Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ,
ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ
2 слайд
Научиться говорить – значит научиться строить высказывания
3 слайд
В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация.
Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
4 слайд
Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски
существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,
дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,
жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
5 слайд
Фразеологизмы
стилистически выразительны
содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
6 слайд
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его
экспрессивностью и оценочностью
В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
ак/-як: добряк, здоровяк;
ан/-ян: старикан, грубиян;
ач: бородач, силач;
ежк(а): зубрежка, кормежка;
отн(я): беготня, пачкотня;
ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга
7 слайд
Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его
экспрессивностью и оценочностью
Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:
аст-: глазастый, языкастый;
енн-: здоровенный, обалденный.
К разговорной лексике относятся глаголы на:
ничать: бродяжничать, жеманничать;
ивать: пошаливать, поговаривать.
8 слайд
Синтаксис
1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:
Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).
За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).
2.Использование неполных предложений в диалоге:
- А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
9 слайд
Синтаксис
3.Часто допускаются лексические повторы:
Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).
4.В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:
Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
10 слайд
Этикет – правила вежливости
Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
11 слайд
Запишите предложение
(Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость.
Сервантес
12 слайд
Ситуация 1
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
13 слайд
Ситуация 2
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".
В чём не прав мальчик?
14 слайд
воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:
не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;
закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
не забывай говорить "волшебные слова";
помоги пожилому человеку или малышу;
если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
помни: ты –человек, веди себя по-человечески!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 995 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Усеинова Вероника Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.