Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1018
Слова-паразиты в речи
Авторы проекта:
ученицы 6 «Б» класса
ГБОУ СОШ №1018 ЗАО г. Москвы
Колоска Марина и
Эксанова Александра
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Неретина Ирина Моисеевна
Москва, 2012-13 уч.г.
2 слайд
2
Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи
3 слайд
Мы нынче как бы все глупеем -
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.
Ю.Важдаев
3
4 слайд
4
Цель проекта
Изучение проблемы засорённости речи учащихся 5 «Б» класса словами – паразитами и поиски путей решения данной проблемы.
Задачи:
выяснить, почему слова называются «паразитами»;
рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»;
провести анкетирование среди учащихся 5 «Б» класса;
проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;
определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;
выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».
5 слайд
5
Объект исследования:
речь учащихся 5 «Б» класса ГБОУ СОШ № 1018.
слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.
Предмет исследования:
Гипотеза:
большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.
6 слайд
6
Методы исследования:
изучение литературы по теме,
наблюдение,
сравнение,
обобщение,
устный опрос,
анкетирование,
оформление результатов.
7 слайд
7
Слова-паразиты
В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба).
Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.
Враги чистоты речи
8 слайд
«Такскать»
(так сказать)
«Это»
«А именно»
«Например»
«Это самое»
«В принципе»
«Типа»
«Вот»
«Понимаешь»
«Короче говоря»
«В натуре»
«Блин»
«В общем-то»
8
9 слайд
9
повышение эмоциональности речи, взволнованность;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.
Причины возникновения
слов – паразитов:
10 слайд
10
Классификация слов-паразитов
11 слайд
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец
вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно.
Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное
в весёлое.
11
12 слайд
Анкетирование учащихся 5 «Б» класса с целью выяснения осведомлённости
о словах-паразитах
12
13 слайд
На диаграмме видно, что по 24% учеников узнали о словах-паразитах из дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета
13
14 слайд
Диаграмма иллюстрирует
внимание учащихся к своей речи
14
15 слайд
Никто из респондентов не назвал
других причин употребления
слов-паразитов, кроме перечисленных
15
16 слайд
26% респондентов не задумывались
о роли слов-паразитов
16
17 слайд
69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи
17
18 слайд
Анкетирование учащихся 5 «Б» класса
с целью выявления употребления
слов-паразитов по гендерному признаку
18
19 слайд
Мальчики не спешат признаваться
в употреблении слов-паразитов
19
20 слайд
Анализ полученных результатов
Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка.
К бесспорным лидерам среди паразити-ческих конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН».
Различия в употреблении слов-паразитов есть в соотношении полов. Девочки признаются, что используют в речи такие слова, мальчики же либо скрывают недостатки речи, либо не замечают их.
20
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.
21 слайд
Избавляйся от слов-паразитов!
21
22 слайд
22
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест-венниками.
И.С.Тургенев
23 слайд
23
Давайте говорить
грамотно!
Давайте беречь
наш язык!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 245 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бозова Ольга Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.