Инфоурок Другое ПрезентацииСтратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

Скачать материал
Скачать материал "Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика пробле...

    1 слайд

     Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

    Жить – значит иметь проблемы.
    Решать их – значит расти интеллектуально.
    Дж.Гилфорд,  известный психолог


    Цель этого занятия – овладеть некоторыми учебными стратегиями, которые используют преподаватели, работающие в технологии развития критического мышления.
    .

  • Стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ».Известные психологи Дж.Брэндсфор...

    2 слайд

    Стратегия обучения решению 
    проблем «ИДЕАЛ»
    .
    Известные психологи Дж.Брэндсфорд и Д.Стайн разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ» (IDEAL). Каждая буква – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. (Identification. Deal with choices. Estimation. Act. Learning.)


    Интересно, в чем проблема?
    Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
    Есть ли какие-либо хорошие решения?
    А теперь сделаем выбор!
    Любопытно, как это осуществить на практике?

  • Интересно, в чем проблема?Распознавание проблемы,которая может быть решена...

    3 слайд

    Интересно, в чем проблема?

    Распознавание проблемы,
    которая может быть решена и 
    достойна решения, есть... 
    тоже своего рода открытие.
    Макс Поланьи
    Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я».
    Избегайте пространных, общих слов.
    Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными.
    А теперь выберите из них наиболее точный вариант!!!

  • Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!В течение 10 мину...

    4 слайд


    Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

    В течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д.
    Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей.
    На данном этапе применяется классический «мозговой штурм» (по А.Осборну).

  • Правила:Принимаются все варианты решений.
 ВСЕ варианты должны быть зафиксир...

    5 слайд

    Правила:

    Принимаются все варианты решений.
    ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
    Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний)чтобы словами не препятствовать «фонтану» идей. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи.
    Обязательно должна быть введена квота на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи.
    Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.
    Таким образом, посредством подобного группового взаимодействия, развивается очень важная для критического мыслителя характеристика: умение безоценочно рассматривать несколько вариантов решений, несколько точек зрения. Если такого рода методы используются в образовательном процессе достаточно часто, то у школьников формируется ценность свободного, безоценочного обсуждения. Они сначала чувствуют, а потом – осознают.

  • Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?Отметьте в своем списке «галочкой» ил...

    6 слайд

    Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

    Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло!
    Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».

  • А теперь сделаем выбор!Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеч...

    7 слайд

    А теперь сделаем выбор!

    Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
    Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

  • «Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».На этом этапе учащиеся – ин...

    8 слайд

    «Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».
    На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.
    На этом этапе ведущий содействует реализации задач фаз реализации смысла и рефлексии. Учащиеся сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ.
    Далее, создавая план реализации решения, школьники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников.

  • Практическое занятиеИ – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в сам...

    9 слайд

    Практическое занятие
    И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.
    Д – Доберитесь до ее сути, формулируйте проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» ( How ), и в нем должны отсутствовать отрициния (частица «не»).
    Е – Есть варианты решения. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).
    А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов).
    Л – Логические выводы.

  • Стратегия «Мозаика проблем»автор модификации: Иветта СиловаЭтапы применения:...

    10 слайд

    Стратегия «Мозаика проблем»
    автор модификации: Иветта Силова
    Этапы применения:
    1. Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).
    2. Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме (см. рисунок 1).
    3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам.
    4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.
    5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.
    6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.
    Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!

  • 11 слайд

  • Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)Слово «Фишбон» досл...

    12 слайд

    Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone)

    Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку (рисунок 2).
    Рисунок 2

  • 13 слайд

  • Порядок работы с использованием «Фишбон»1. В нижнем прямоугольнике, после обс...

    14 слайд

    Порядок работы с использованием «Фишбон»
    1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы.
    2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями.
    3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.06.2020 807
    • PPTX 122.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трынкова Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трынкова Анастасия Олеговна
    Трынкова Анастасия Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97018
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 77 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе