Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
КРИСТАЛЛЫ
2 слайд
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Выращивание монокристаллов поваренной соли, медного купороса, алюмокалиевых квасцов из перенасыщенных водных растворов.
Наблюдение за скоростью роста монокристаллов, в зависимости от частоты приготовления новых перенасыщенных растворов.
Изучение особенностей роста монокристаллов правильной формы.
Изучение формы полученных кристаллов и определение видов дефектов структуры реальных кристаллов.
3 слайд
Примеры применения монокристаллов:
4 слайд
КРИСТАЛЛЫ:
- это твердые тела, в которых атомы или молекулы расположены в пространстве упорядочено.
Каждому химическому веществу соответствует определенная атомно-кристаллическая структура.
Крупные одиночные кристаллы называются
М О Н О К Р И С Т А Л Л А М И.
5 слайд
ГЕОМЕТРИЯ КРИСТАЛЛОВ
Выросшие в равновесных условиях кристаллы имеют форму правильных многогранников .
Симметричные тела имеют следующие элементы: плоскость симметрии, ось симметрии, центр симметрии.
Существует 14 типов решеток Бравэ, они образуют 7 кристаллических систем.
6 слайд
Семь кристаллических систем:
Триклинная (a ≠b ≠ c, α ≠ β ≠ γ)
Моноклинная (a ≠ b ≠ c, α = β = 90° ≠ γ)
Ромбическая (a ≠ b ≠ c, α = β = γ = 90 °)
Тетрагональная (a = b ≠ c, α = β = γ = 90 °)
Ромбоэдрическая (a = b = c, α = β = γ≠90 °)
Гексагональная (a=b ≠ c, α=β=90 °, γ=60 °)
Кубическая (a = b = c, α = β = γ = 90 °)
Элементарная ячейка кристаллической решетки
7 слайд
Выдающийся русский кристаллограф Евграф Степанович Федоров установил, что в природе может существовать 230 различных кристаллических решеток.
Кристаллы могут иметь форму различных призм и пирамид, в основании которых могут лежать только правильный треугольник, квадрат, параллелограмм и шестиугольник.
8 слайд
Простые формы кристаллов
9 слайд
Получение монокристаллов.
Крупные совершенные монокристаллы выращивают из пересыщенных растворов и перегретых расплавов, вводя в них небольшие затравочные кристаллики, не допуская самопроизвольного зарождения.
10 слайд
Получение перенасыщенного раствора и выращивание кристалла.
11 слайд
При выращивании кристалла необходимо поддерживать постоянную температуру и насыщение раствора.
Работа по насыщению раствора:
Вытащить кристалл.
В раствор добавить избыток соли и нагреть его на водяной бане (см. рисунок).
Отделить раствор от избытка соли и охладить его.
Внести в раствор кристалл на нити.
12 слайд
Выращивание кристаллов:
Кристалл хлорида натрия [NaCl] – поваренная соль кристаллизуется в форме куба.
13 слайд
Выращивание кристаллов:
2. Кристалл алюмокалиевых квасцов [KAl(SO4)2·12H2O] – кристаллизуется в форме октаэдра.
14 слайд
Выращивание кристаллов:
3. Кристалл сульфата меди [CuSO4·5H2O] – медный купорос образует кристалл, имеющий только один центр симметрии.
15 слайд
Для выращивания этих кристаллов медного купороса потребовалось 1,2 кг CuSO4 .
16 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЩЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ:
Для NaCl наиболее развитые грани имеют форму куба;
рост граней кристалла поваренной соли шел послойно;
незавершенные слои имеют ступенчатый вид;
ступени, находящиеся по краям граней имеют большую высоту, чем ступени в центре граней.
17 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЩЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ:
Кристалл квасцов имеет форму октаэдра;
форма октаэдра сильнее выражена в той части кристалла, которая находилась в нижней части перенасыщенного раствора;
вершины и рёбра кристалла опередили рост плоских граней;
плоские грани исчезли из-за ступенчатого роста кристалла.
Монокристалл квасцов имеет скелетный характер.
18 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЩЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ:
Монокристалл более правильной формы получен от затравки без видимых дефектов строения;
на плоских гранях хорошо видна слоистость роста кристалла;
19 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЩЕННЫХ МОНОКРИСТАЛЛОВ:
Замеченные выступы второй затравки были «наследованы» вторым монокристаллом;
выступы развивались в различных направлениях, отвечающих максимальной скорости роста и образовали многолучевую звезду, каждый луч которой повторяет правильное строение кристалла сульфата меди.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 596 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фатхутдинова Лилия Асгатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.