Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Речевые ошибки
УРОК-практикум
Русский язык,10 класс
2 слайд
Цели урока:
1.Повторить классификацию речевых ошибок.
2.Научиться определять тип речевой ошибки.
3. Отработать способы коррекции дефектных
предложений.
4. Научиться оценивать качество речи
3 слайд
Знаете ли вы типы ошибок?
Задача № 1: актуализировать знания по классификации ошибок.
4 слайд
Помните ли вы речевые ошибки? Задача № 2: конкретизировать классификацию речевых ошибок
5 слайд
6 слайд
Задача № 3: отработать навык определения типа речевой ошибки и коррекции предложений
Тренинг устный: определите ошибки и исправьте дефектные предложения
Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.
Курагин шлялся по барам.
Мелочную рыбу отдали кошке.
Рейд выявил целую плеяду жуликов.
Тренинг письменный
7 слайд
Домашнее задание.
Ресурсы.
Прочитать материал, составленный на основании классификации, предложенной Т.Л.Служевской в практикуме по культуре речи «Уроки словесности».
Найти в Интернете материал по теме урока: примеры предложений с речевыми ошибками для проведения практической работы в классе (на слайдах в программе Power Point)
http://www.klyaksa.net/htm/kopilka
http://www.gramota.ru
8 слайд
Спасибо
за работу!
9 слайд
Причины употребления слова в несвойственном ему значении:
Незнание значения слова.
Незнание «возраста» слова – отнесение его к чуждой исторической эпохе.
Смешение паронимов.
Непонимание различий в значении синонимов.
Незнание фразеологического оборота с данным словом.
10 слайд
Причины нарушения лексической сочетаемости:
пишущий не знает, что объединенные им в словосочетании слова:
противоречат друг другу;
несовместимы, так как одно из них употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее;
разнородны стилистически;
несовместимы по традиции.
11 слайд
Причины тавтологии и неуместного повторения слов :
Бедность речи, неумение использовать синонимы.
Неразвитость «речевого слуха»
(пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает, что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет)
12 слайд
Синтаксическая бедность
Использование однотипных синтаксических конструкций - речевая ошибка, которая называется «синтаксическая бедность».
Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.
13 слайд
Нарушение порядка слов
В русском языке порядок слов в предложении является свободным: однако традиция взаиморасположения отдельных его компонентов все же существует.
В большинстве предложений можно выделить ТЕМУ (то, о чем говорится) и РЕМУ (то, что говорится об этом). Тема может быть выражена как подлежащим («Я Вас любил…), так и другими членами предложения, например, дополнением («Мне грустно и легко…) – в обоих случаях поэт говорит о себе, следовательно, это и есть тема.
В обычной речи ТЕМА ИДЁТ ВПЕРЕДИ РЕМЫ.
14 слайд
Устный тренинг:
Полчища тружеников приняли участие в праздничном шествии.
В деревне возвели новый коровник и воздвигли баню.
Сильная дружба соединяла Обломова и Штольца.
15 слайд
Устный тренинг:
Сегодня выдался очень прекрасный день.
Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.
У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
Прейскурант цен вывешен на доске.
16 слайд
Устный тренинг:
устраните двусмысленность
Эту селедку продала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала.
Отец умер, когда ему было девять лет.
17 слайд
Письменный тренинг:
устраните речевые ошибки
С голубыми глазами девочка отправилась в лес.
Я встретил в шляпе ковбоя.
Надо продумывать свой каждый шаг.
Ваш этот роман станет бестселлером.
Засушу кленовый красный лист.
Образ героя не нуждается в возвеличении, а в раскрытии.
Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам разные истории.
Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.
18 слайд
Письменный тренинг: «Скажи иначе»
Постройте максимальное количество синтаксических вариантов одного и того же высказывания:
«Самые необыкновенные чувства, становясь привычными, перестают удивлять»(Ф.Мориак).
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 082 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Довбенко Оксана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.