Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сергей Иванович Ожегов
2 слайд
Как называется наука, изучающая словари?
Назовите авторов известных вам толковых словарей.
Назовите известные вам лингвистические словари.
В каком году вышел «Толковый словарь» С.И.Ожегова?
Сколько слов включал этот словарь?
Сколько слов сегодня в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой?
Какая премия была присуждена «Толковому словарю» С.И.Ожегова в 1990 году?
Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре: «л.», «м.», «р.»?
Станция «Теоретическая»
3 слайд
Как называется наука, изучающая словари? – Лексикография.
Назовите авторов известных вам толковых словарей. – Даль, Грот, Ушаков, Лапатухин.
Назовите известные вам лингвистические словари. – Этимологический, толковый, синонимов, антонимов, орфографический, этимологический, орфоэпический, словообразования, иностранных слов, сочетаемости и т.д.)
В каком году вышел толковый словарь им. С.И.Ожегова? – 1949 год.
Сколько слов включал этот словарь? – 57 тысяч.
Сколько слов сегодня в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой? – 80 тысяч.
Какая премия была присуждена Толовому словарю С.И.Ожегова в 1990 году? – В 1990 года Академия наук СССР присудила словарю премию им. А.с.Пушкина.
Что обозначают условные обозначения, принятые в словаре «л.», «м.», «р.»? – л. – лицо, м. – мужской род, п. – падеж.
Станция «Теоретическая»
4 слайд
Угадай слово:
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Станция «Лексическая»
5 слайд
Угадай слово:
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)
Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы несчастные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги; кто их не ценит. (Ветер)
Станция «Лексическая»
6 слайд
Назовите фразеологизмы со словом «нос».
Назовите фразеологизмы со словом «зуб».
Станция «Фразеологическая»
7 слайд
Назовите фразеологизмы со словом «нос». – Под носом – рядом, совсем близко; из-под носа – незаметно, неожиданно, на носу – очень скоро; с носом оставить – обмануть, провести; не по носу – не по вкусу, не по нраву; нос натянуть – одурачить, обмануть; нос показать – сделать жест несогласия, приставить к носу большой палец; нос не дорос – молод; носом землю рыть – очень стараться.
Назовите фразеологизмы со словом «зуб». – Зуб на зуб не попадает, держать язык за зубами, положить зубы на полку, иметь зуб против кого-либо, в зубах навязло, вооружены до зубов, это тебе не по зубам.
Станция «Фразеологическая»
8 слайд
К каким частям речи относятся слова: пятеро, пять, пятый, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятерня, впятером?
Станция «Морфологическая».
9 слайд
Пятеро - числительное, пять - числительное, пятый - числительное, пятак - существительное, пятиэтажный - прилагательное, в-пятых - наречие, пятерня - существительное, впятером – наречие.
Станция «Морфологическая».
10 слайд
Расставьте ударение в словах: шарфов, простыней, досок, тортов, сирот, профессоров, мельком, иконопись, намерение, сколькими, обеспечение, феномен, созвонимся, договор, баловать, каталог, квартал, оптовый.
Станция «Орфоэпическая»
11 слайд
Шарфов, простыней, досок, тортов, сирот, профессоров, мельком, иконопись, намерение, сколькими, обеспечение, феномен, созвонимся, договор, баловать, каталог, квартал, оптовый.
Станция «Орфоэпическая»
12 слайд
Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв.
Угадай логогрифы:
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной,
А впереди союз прибавь –
И стану птицей я лесной.
2. Известное я блюдо,
Когда ж добавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
На дне реки, в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «не» добавил мне –
И я уже река.
Станция «Игровая»
13 слайд
Логогрифы – слова, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении к ним букв.
Угадай логогрифы:
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной,
А впереди союз прибавь –
И стану птицей я лесной. (Волга - иволга)
2. Известное я блюдо,
Когда ж добавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха-муха)
На дне реки, в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты «н» добавил мне –
И я уже река. (Ил - Нил)
Станция «Игровая»
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 952 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шитикова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.