Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Имя существительное как часть речи
2 слайд
Цели урока
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.
Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).
3 слайд
А.Шибаев «Слова, слова, слова…»
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
4 слайд
Доброта.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда – то
Хоть чем – то согрели меня.
Согрели своей плащ – п…латкой,
Иль тихим шутливым сл…вцом,
Иль чаем на столик… шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по з…мле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле (Ю. Друнина)
а
о
е
е
5 слайд
Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»
Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?
Имя существительное сказало о себе так:
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам???»
6 слайд
Гипотеза
Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.
7 слайд
Ход исследования
Проанализировать определения имени существительного
Провести наблюдения в окружающем мире.
Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи
8 слайд
Анализ определений имени существительного
Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения
Определение из Википедии
9 слайд
(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
10 слайд
Вывод:
В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете
11 слайд
Ответить на вопросы, привести примеры
Существительные могут обозначать людей и животных?
Существительные могут обозначать географические названия?
Существительные могут обозначать предмет признака?
Существительные могут обозначать явления природы?
Существительные могут обозначать события?
Существительные могут обозначать качества человека?
Существительные могут обозначать предмет действия?
Существительные могут обозначать состояние человека?
12 слайд
Вывод: Существительное обозначает не только предмет.
Гипотеза подтвердилась. Имена
существительные – не только предметы.
Существительные обозначают людей и животных,
географические названия (Москва),
явления природы (радуга, дождь),
события (праздник, война),
состояние человека (грусть, волнение),
качества человека (смелость, доброта),
предмет действия (бег, ходьба),
предмет признака (желтизна, красота) .
13 слайд
Ребята, берегите зрение!
14 слайд
Определи значение существительного.
Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие
Землю, ее недра, водную поверхность
Космические тела и явления
Растения
Животных
Явления природы
Вещества
Факты, события
Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога
Затмение солнца, заря, рассвет,
Метель, ветер, иней, мороз
Каникулы, олимпиада, праздник
Черешня, пшеница, рожь
Змея, крокодил
Молоко, золото, железо,
15 слайд
Обоснуй ответ. Распределительное письмо.
Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).
Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.
16 слайд
Подбери имя, определи признаки существительного.
Город
река
деревня
озеро
собака
поэт
кошка
писатель
сказочник
книга
имя
фамилия
мультфильм
отчество
государство
газета
передача
Усть – Каменогорск
Иртыш
Прапорщиково
Зайсан
Тузик
Пушкин
Мурка
Пришвин
Андерсен
Кладовая солнца
Максим
Сергеев
«Гадкий утенок»
Владимировна
Казахстан
«Мой город»
«Спокойной ночи, малыши»
17 слайд
Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?
18 слайд
Домашнее задание.
Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
19 слайд
20 слайд
Использованные ресурсы
Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении
Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В.
Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ
Анимационные картинки - http://www.gifzona.com/small_img.htm
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 989 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мустафина Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.