Инфоурок Другое ПрезентацииПрезентация на тему Сочинение о языковых единицах речи

Презентация на тему Сочинение о языковых единицах речи

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему Сочинение о языковых единицах речи"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1ГИА
С2Сочинение
о языковых
единицах 
речи

    1 слайд

    1
    ГИА
    С2
    Сочинение
    о языковых
    единицах
    речи

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского...

    2 слайд

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Б.Н.Головина:
    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».


  • Основными функциями языка являются: 
Коммуникативная (функция общени...

    3 слайд


    Основными функциями языка являются:
    Коммуникативная (функция общения);
    мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
    экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
    эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

    Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека, предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

  • Это
     отрезок речи, регулярно воспроизводимый как определенное единство со...

    4 слайд

    Это
    отрезок речи, регулярно воспроизводимый как определенное единство содержания и выражения.
    Единица фонетическая (фонема).
    Единица морфологическая (морфема).
    Единица синтаксическая (словосочетание и предложение).
    Единица лексическая (слово).
    Единица фразеологическая (устойчивое словосочетание).
    Единица смысловая (морфема, слово, словосочетание).
    Единица коммуникативная, единица сообщения (высказывание).

    Единица языка, языковая единица

  • Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг...

    5 слайд

    Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:
    Таким образом, язык - это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, самые низшие единицы языка (фонемы) реализуют себя в единицах следующего, более сложного уровня, т. е. в морфемах и т. д.

  • Текст

    6 слайд

    Текст

  • (1)Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив...

    7 слайд


    (1)Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив уроки, шел домой к приятелю.
    (2)У Демки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Семку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (3)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке – у Демкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Демка хвастался этим и пользовался своим преимуществом.
    (4)Однажды в каникулы, летом, Демидка объявил, что мать, отец и он едут в деревню, на рыбалку. (5)Он провел Семку в отцовский кабинет, где лежали катушки с леской, крючки разных размеров и великолепные блесны.
    (6)Семка кивнул, стараясь быть равнодушным, но сердце его заныло. (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, и он едет на рыбалку…
    (8)Несколько дней в доме Демки шла суета, Семка, приходя вечерком, сидел неприкаянно в кресле, его как бы не замечали, он чувствовал себя не в своей тарелке, уходил, печалясь, а мама все спрашивала, что с ним.
    (9)Он отмахивался, молчал, потом прибежал возбужденный, сказал, что Демкина семья берет его с собой, засуетился. (10)Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко.
    (11)Неделя пролетела словно во сне. (12)Ребята удили здорово, таская жадную уклейку на простой хлебный шарик, бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене.
    (13)Потом Семка уехал, а Демид с родителями остался. (14)Семка едва ли не каждый день наведывался к приятелю. (15)Дверь была закрыта, хозяева не возвращались, и Семка жутко тосковал по Демке.
    (16)Когда он совсем уже решил, что Демидовы родители, видно, проживут там до осени, дверь оказалась открытой.

  • (17)Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван,...

    8 слайд

    (17)Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было.
    (18)– Ты что? – удивился Семен, думая, что Демка заболел. (19)Но Демка молчал.
    (20)– Обиделся, что ли? – засмеялся Семен, и Демка нехотя ответил:
    (21)– А разве не за что?
    (22)– За что же? – спросил тихо, не подозревая, Сёмка.
    (23)– А за деньги, к примеру, – лениво поднимаясь, произнес Демка.
    (24)– За какие деньги? – ничего не понимал Семен.
    (25)– Не стыдно тебе? – вдруг поразился Демидка.(26)- Совсем не стыдно? (27)Неделю прожил, а еды привез - смех сказать. (28)Консервы вон можешь забрать – мы такие не едим!
    (29)Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать, но Демидка его оборвал:
    (30)– Можешь не смеяться! – сказал он.(31) – Лучше плати-ка. (32)С чего это мы должны тебя задаром кормить?
    (33)Семка ощутил, как окаменело у него лицо.
    (34)– Сколько? – спросил он.
    (35)– Чего сколько? – не понял Демка.
    (36)– Сколько платить? – произнес Семка.
    (37)– Ну… – замялся Демка, потом откинул сомнения:
    (38)– Двадцать пять.
    (39)Семка бежал домой, кусая губы, боясь разреветься при всех, на улице…
    (40)«Может, – думал Семка, – жадность, предательство и всякая прочая гадость в каждом человеке есть, все дело действительно в том, чтобы удержаться, чтобы эту гадость в себе утопить, уничтожить?»
    (41)Демкино предательство долго потом саднило память, обжигая чем-то горячим, обидным…
    (По А.Лиханову)

  • Определяем роль языковых единиц в текстеРечь

    9 слайд

    Определяем роль языковых единиц в тексте
    Речь

  • 1.  Объясните роль суффиксов -ость - и -ств-о в словах «жадность», «пред...

    10 слайд

    1.  Объясните роль суффиксов -ость - и -ств-о в словах «жадность», «предательство» (предложение 40). Слова с каким значением они образуют?
    2. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова так объясняет значение слова «ОБАЛДЕТЬ»: (простореч.). Потерять способность соображать, одуреть, остолбенеть.
    Объясните, почему именно это слово автор использует в предложении 29: «Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шутит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать…»
    3. Какова роль обособленного приложения в предложении 10: «Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал поплавок – ярко покрашенное гусиное перышко»?
    4. Какова роль придаточного сравнительного в данном предложении: «Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было»?

    - Назовите единицы языка, которые использовал автор в этих предложениях.
    Мыслим и рассуждаем

  • 11 слайд

  • Пишем сочинение.
Вариант 1.

    12 слайд

    Пишем сочинение.
    Вариант 1.

  • Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы...

    13 слайд

    Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
    Несомненно, тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки речи могут таится в возможностях морфемики и лексики, морфологии и синтаксиса.
    Обратимся к тексту. Одним из доказательств этой мысли может служить слово «счастливчик». В нём всего лишь с помощью суффикса –чик- передано мнение Сёмки о друге, которому в жизни, как считает мальчишка, повезло больше.
    А такая синтаксическая единица, как словосочетание «жутко скучал», где зависимое слово выражено наречием, помогает детально представить настроение Семки.
    Действительно, от того, насколько умело, в соответствии с темой и задачей высказывания, использованы языковые явления, зависит достоинство речи.

  • Пишем сочинение.
Вариант 2.

    14 слайд

    Пишем сочинение.
    Вариант 2.

  • Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы дол...

    15 слайд

    Русский лингвиста Б.Н.Головин считал:«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
    Мы знаем, что наша речь состоит из фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней, и, следовательно, её достоинство складывается из богатства каждого из этих уровней.
    Проверим данную мысль на тексте А.Лиханова. Фразеологизм «не в своей тарелке» передал душевное состояние Сёмки, почувствовавшего себя неловко от того, что его перестали замечать в семье друга, а глаголы в предложении 12 помогли увидеть действия героев, понять их искреннюю радость от поездки в деревню.
    Вот так с помощью этих двух удачно отобранных языковых единиц автор точно передал настроение и чувства героев.

  • Творческих взлётов Вашим
ученикам, коллеги!
Егораева Г.Т., Москва

    16 слайд

    Творческих взлётов Вашим
    ученикам, коллеги!

    Егораева Г.Т., Москва

  • Ковшиков В.А., Глухов В.П.Психолингвистика. Теория речевой деятельности.- М.:...

    17 слайд

    Ковшиков В.А., Глухов В.П.Психолингвистика. Теория речевой деятельности.- М.: Высшая школа, 2007.
    Головин Б.Н. Основы культуры речи. -М.: Высшая школа, 1988.
    Литература

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.08.2020 676
    • PPTX 1.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Надежда Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Надежда Геннадьевна
    Иванова Надежда Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92569
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов