное уравнение (но, как правило, все-таки с целыми коэффициентами) получает титул "диофантово", если хотят подчеркнуть, что его требуется решить в целых числах.

  • В дальнейшем нам потребуются следующие определения
 Определение 1. Диофантовы...

    6 слайд

    В дальнейшем нам потребуются следующие определения
    Определение 1. Диофантовым уравнением 1-ой степени (линейным) с n неизвестными называется уравнение вида a1x1+a2x2+ … +anxn = b,
    где все коэффициенты и неизвестные – целые числа и хотя бы одно ai≠0.
    Для сокращения записи условимся далее сокращать фразу линейное диофантово уравнение, как ЛДУ.
    Определение 2. Решением ЛДУ называется упорядоченная n - ка целых чисел (( x1, x2 … ,xn )) , такая, что a1x1+a2x2+ … +anxn=b.
    Нашей целью будет научиться находить решения неопределенного уравнения первой степени, если это решение имеется.
    Для этого, необходимо ответить на следующие вопросы:
    1). Всегда ли ЛДУ имеет решений, найти условия существования решения.
    2). Имеется ли алгоритм, позволяющий отыскать решение ЛДУ.

    Диофантовы уравнения с одной не известной.

  • Рассмотрим уравнение 
     a0 + a1x + ... + anxn = 0, (2) где aj Є Z  (j...

    7 слайд

    Рассмотрим уравнение
    a0 + a1x + ... + anxn = 0, (2) где aj Є Z (j = 0,...,n), an ≠ 0.
    Покажем, каким образом можно определить все рациональные корни уравнения (2) (этот метод позволяет, в частности, решать уравнения вида (2) в целых числах). Не нарушая общности рассуждений, можно считать, что a0 ≠ 0. Пусть r - рациональный корень уравнения (2), r = pq, где p Є Z, q Є N*, (p, q) = 1. Умножая обе части равенства a0+a1p∕q+ … +an(p/q)n=0,
    на qn, получим
    a0qn + a1p*qn-1 + ... + an-1pn-1q + anpn = 0,
    следовательно,
    pa0qn и qanpn.(3)Так как (p,q) = 1, то (p,qn) = 1, (q,pn) = 1, поэтому из соотношений (3) следует, что pa0, qan.
    Поскольку рациональных чисел вида r = p/q, таких что (p,q) = 1, pa0, qan, конечное число, то за конечное число шагов можно выбрать те из них, которые являются решением уравнения (2). Как следует из приведенных выше рассуждений, других решений уравнение (2) иметь не может.

  • Диофантовы уравнения первой степени.Перейдем теперь к решению в целых числах...

    8 слайд

    Диофантовы уравнения первой степени.
    Перейдем теперь к решению в целых числах уравнений первой степени или так называемых линейных уравнений, т. е. уравнений вида
    a1x1 + a2x2 + ... + anxn = b,(6)где aj Є Z (j = 1,2,...,n), b Є Z.
    Предположим, что не все числа aj (j = 1,...,n) равны нулю. Очевидно, для существования решения в целых числах уравнения (6) необходимо, чтобы (a1,...,an)b. Покажем, что это условие является и достаточным. Положив перейдем к равносильному
    уравнению a1’x1 + ... + an’xn = b ’ (7), где (a1’, ..., an’) = 1. Пусть ai, ’   aj ’- два ненулевых числа, таких, что |ai ’| ≠ |aj ’|. Для определенности предположим, что i < j, |ai ’|> |aj ’|. Разделив с остатком ai ’ на aj’ , получим представление ai ’= aj ’q + r. Заменив ai ’на aj ’q + r в уравнении (7), приведем его к виду
    а1’ x1 + ... + rxi + ... + aj ’(xj + qxi) + ... + an’xn = b ’. (8) Перепишем уравнение (8) в виде аk ’, k ‡ i хk, k ‡ j,
    a1 ’’x1 + ... + an ’’xn ’’= b ’, (9), где ak ’’= хk ’’= . r , k ‡ i хj+ q хj , k = j,

  • Очевидно, что решения уравнения (7) и (9). связаны между собой взаимно однозн...

    9 слайд

    Очевидно, что решения уравнения (7) и (9). связаны между собой взаимно однозначным соответствием и, таким образом, решив уравнение (9), несложно найти все решения уравнения (7). С другой стороны отметим, что  k, i {1,...,n},   k ≠ i
    аk ’’= ak ’,     |ai ’’| < |ai ’|.
    Отметим также, что
    (a1 ’’, ..., an ’’) = (a1 ’, ..., ai ’ - aj· ’q, ..., an ’ ) = (a1 ’, ..., an ’ ) = 1. .
    Следовательно, за конечное число шагов уравнение (7) приведется к виду а1х1 +…+ аnхn= b ’ (10), где числа   (i = 1,...,n), которые не равны нулю, равны между собой по абсолютной величине. Из соотношения следует, что числа  (i = 1,...,n) могут принимать только значения 0,±1, причем не все из них равны нулю. Предположим, для определенности, . Тогда уравнение (10) имеет следующее решение:
    где t2, t3, ..., t - произвольные целые числа. Отсюда, учитывая проведенные замены, получается и решение уравнения (7). Отметим, что при получении решения уравнения (10) использовался лишь факт, что , поэтому, при выполнении алгоритма можно остановиться на том шаге, когда хотя бы один из коэффициентов станет равен ±1.

  • Диофантовы уравнения высших степеней.  1. Метод разложения на множители Доказ...

    10 слайд

    Диофантовы уравнения высших степеней.
    1. Метод разложения на множители
    Доказать: что уравнение (x - y)3 + (y - z)3 + (z - x)3 = 30
    не имеет решений в целых числах.
    Решение:
    Разложив левую часть на множители, приведем уравнение к виду
    (x - y)(y - z)(z - x) = 10.
    Заметим, что (x - y) + (y - z) + (z - x) = 0. С другой стороны, делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из этого множества, дающих в произведении 10, не будет равняться 0.

  • 2. Использование четности Доказать, что уравнение         x3 + 2y3 + 4z3 - 6x...

    11 слайд

    2. Использование четности
    Доказать, что уравнение x3 + 2y3 + 4z3 - 6xyz = 0, (13)
    в целых числах не имеет решений, не равных нулю одновременно.
    Решение:
    Предположим, что числа x, y, z, не равные одновременно нулю, являются решением исходного уравнения. Видно, что число x - четное. Подстановка x = 2x1 дает
    4x13 + y3 + 2z3 - 6x1yz = 0.
    Отсюда следует, что число y - четное, y = 2y1. Учитывая это, получим
    2x13 + 4y13 + z3 - 6x1y1z = 0.
    Следовательно, z - также четное число. После подстановки z = 2z1 уравнение принимает вид
    x13 + 2y13 + 4z13 - 6x1y1z1 = 0.
    Рассуждая аналогично, доказывается, что для любого n N
    2n|x,   2n|y,   2n|z. Противоречие.

  • Другие методы решения диофантовых уравненийЗадача:
Доказать, что уравнение 
x...

    12 слайд

    Другие методы решения диофантовых уравнений
    Задача:
    Доказать, что уравнение
    x 3 + y 3 + z 3 = 2
    имеет бесконечно много решений в целых числах.
    Решение:
    Положим x = a + b,   y = a - b. Тогда x 3 + y 3 = 2a 3 + 6ab 2. С учетом последнего равенства исходное уравнение принимает вид
    2a 3 + 6ab 2 + z 3 = 2.
    Положив a = 1, получим z 3 = -6b 2. Положим теперь b = 6t 3. Отсюда z = -6t 2,   x = 1 + 6t 3,   y = 1 - 6t 3. Таким образом, получено бесконечное множество решений исходного уравнения, соответствующих целочисленным значениям параметра t

  • Задача:
 Доказать, что уравнение 
X 2 - 2y 2 = 1 (14)имеет бесконечно много р...

    13 слайд

    Задача:
    Доказать, что уравнение
    X 2 - 2y 2 = 1 (14)имеет бесконечно много решений в натуральных числах.
    Решение:
    Нетрудно заметить, что (3,2) - одно из решений исходного уравнения. С другой стороны из тождества
    (x 2 + 2y 2)2 - 2(2xy)2 = (x2 - 2y2)2
    следует, что если (x, y) - решение уравнения (14), то пара (x2 + 2y2 , 2xy) также является его решением. Используя этот факт, рекуррентно определим бесконечную последовательность (xn , yn) различных решений исходного уравнения:
    (x1 , y1) = (3,2)   и   xn+1 = xn2 + 2yn2,     yn+1 = 2xnyn,    n N.
    Задача:
    Доказать, что уравнение
    x(x + 1) = 4y(y + 1)
    неразрешимо в целых положительных числах.
    Решение:
    Нетрудно заметить, что исходное уравнение равносильно уравнению
    x2 + x + 1 = (2y + 1)2.
    Следовательно, x2 < (2y + 1)2 < (x + 1)2 или x < 2y + 1 < x + 1. Полученное противоречие доказывает требуемое утверждение.

  • Задача: решить в целых числах уравнение. 
Решение: 
Заметим, что слагаемые в...

    14 слайд

    Задача: решить в целых числах уравнение.
    Решение:
    Заметим, что слагаемые в левой части уравнения имеют одинаковый знак, а поскольку их сумма положительна, то каждое слагаемое также положительно. Применяя неравенство Коши, получим
    Следовательно, xyz = 1. Отсюда получим, что решениями могут быть только тройки (1,1,1), (1,-1,-1), (-1,-1,1), (-1,1,-1). Проверкой убеждаемся, что каждая из них действительно является решением исходного уравнения.
    Задача: Доказать, что уравнение

    не имеет решений в целых положительных числах.
    Решение:
    Положим d = (x , y),   x1 = x/d,   y1 = y/d. Так как
    x2 + xy + y2 = x2y2,
    следовательно,
    x12 + x1y1 + y12 = d 2x12y 12. (15)Отсюда получаем, что
    x1|y1,     y1|x1.
    Учитывая, что (x1,y1) = 1, делаем вывод, что x1 = y1 = 1. Таким образом, уравнение (15) принимает вид
    d2 = 3,
    Отсюда следует требуемое утверждение.

  • Задача: 
Доказать, что уравнение 
x2 + 1 = py, 
где p - простое число вида 4k...

    15 слайд

    Задача:
    Доказать, что уравнение
    x2 + 1 = py,
    где p - простое число вида 4k+3, неразрешимо в целых числах.
    Решение:
    Предположим, что исходное уравнение разрешимо в целых числах. Тогда
    x2 + 1 ≡ 0(mod p).
    Но, согласно малой теореме Ферма,
    -1 ≡ (-1)2k+1 ≡ (x2)2k+1 ≡ x p-1 ≡ 1(mod p).
    Полученное противоречие доказывает неразрешимость исходного уравнения в Z.
    Задача: решить в целых числах уравнение
    2x3 + xy - 7 = 0.
    Решение:
    Из условия следует, что x должен быть делителем числа 7. Т. е. возможные значения x находятся среди чисел {±1, ±7}. Перебрав эти возможности, получаем решение уравнения: (1,5), (-1,-9), (7,-97), (-7,-99

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.07.2020 237
    • PPTX 206 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якубова Регина Вагизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якубова Регина Вагизовна
    Якубова Регина Вагизовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86541
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека