Инфоурок Русский язык ПрезентацииПрезентация "Современные педагогические технологии"

Презентация "Современные педагогические технологии"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация "Современные педагогические технологии""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Педагогические технологииPrezentacii.com

    1 слайд

    Педагогические
    технологии
    Prezentacii.com

  • А.К.Гастев«Мы проводим на работе лучшую 
часть своей жизни. 
Нужно научиться...

    2 слайд

    А.К.Гастев
    «Мы проводим на работе лучшую
    часть своей жизни.
    Нужно научиться работать так, чтобы
    работа была легка и чтобы она была
    всегда жизненной постоянной школой»

  • Закон  РФ  «Об образовании»Под образованием в Российской Федерации понимаетс...

    3 слайд

    Закон РФ «Об образовании»
    Под образованием
    в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания
    в интересах личности, общества, государства.
    Образование
    обучение
    воспитание

  • Педагогические технологии могут быть представлены как 
технологии обучения и...

    4 слайд

    Педагогические технологии могут быть представлены как
    технологии обучения и
    (дидактические технологии);
    технологии воспитания


  • Слово «технология» происходит 
от греческих  
   techne - искусство, мастерст...

    5 слайд

    Слово «технология» происходит
    от греческих
    techne - искусство, мастерство
    и
    logos - наука, - закон.
    Дословно
    «технология» – наука о мастерстве

  • Определение понятия«педагогическая технология»Педагогическая технология – оп...

    6 слайд

    Определение понятия
    «педагогическая технология»
    Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

    Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)

    Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)

  • Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содер...

    7 слайд

    Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

    Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

    Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.


    Педагогическая технология
    - в 3-х аспектах:

  • Основные идеи технологии:технология разрабатывается под конкретный  педагогич...

    8 слайд

    Основные идеи технологии:
    технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;

    технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся...

    9 слайд

    технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации
    и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
    элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
    педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).



    Основные идеи технологии:

  • Критерии образовательных технологий: концептуальность;
системность; 
 управл...

    10 слайд

    Критерии
    образовательных технологий:
    концептуальность;
    системность;
    управляемость (мониторинг);
    эффективность;
    воспроизводимость;

  • Признаки педагогической технологии:диагностичное целеобразование;

результат...

    11 слайд

    Признаки
    педагогической технологии:
    диагностичное целеобразование;

    результативность
    (предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения);

    экономичность
    (оптимизация труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени);

    алгоритмируемость;


  • Признаки педагогической технологии:проектируемость (отражают различные сторо...

    12 слайд

    Признаки
    педагогической технологии:
    проектируемость (отражают различные стороны идеи воспроизводимости ПТ);
    целостность;
    управляемость;
    корректируемость (возможность оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели. Взаимосвязан с признаками диагностичного целеообразования и результативности);
    визуализация (применение различной аудиовизуальной
    и компьютерной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов
    и оригинальных наглядных пособий)





  • Традиционное обучение – фундамент инновацийТермин «традиционное обучение» под...

    13 слайд

    Традиционное обучение – фундамент инноваций
    Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения,
    сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским,
    и до сих пор являющуюся преобладающей
    в школах мира.

  • Традиционное обучение – фундамент инновацийПоложительные стороны:
упорядоченн...

    14 слайд

    Традиционное обучение – фундамент инноваций
    Положительные стороны:
    упорядоченная,
    логически правильная подача учебного материала;
    2. организационная четкость;
    3. оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
    Отрицательные стороны:
    шаблонное построение, однообразие;
    отсутствие самостоятельности;
    слабая речевая деятельность (2мин/день);
    отсутствие
    индивидуального обучения.

  • Инновационные технологии«Инноватика – 
это не просто новшества, некоторая нов...

    15 слайд

    Инновационные технологии
    «Инноватика –
    это не просто новшества, некоторая новизна,
    а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)

  • Инновационные технологии  - алгоритм последовательных действий, в системе в...

    16 слайд

    Инновационные технологии -

    алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата;
    альтернативные технологии,
    связанные с изменением
    организационных форм учебного процесса.

  • Инновационные технологии предполагают:
повышение уровня мотивации к учебному...

    17 слайд

    Инновационные технологии предполагают:

    повышение уровня мотивации к учебному труду;
    формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
    при активной поддержке учителя;
    постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
    ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;





  • создание когнитивной схемы мышления;
воспитание чувства собственного достоинс...

    18 слайд

    создание когнитивной схемы мышления;
    воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты в учёбе;
    в основе - дифференциальный подход;
    хорошее знание теоретического материала как основы успешности обучения , любая задача – это кусок теории;
    создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;
    работа с одарёнными детьми.

    Инновационные технологии предполагают:

  • Инновационные технологииЛичностно-ориентированный подход;Проектная технология...

    19 слайд

    Инновационные технологии
    Личностно-ориентированный подход;
    Проектная технология,
    научно-исследовательская деятельность;
    ИКТ- технологии;
    Технологии развивающего обучения:
    мониторинг

  • Технологии развивающего обучения проблемное изложение учебного материала;...

    20 слайд

    Технологии
    развивающего обучения
    проблемное изложение учебного материала;

    частичнопоисковая деятельность;

    самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

  • Проектная, исследовательская деятельность Требования  к использованию метода...

    21 слайд

    Проектная,
    исследовательская деятельность
    Требования к использованию метода проектов:

    Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.
    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.
    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

  • Последовательность действий:определение проблемы и вытекающих из нее задач ис...

    22 слайд

    Последовательность действий:
    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
    выдвижение гипотез их решения;
    обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);
    обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);
    сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    выводы, выдвижение новых проблем исследований.

  • Типология проектов:Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, р...

    23 слайд

    Типология проектов:
    Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);
    Предметно-содержательная область: монопроект – межпредметный проект;
    Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);
    Характер контактов (среди участников одной школы, всего города, республики, страны, разных стран мира);
    Количество участников проекта;
    Продолжительность проекта

  • Критерии внешней оценки проекта:Актуальность проблемы.
Корректность методов...

    24 слайд

    Критерии
    внешней оценки проекта:
    Актуальность проблемы.
    Корректность методов исследования.
    Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
    Характер общения участников проекта.
    Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
    Умение аргументировать свои заключения, выводы.
    Эстетика оформления проекта.
    Умение отвечать на вопросы.

  • Личностно -ориентированный подходпредполагает:обязательную опору на знание...

    25 слайд

    Личностно -
    ориентированный подход
    предполагает:
    обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;

    умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;

    какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.

  • Сравнительная таблица

    26 слайд

    Сравнительная таблица

  • Сравнительная таблица

    27 слайд

    Сравнительная таблица

  • Сравнительная таблица

    28 слайд

    Сравнительная таблица

  • Сравнительная таблица

    29 слайд

    Сравнительная таблица

  • Здоровьесберегающие технологии (типы):Здоровьесберегающие (профилактические...

    30 слайд


    Здоровьесберегающие технологии (типы):

    Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,
    организация здорового питания).

    Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж,
    фитотерапия, арттерапия).

    Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

    Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия
    по развитию личности обучающихся,
    внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

  • ИКТ-технологии:использование в работе ЭОР и ЦОР;
использование интерактивной...

    31 слайд

    ИКТ-технологии:
    использование в работе ЭОР и ЦОР;
    использование интерактивной доски;
    работа с Интернет-ресурсами;
    создание собственного цифрового образовательного пространства;
    создание собственной мультимедийной библиотеки;
    проведение, организация конференций;
    создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

  • MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»1. Мультимедийная программа «Учимся по...

    32 слайд

    MULTIMEDIA – поддержка предмета Музыка»
    1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»;
    2. Мультимедийная программа «Соната» Л. Залесский и компания (ЗАО);
    3. «Музыкальный класс» ООО «Нью Медиа Дженерейшн»;
    4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки», изд-во «Кирилл и Мефодий»;
    5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки», «Коминфо»;
    6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП);
    7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;
    8.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;
    9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»;
    10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»;
    11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/;
    12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;
    13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;
    14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным, (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск».

  • Методы активизации обучающихся:пение;
импровизация;
голосовые игры, речевые у...

    33 слайд

    Методы активизации обучающихся:
    пение;
    импровизация;
    голосовые игры, речевые упражнения;
    словесное высказывание о музыке;
    интересный подбор репертуара;
    задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
    создание рисунков и раскрашивание;
    движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
    инсценирование;
    пластическое интонирование;
    учебно-игровая деятельность;
    игра на музыкальных инструментах;
    использование дискуссионного метода ведения урока;
    сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и обучающихся.

  • Современные требованияк уроку: 1. Урок должен быть эффективным, а не эффектн...

    34 слайд

    Современные требования
    к уроку:
    1. Урок должен быть эффективным, а не эффектным.
    2. Материал должен излагаться на научной основе, но в доступной форме.
    3. Построение урока должно строго соответствовать теме.
    4. Поставленные задачи урока - развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.
    5.Ученики должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где он пригодится им в жизни.
    6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.
    7.Добиваться того, чтобы ученики сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

  • Современные требованияк уроку: 8. В процессе урока необходимо: 
рациональное...

    35 слайд

    Современные требования
    к уроку:
    8. В процессе урока необходимо:
    рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;
    разнообразие активных форм и методов обучения;
    дифференцированный подход в обучении;
    четкая организация мыслительной деятельности учеников;
    создание атмосферы педагогики сотрудничества и творчества;
    правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом;
    наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока;
    совершенствование обучающимися навыков самоконтроля;
    урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать детей.

  • Современные требованияк уроку: 9. Логичность, умение выделять главное в изуч...

    36 слайд

    Современные требования
    к уроку:
    9. Логичность, умение выделять главное в изучаемом материале и грамотно ставить вопросы.
    10. Последовательная постановка целей урока и его этапов.
    11. Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).
    12. Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.
    13. Подготовка обучающихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.
    14. Комментирование домашнего задания.
    15. Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.
    16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех обучающихся в работу при проверке домашнего задания.
    17. Закрепление знаний.
    18. Организационный момент.
    19. Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

  • Успешность современного педагога: способность управлять собой;
разумные личн...

    37 слайд

    Успешность
    современного педагога:
    способность управлять собой;
    разумные личные ценности;
    четкие личные цели;
    постоянный личностный рост;
    умение решать проблемы;
    изобретательность и способность к инновационному творчеству.

  • Способность руководить детьми и учебным процессом:знание современных подходо...

    38 слайд

    Способность руководить
    детьми и учебным процессом:
    знание современных подходов
    к процессу обучения;
    способность формировать коллектив;
    высокая способность влиять на окружающих;
    умение обучать;
    способность формировать и развивать творческие группы.

  • 1.Неумение управлять собой:Каждый учитель должен научиться 
обращаться с сами...

    39 слайд

    1.Неумение управлять собой:
    Каждый учитель должен научиться
    обращаться с самим собой как
    с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы
    поддерживать свою производительность.
    Нельзя рисковать своим здоровьем, позволять волнениям и рабочим заботам поглощать Вашу энергию.
    Ограниченная способность управлять собой – неспособность управлять другими!

  • 2. Размытые личностные ценности:От преподавателей ученики и их родители ежедн...

    40 слайд

    2. Размытые личностные ценности:
    От преподавателей ученики и их родители ежедневно ждут принятия решений, основанных на личных ценностях и принципах, которые должны быть четко сформированы.
    Современная концепция образования
    ориентирована на такие ценности,
    как эффективность, реализация потенциала
    коллектива обучающихся и
    растущая готовность к нововведениям.

  • 3. Смутные личные цели:Педагог может стремиться к 
недостижимым либо нежелате...

    41 слайд

    3. Смутные личные цели:
    Педагог может стремиться к
    недостижимым либо нежелательным целям, которые несовместимы с современностью.
    Недооцениваются альтернативные
    варианты, опускаются важные возможности,
    решаются незначительные вопросы,
    на которые уходят все силы.
    Учителя с трудом достигают успеха,
    не способны оценить успех других.

  • 4. Остановленное  саморазвитие:Некоторые преподаватели:
 недостаточно динамич...

    42 слайд

    4. Остановленное саморазвитие:
    Некоторые преподаватели:
    недостаточно динамичны,
    не могут преодолеть свои слабости,
    работать над собственным ростом,
    склонны избегать острых ситуаций в интересах личной безопасности,
    исключают из своей деятельности риск,
    теряют природную отзывчивость,
    их деловая жизнь превращается в рутину.

  • 5. Неумение решать проблемы:Квалифицированное решение проблем – очевидный упр...

    43 слайд

    5. Неумение решать проблемы:
    Квалифицированное решение проблем – очевидный управленческий навык!

    Проблемы, которые не решаются быстро и энергично, накапливаются и
    мешают как размышлениям,
    так и действиям учителя!

  • 6. Недостаточность творчества:Учитель, не желающий экспериментировать, 
риско...

    44 слайд

    6. Недостаточность творчества:
    Учитель, не желающий экспериментировать,
    рисковать или сохранять творческий подход
    в работе,
    ограничен изобретательностью,
    способностью воспринимать и оценивать
    инновации, сам редко выдвигает новые идеи,
    не способен стимулировать других.

  • 7. Неумение влиять на людей:Чтобы обеспечить необходимые для успеха ресурсы,...

    45 слайд

    7. Неумение влиять на людей:
    Чтобы обеспечить необходимые для успеха ресурсы, учитель должен
    получить требуемую поддержку.

    Необходимо устанавливать взаимодействия
    с окружающими, прислушиваться к ним, устанавливать тесные связи,
    уметь «выражать себя».

  • 8. Неумение обучать: Учитель часто выступает  в роли наставника.
 Не развивая...

    46 слайд

    8. Неумение обучать:
    Учитель часто выступает в роли наставника.
    Не развивая этого умения, учитель не может помочь другим педагогам и обучающимся
    в саморазвитии.

    Учитель, которому не хватает
    способности или желания помогать развитию других,
    ограничен неумением обучать.

  • 9.Низкая способность работать с коллективом детей:Учитель не может превратить...

    47 слайд

    9.Низкая способность работать с коллективом детей:
    Учитель не может превратить успехи
    в классе в результативные.
    Управление классным коллективом сопровождается трудностями и не дает отдачи.
    Не создается благоприятный климат,
    эффективные механизмы управления детьми.
    Для достижения позитивных результатов
    учителю необходимо создавать команду
    единомышленников, использовать их умения.

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем будущем, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального преодоления, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности);
  • быть коммуникабельными, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить трудности в познании и применении знаний. Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития школьника, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. Овладение теорией и технологией личностно-развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя в современной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я изучила и применяю их элементы на практике:

Теория развивающего обучения в настоящее время не представляет единой научной концепции, а складывается из различных подходов. В своей работе я апробировала и использую элементы некоторых из них. На уроках русского языка работаю по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Содержание учебника предполагает обучение в начальных классах по развивающим программам. Основу содержания обучения составляют элементы обучения по системам Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова и развивающего обучения Л.В. Занкова. Свою работу строю на переходе от воспроизводящего к поисково-творческому типу учебной деятельности, обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности), ведущую роль отдаю теоретическим знаниям. Повышению эффективности процесса обучения способствует личностно-развивающий подход к обучению. В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находятся деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образование, проявление его в самом себе, формирование себя. Одной из особенностей урока в личностно-развивающем подходе является его разноплановая дифференциация.

Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся по способностям, к тем или иным предметам: одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие – к точным наукам; одни – к историческим, другие – к биологическим и т.д. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одарённых детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. При этом во всех формах дифференциацию осуществляю в виде детерминированного или демократического обучения.

Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляю за счёт использования интеграции. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия. С позиций развития личности интеграция создаёт условия для:

  • Выхода на более высокий уровень осмысления;
  • Совершенствования индивидуально-личностного аппарата познания;
  • Развития свободы мышления;
  • Формирование креативности учащихся.

Интеграцию осуществляю не только на конкретных уроках, но и в целом в своей работе, интегрируя элементы нескольких современных педагогических технологий: интегральная образовательная технология В.В. Гузеева (блоки уроков, проблемное обучение, групповое обучение, компьютерная поддержка при подготовке); Технология воспитания экологической культуры ( адаптировала программу факультативного курса “Литература Восточной Сибири”,где литература интегрируется с экологией); Технология обучения с помощью знаково-символических структур (фреймы, схемы, блок-схемы, структурно-логические схемы, образные символы). Знаково-символические средства – это не просто “пятое” колесо, бегущее параллельно, они являются важным инструментом при интериоризации образно представленной информации, поэтому должны быть рассмотрены как одна из познавательных стратегий, цель которой повысить вероятность сохранения в памяти и оперирования информацией. Визуальные знаково-символические структуры являются оптимальным и эффективным средством концентрации знания и психопедагогических импульсов для разнотипных людей. В своей работе применяю разнообразные знаково-символические средства обучения, как: коммуникативные, познавательно-ориентировочные, моделирование, схематизация. Коммуникативные знаково-символические средства направлены на обеспечение общения – передачу сообщения от одного человека к другому, декодирование знаково-символических средств, считывание информации. В преподавании использую следующие виды знаков:

  • знаки-признаки, или иконические знаки, для которых характерна “первичность” передаваемой информации, т.е. частичное воспроизведение объектов (фото);
  • знаки-образы, которые помогают учащимся вникнуть в тему урока, осмыслить цели и задачи;
  • проекционные знаки – передают пространственные характеристики;
  • комбинаторные знаки – символические изображения.

Знаково-символьные изображения блока учебной информации имеют различные названия. Я применяю системные опорные конспекты, блок-схемы, логические модели, семантические сети и фреймы.

Фрейм – минимальное описание какого-либо явления, факта или объекта, обладающее свойством, благодаря которому удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление, факт или объект перестают правильно опознаваться.

Уроки планирую на основе принципов личностно-ориентированного обучения:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор;
  • межпредметность;
  • продуктивность обучения;
  • ситуативность;
  • рефлексиия

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии.

Эффективно также обучение с помощью органов чувств. Пять органов чувств принято считать у человека основными: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Например, на уроке литературы можно раздать засушенный лист дерева и попросить сочинить про него стихотворные строки. Задание выполняется детьми с большей заинтересованностью, чем если бы ученики сочиняли на основе картины или даже букета, стоящего в вазе. Каждый ребёнок может потрогать лист руками, ощутить запах, применить свои органы чувств для более полного восприятия.

Особое место отвожу рефлексии чувств. Для этого школьникам предлагаю кратко описать, какие они испытывали чувства в той или иной ситуации, в ходе учебного занятия, дня или недели. Поскольку словами не всегда можно адекватно передать чувства, осваиваются невербальные способы чувственной рефлексии: с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и др.

Выбор методов обучения определяю следующими факторами: смысловыми целями, особенностью предмета, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения, временем и др. Основными методами являются наглядные, проблемные, эвристические, поисково-исследовательские и др.

История педагогики богата не только новациями в области методов и организационных форм обучения. На разных этапах параллельно развитию технической мысли шло интенсивное внедрение всевозможных средств наглядности, технических средств в учебный процесс. В своей работе использую проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон и компьютер. Мои учащиеся используют компьютер при подготовке к урокам, работая с электронными учебниками, на интегрированных уроках (урок словесности и информатики), на факультативных занятиях и при подготовке к экзамену. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют мне обеспечивать учебный процесс:

  • поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и обучаемым;
  • доступам к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
  • доступам к электронным библиотекам;
  • доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и журналов.

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей. Модуль позволяет учащемуся, включённому в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Благодаря модулю учащийся дозирует содержание, понимает, какая информация обсуждается и с какой целью. Цели взаимодействующих субъектов могут основываться на двух моментах: либо на структуре темы (элементы, нормы связей, функции, свойства), либо на методе изучения (способы, алгоритмы, по которым работает система). Модуль служит инвариантным средством деятельной организации содержания и осуществления информационного обмена. Он в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека. Главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание человека.

Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

  • физической – управление движением;
  • физиологической – управление процессами в теле;
  • психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
  • интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Для укрепления здоровья регулярно провожу физминутки, слежу за правильной осанкой.

Организую походы и прогулки на свежем воздухе. В кабинете совместно с учащимися поддерживаем санитарное состояние, проводя генеральные и влажные уборки, в кабинете очень много цветов, очищающих воздух. Мои учащиеся активно принимают участие в акциях борьбы с наркоманией и алкоголизмом: являются членами лекторской агитгруппой, пропагандируют здоровый образ жизни. Совместно с преподавателем обж подготовили и провели тематический вечер “Суд над наркоманией”. Как классный руководитель провожу классные часы о здоровом образе жизни, используя современные здоровьесберегающие технологии. Классные часы: “Валеология – наука о здоровье”, “Как стать уверенным?”, “Эмоции человека и его здоровье”, “Что такое рациональное питание?”, “Искусство коммуникации в развитии личности” и многие другие помогают мне в достижении целей в борьбе за здоровый образ жизни.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему" Имена существительные одушевленные и неодушевленные" (3 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 64. Имя существительное
  • 04.03.2018
  • 1357
  • 54
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.03.2018 715
    • PPTX 658 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бохан Марина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бохан Марина Ивановна
    Бохан Марина Ивановна
    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24484
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе