Инфоурок Другое Презентации6-я ежегодная конференция “Методология ММК и особенности методологического мышления ” Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отл

6-я ежегодная конференция “Методология ММК и особенности методологического мышления ” Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отл

Скачать материал
Скачать материал "6-я ежегодная конференция “Методология ММК и особенности методологического мышления ” Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отл"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 6-я ежегодная конференция “Методология ММК и особенности методологического м...

    1 слайд

    6-я ежегодная конференция
    “Методология ММК и особенности методологического мышления ”
    Москва, 1 июня 2012 г.





    Вячеслав Марача

    Отличительные черты методологического мышления, определяющие особенности ММК как интеллектуальной традиции


  • Личная позицияВ современной ситуации необходимо «возрождение» интеллектуально...

    2 слайд

    Личная позиция
    В современной ситуации необходимо «возрождение» интеллектуальной традиции ММК, основанное на «рецепции» базовых нормативных принципов методологического мышления.
    1-е условие «рецепции»: реконструкция нормативных принципов (на основе рефлексии текстов и опыта свидетелей-соучастников методологической практики).
    2-е условие: реконструкция объемлющих систем (далее они будут названы «парадигмами нормативности»), в рамках которых эти принципы воспроизводились в разные периоды интеллектуальной истории ММК.

  • Понятие «парадигмы нормативности мышления»		
О-О. доска: онтологические предс...

    3 слайд

    Понятие «парадигмы нормативности мышления»

    О-О. доска: онтологические представления о мышлении и о мире, имеющие нормативный статус;
    О-Д. доска: нормативные принципы, регулирующие и соединяющие отношение мышления к миру и рефлексивное отношение мышления к самому себе;
    рефлексивная «зашнуровка» в интеллектуальных практиках: категориальные схемы, нормирующие переходы между О-О. и О-Д. досками (схемы организации мышления).

  • 1-я группа презумпций	
	«Предмет философии – познание и тем самым мир, данный...

    4 слайд

    1-я группа презумпций

    «Предмет философии – познание и тем самым мир, данный через познание». – Щедровицкий Г.П. Я всегда был идеалистом. – М., 2001. С. 28.

    ММК на всем протяжении его истории объединяла Идея коллективно-распределенного мышления и его развития.
    Существует интеллектуальная традиция ММК как линия преемственности интеллектуальных разработок, характеризующихся сохранением базовых нормативных принципов мышления.
    Эти принципы соединяют практическое отношение мышления к миру с рефлексивно-практическим отношением этого мышления к самому себе («изменить мышление, а через него – мир»).

  • 2-я группа презумпцийВ истории ММК можно выделить периоды, в которые базовые...

    5 слайд

    2-я группа презумпций
    В истории ММК можно выделить периоды, в которые базовые нормативные принципы мышления в контексте разных интеллектуальных практик соотносились с разными онтологическими представлениями о мышлении и мире.
    Смена онтологических представлений о мышлении и мире, эволюция форм организации интеллектуальных практик ММК ( схем организации мышления) приводили к изменению трактовки базовых нормативных принципов мышления.
    В связи этим можно говорить о разных парадигмах нормативности мышления в интеллектуальной традиции ММК.

  • Соотнесение двух групп презумпцийНепрерывность: сохранение базовой идеи и нор...

    6 слайд

    Соотнесение двух групп презумпций
    Непрерывность: сохранение базовой идеи и нормативных принципов мышления, выражаемое понятием «традиция»;
    Разрывы: появление онтологических представлений и схем организации мышления, приводящее к «смене парадигм» нормативности;
    Разрешение противоречия: представление об интеллектуальной истории ММК, основанное на диалектике непрерывности и разрывов: смена парадигм в рамках единой интеллектуальной традиции.

  • Основополагающие установки ММК«методологический поворот» философского сознани...

    7 слайд

    Основополагающие установки ММК
    «методологический поворот» философского сознания с объектов на мышление (предмет философии – «познание/мышление, и тем самым мир, данный через познание/мышление»;
    принятие 11-го тезиса Маркса о Фейербахе (об изменении мира) и развитие его в деятельностный подход: «изменение мира через изменение мышления»;
    утверждение о принципиально коллективном характере мышления и деятельности;
    установки на рефлексию и схематизацию мышления.

  • Базовые нормативные принципы методологического мышленияПрактическое отношение...

    8 слайд

    Базовые нормативные принципы методологического мышления
    Практическое отношение мышления к миру («фронезис»): антинатурализм, «методологический поворот» мышления, деятельностный подход.
    Практическое отношение мышления к самому себе («метафронезис»): принципы его двухплоскостной организации и рефлексивной самоорганизации мышления.

    Гипотеза: именно эти нормативные принципы определяют основное отличие методологического мышления от других его типов.

  • АнтинатурализмОбъект мысли бессмысленно изучать «сам по себе», безотносительн...

    9 слайд

    Антинатурализм
    Объект мысли бессмысленно изучать «сам по себе», безотносительно к способу его полагания.
    Отсюда возникает требование рефлексии способа мышления и форм его организации.
    В контексте практического отношения мышления к самому себе это приводит к принципу рефлексивной самоорганизации мышления.

  • Рефлексивная самоорганизация как двухплоскостная организация мышления	
	«Схем...

    10 слайд

    Рефлексивная самоорганизация как двухплоскостная организация мышления

    «Схемы содержательно-генетической логики дают нам возможность изображать делаемое… Эпистемологические схемы требуют различать плоскость объектов действия и плоскость норм действия в оргдеятельностных схемах». - Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр. 1993. №1. С. 7.

    двухплоскостное (пространственное) представление процессов «разворачивания» мышления;
    принцип непараллелизма «разворачивания» процессов мышления сначала в плоскостях знаковых форм и объективного содержания, затем – в плоскостях объектов действия и норм действия;
    пространственное представление: «ортогональность» объектно-онтологической и организационно-деятельностной «досок».

  • Три парадигмы нормативности методологического мышления логико-эмпирическая (с...

    11 слайд

    Три парадигмы нормативности методологического мышления
    логико-эмпирическая (семиотическая): «языковое мышление» имеет набор нормированных операций, эти нормы существуют «естественно» в самом его «материале» и выявляются путем логических эмпирических исследований мышления);
    инженерно-конструктивистская: мышление, как один из видов деятельности, нормативно потому, что деятельность «искусственно» организуется именно таким образом, а затем «удачные» образцы организации мыслительной деятельности закрепляются как культурные нормы и технологизируются);
    социологически-гуманитарная (социокультурная): связана с МД-подходом, а также институциональными представлениями о воспроизводстве деятельности, коммуникации и интеллектуальных функций.

  • 1-я парадигма как логико-эмпирическая	Логика как «наука о мышлении»:

«точная...

    12 слайд

    1-я парадигма как логико-эмпирическая
    Логика как «наука о мышлении»:

    «точная» (строящая модели и идеальные объекты - как физика), а не спекулятивная (подобно диалектической логике);
    эмпирическая (основанная на исследовании конкретного материала - текстов, которые рассматривались в рамках концепции «языкового мышления»), а не формально-нормативная (лишь предписывающая, как строить непротиворечивые рассуждения безотносительно к материалу - подобно логике формальной);
    содержательная: нормы должны соответствовать тому объективному содержанию, о котором мышление мыслит.
    генетическая: мышление представляет собой исторически развивающееся, или, как говорил Маркс, «органическое» целое.

  • 1-я парадигма как семиотическаянормы мышления есть правила осуществления инте...

    13 слайд

    1-я парадигма как семиотическая
    нормы мышления есть правила осуществления интеллектуальных операций с объектом мысли, которые в 1957 году получили деятельностную трактовку;
    двухплоскостное (пространственное) представление мышления и принцип непараллелизма: принципиальное отличие программных установок ММК от формальной и диалектической логик;
    представление о знаковом замещении: данное логическое отношение (и обратное ему отношение отнесения) связывает знаковую форму и объективное содержание.

  • Инженерно-конструктивистская парадигмабазовой является схема воспроизводства...

    14 слайд

    Инженерно-конструктивистская парадигма
    базовой является схема воспроизводства деятельности и трансляции культуры;
    понятие мышления-как-деятельности было переинтерпретировано из операционально-деятельностных представлений в нормативно-деятельностные;
    установка на включение представлений о мышлении в общую теорию деятельности;
    установка на мышление в контексте социального действия, преобразование мира посредством мышления;
    установка на конструирование новых норм деятельности и организацию деятельности в соответствии с этими нормами – с последующим закреплением «удачных» образцов в качестве культурных норм, которые транслируются и воспроизводятся в обществе, и технологий.

  • Интегративная «научно-инженерная» парадигма Трактовки нормативности мышления,...

    15 слайд

    Интегративная «научно-инженерная» парадигма
    Трактовки нормативности мышления, характерные для Первой и Второй программ Кружка, снимаются в теоретико-деятельностной эпистемологии и семиотике, выражающей собой интегративную «научно-инженерную» парадигму нормативности.
    Рассмотренные выше логико-эмпирическая и инженерно-конструктивистская парадигмы нормативности теперь могут рассматриваться как «крайние случаи» этой интегративной парадигмы:
    первая – как сосредоточенная преимущественно на логико-методологических исследованиях (и полюс «естественного» в паре «естветственное-искусственное»);
    вторая – как гипертрофирующая ценность проектирования и конструирования (и полюс «искусственного») в ущерб исследованиям.

  • Предпосылки формирования социокультурной парадигмыЗавершение периода построен...

    16 слайд

    Предпосылки формирования социокультурной парадигмы
    Завершение периода построения общей теории деятельности и переход к построению СМД-подхода.
    Критика научно-инжернерной парадигмы с гуманитарно-культурологических позиций.
    В плане интеллектуальных практик переход от семинарской работы к проведению ОДИ, рефлексия и освоение данной технологии.
    Использование «ОДИ-образных» форм организации в режиме социального действия (конкурсы, общественные экспертизы, сессии анализа ситуации, проектно-аналитические семинары, «штабные игры» и т.п.)
    Рефлексия по поводу организационно-институциональных условий и ограничений такого социального действия.
    Попытки моделирования новых форм институциональной организации общественных процессов и их материализации в игровом режиме  понятие «социально-организованного мышления», институционально-процедурная нормативность.

  • Принципы МД-подходадвижение в рамке «развития мышления»; 
различение схемы мы...

    17 слайд

    Принципы МД-подхода
    движение в рамке «развития мышления»;
    различение схемы мыследеятельности и идеи мыследеятельности;
    четкое различение мышления и деятельности, отказ от представления мышления как деятельности;
    опосредованный характер связи мышления и деятельности (через рефлексию и коммуникацию);
    введение в представления о мышлении Другого как возможности коммуникации и принципиального указания на коллективный характер мышления;
    двухплоскостная организация мышления;
    различение интеллектуальных функций «чистого» мышления, понимания и рефлексии – как эффект группового взаимодействия.

  • Возможные направления развития мышления в рамках интеллектуальной традиции ММ...

    18 слайд

    Возможные направления развития мышления в рамках интеллектуальной традиции ММК
    Продолжение реконструкции нормативных принципов и парадигм нормативности мышления (в частности, соотнесение социокультурной и институционально-процедурной нормативности).
    Разворачивание социокультурной парадигмы нормативности (в частности, соотнесение и интеграция схем МД-подхода со схемами социально-организованного мышления и иными, основанными на принципе коллективности мышления и включении в мышление возможности коммуникации).
    Дооформление и достройка схем организации мышления и других интеллектуальных функций на основе принципов МД-подхода при сохранении базовых нормативных принципов методологического мышления.
    Позиционирование идеи мыследеятельности в качестве основы для новой консолидации усилий методологического движения в деле развития мышления.

  • Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 1-й шаг 	Конференция 2...

    19 слайд

    Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 1-й шаг
    Конференция 2007 г.: доклад на тему «Схемы, пространство-время и мышление»
    пространственность самих методологических схем  пространственная организация методологического мышления, для разворачивания которого эти схемы используются

  • Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 2-й шаг 	Конференция 2...

    20 слайд

    Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 2-й шаг
    Конференция 2009 г.: доклад на тему
    «О программе методологических исследований в области операционализации работы с пространствами схем»
    сами схемы как задающие/организующие пространства для методологической работы;
    постановка задачи операционализации способов подобной работы.
    Но если методологическая схема может задавать пространство, то сами схемы тоже должны рассматриваться в некотором пространстве.
    Гипотеза: пространство, в которое мы должны помещать схемы, есть пространство методологического мышления.

  • Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 3-й шаг 	Статья для то...

    21 слайд

    Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 3-й шаг
    Статья для тома из серии
    «Философия России 2-й половины XX века», посвященного Г.П. Щедровицкому
    идея пространственной организации методологического мышления включена в контекст гипотезы о том, что сутью «методологического проекта» является идея построения и осуществления «универсального мышления»
    Для методологического мышления быть «универсальным» – значит рефлексивно охватывать другие типы мышления и управлять ими
    Логика такого «универсального мышления» есть «логика рефлексии»
    Гипотеза: для методологического мышления формой логики рефлексии является схематизация. Следствия:
    1. Методологическое мышление задает пространство собственного разворачивания за счет рефлексии, оформляемой посредством схем.
    2. Должна существовать «схема схем», задающая пространство мышления, в котором существуют методологические схемы.

  • «Схема схем» - типология схем и их возможных рефлексивных преобразований 4. С...

    22 слайд

    «Схема схем» - типология схем и их возможных рефлексивных преобразований
    4. Схема-принцип
    2. Схема «матрешечного» объекта
    5. Категориальная схема
    3. Теоретическая схема
    Организационно-деятельностная плоскость
    1. Схема пространства
    Объектно-онтологическая плоскость
    Сворач.–разворач.
    Сворач.–разворач.
    Сворач.–разворач.
    Сворач.–разворач.
    Сворачивание
    Сворачивание
    Оборачивание

  • Три понятия системы в ММК

    23 слайд

    Три понятия системы в ММК

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.09.2020 156
    • PPTX 86.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кириллова Наталия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кириллова Наталия Викторовна
    Кириллова Наталия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77713
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 14 регионов

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе