Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Фонетика

Презентация на тему Фонетика

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Фонетика"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Повторение, обобщение
 материала

Ахметова В.В.,
учитель русского языка 
и...

    1 слайд



    Повторение, обобщение
    материала

    Ахметова В.В.,
    учитель русского языка
    и литературы

    Фонетика
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области
    Prezentacii.com

  • Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»    Кто-то позвони...

    2 слайд

    Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

    Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).
    Здесь живет такая-то буква?
    Да.
    Не могли бы вы сейчас поработать?
    А как?
    Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...
    В начале слова не работаю.
    А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...
    Простите, в таких местах не бываю.
    Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
    Какие это буквы, будьте добры?..
    Первая - Н, а за ней -Ч.
    Нет, туда не пойду.
    А после Ч? Перед Т?
    Если в глаголе - тогда с удовольствием.
    Нет, в существительном.
    Ничем не могу вам помочь.
    Дверь захлопнулась.
    Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

  • Автор данного текста,  Михаил Викторович Панов,                   обращается...

    3 слайд

    Автор данного текста,
    Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки "Таинственная незнакомка", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.

  • Справка                 Михаи́л Ви́кторович Пано́в                  (21 сентя...

    4 слайд

    Справка
    Михаи́л Ви́кторович Пано́в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.

  • Закончи фразуФонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а...

    5 слайд

    Закончи фразу
    Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
    Звуки мы …., а буквы …..
    В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
    Не обозначают звуков буквы …. .
    Шипящие звуки …. .
    Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
    Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .


  • Найди звук, соответствующий определенной характеристике: всегда твёрдый: Д,...

    6 слайд

    Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

    всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
    всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
    сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
    не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

  • Игра «Рассели «жильцов»Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья  рассели...

    7 слайд

    Игра «Рассели «жильцов»
    Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики







    В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
    Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
    В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

  • Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяютс...

    8 слайд

    Звук под маской
    Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
    Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
    Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

  • Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семе...

    9 слайд

    Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.
    флаг
    краб
    вокзал

    просьба
    молотьба

    грядка кружка резкий

  • Звуки – смыслоразличители.Что произошло? Почему получилась такая путаниц...

    10 слайд





    Звуки – смыслоразличители.
    Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь.
    Тает снег, течет ручей,
    На ветвях полно врачей.
    Миша дров не напилил,
    Печку кепками топил.
    На болоте нет дорог,
    Я по кошкам – скок да скок.
    Забодал меня котел,
    На него я очень зол.
    Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

  • Звуки – смыслоразличители.Что произошло? Почему получилась такая путаница?...

    11 слайд

    Звуки – смыслоразличители.
    Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод.
    Дым на улице стоит,
    Дом из труб его валит.
    На чердак залезла ложка,
    Со стола упала кошка.
    В день весенний у ворот
    Начал дружно таять мёд.
    Пироги пекутся в речке,
    Рыбаки сидят у печки.
    Путник в город шел мешком.
    Вы слыхали о таком?
    Кто не верит чудесам,
    Убедиться может сам!

  • Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, заг...

    12 слайд

    Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

  • Ключ к метаграммеРот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – к...

    13 слайд

    Ключ к метаграмме
    Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

  • Игра «Наоборот»Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном по...

    14 слайд

    Игра «Наоборот»
    Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
    из слова Лён – цифру;
    из слова Лей – название дерева;
    из слова Люк – большой мешок;
    из слова Ток – домашнее животное;
    из слова Шёл – неправду.

  • Отгадай загадку!Без досок, без топоровЧерез реку мост готов,Мост – как сине...

    15 слайд

    Отгадай загадку!
    Без досок, без топоров
    Через реку мост готов,
    Мост – как синее стекло,
    Скользко, весело, светло.
    Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
    Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
    Сколько раз встречается звук [с]?
    В саду рос куст роз.

  • Подбери  пару    К  каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы  первый...

    16 слайд

    Подбери пару
    К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
    Доска - тоска
    вол -
    ноты -
    роль -
    жар -
    дрель -
    гонец -
    быль –
    зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

  • Волшебная сила звукаВолшебную силу звука используют поэты в своих стихах, дос...

    17 слайд

    Волшебная сила звука
    Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
    Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

  • Вывод:определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины...

    18 слайд

    Вывод:
    определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
    Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
    К. Д. Бальмонт.
    Звукоподражание шелесту, шороху.




  • Рассказ школьного портфеля.Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать...

    19 слайд

    Рассказ школьного портфеля.

    Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
    Ему уже двенадцать лет.
    Но говорит он до сих пор
    Не «коридор», а «колидор»,
    «Дилектор входит в кабинет…»,
    «Закрыт м а г`а з и н на обед…»,
    «Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,
    «Секёт свеклу…»,
    «Пекёт блины…».
    И до меня дошёл черёд:
    Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт.
    Но мне не зря «Родную речь»
    Судьбой доверено беречь.
    И я придумал, не шутя:
    Пусть и его зовут П е т`я.
    - П е т`я! – несётся со двора, -
    Тебе домой идти пора!
    - Не трогай малыша, П е т`я,
    Ведь ты большой, а он дитя!
    «П е т`я» обижен на ребят:
    - Скажите, в чём я виноват?
    Я не ругался, не грубил
    И никого не оскорбил.
    За что же среди бела дня
    Отняли имя у меня?

    (Ю. Тимянский)

  • Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного ру...

    20 слайд

    Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?
    Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.


  • Как называется система правил                                              о...

    21 слайд

    Как называется система правил о написании слов и их частей?
    Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
    Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
    Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

  • Подводим итоги урока.Закончи фразу
 Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Было т...

    22 слайд

    Подводим итоги урока.
    Закончи фразу
    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я выполнял задания…
    Я понял, что…
    Теперь я могу…
    Я научился…
    У меня получилось …
    Я попробую…
    Меня удивило…
    Мне захотелось…

  • Домашнее задание (на выбор):сочинить  собственную лингвистическу...

    23 слайд














    Домашнее задание (на выбор):
    сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
    придумать (подобрать) другие игры по теме;
    придумать (подобрать) примеры для аналогичных игр;
    составить задания – тесты по теме;
    устный развёрнутый ответ по одной из тем:
    - Звукопись;
    - Аллитерация;
    - Особенности русского ударения.



  • Использованная литератураГ. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секре...

    24 слайд

    Использованная литература
    Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
    В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
    В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
    Интернет – ресурсы:
    http://igrovaia.ru
    http://ru.wikipedia.org
    http://festival.1september.ru
    http://openclass.ru
    http://images.yandex.ru/-картинки для презентаций




Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.04.2020 484
    • PPTX 148.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шакин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шакин Павел Викторович
    Шакин Павел Викторович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79319
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе