Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Bombus jonellus
Растение - шиповник
2 слайд
ВИДОВОЙ СОСТАВ, ЧИСЛЕННОСТЬ, ПИТАНИЕ,
СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ
НА НЕКОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
АВТОР:
Неделина Виктория
ученица 9 «А» класса
МОУ СОШ №19
города Кандалакши
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Клементьевская Елена Александровна,
учитель биологии МОУ СОШ №19
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ:
Шутова Елена Васильевна,
старший научный сотрудник
Кандалакшского государственного
природного заповедника
3 слайд
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ
Шмели – очень полезные насекомые-опылители цветковых растений. Особенно большое значение они имеют как опылители клевера.
Шмели – сильные и выносливые насекомые. Они очень быстро работают, вылетают за нектаром в любую погоду: шмелей не остановит ни дождь, ни ветер. За день эти уникальные насекомые опыляют более тысячи растений.
Хотя шмели очень интересные объекты для исследования, известно о них далеко не все. Причин этому множество, вот лишь некоторые их них:
Недостаточное количество исследователей занимаются их изучением (например, в КГПЗ в «Летописи природы» размещены лишь незначительные сведения о шмелях, обитающих на территории заповедника)
Значительные пространства России, объять которые для исследователей достаточно сложно
Более активное изучение крупных животных (например, в КГПЗ более приоритетным является изучение птиц)
4 слайд
Цель:
Изучить видовой состав,численность,
питание,суточную активность представителей
рода Шмели (Bombus)
Задачи:
Определить видовой состав рода Шмели,
обитающих на территориях Северо-запада
России
2. Охарактеризовать численность (обилие
шмелей) на данных территориях
3. Выяснить источники питания – кормовые
объекты шмелей
4. Изучить суточную активность шмелей на
разных территориях
5 слайд
Исследования проводились в Кандалакшском районе
Мурманской области с 22 июня по 16 июля 2006 года и Череповецком
районе Вологодской области с 30 июля по 23 августа 2006 года.
Учеты шмелей проводились на разнотравном лугу S= 1 га
в Кандалакше, на огороде S= 0,03 га в районе Лесозавода. В
Череповецком районе исследования проводились на огороде S=0,5 га.
В обеих областях учёт шмелей осуществлялся по маршрутам,
которые пролегали через участки с цветущими растениями.
В полевой дневник заносились данные: вид шмеля, количество
учтенных шмелей,название растений, посещаемых шмелями, время,
погодные условия.
Для оценки количественной структуры фауны шмелей
использовалась шестибалльная логарифмическая шкала,
Приведенная в работе Якушева А. В.. Виды с обилием 6-5 баллов
– многочисленные,в 4-3 балла – обычные, в 2-1 балл – редкие.
Определение шмелей проводилось с использованием коллекции
КГПЗ, определителя насекомых Европейской части СССР (1978)
и благодаря помощи Шутовой Е. В., ст. научного сотрудника
заповедника.
РАЙОН РАБОТЫ, МЕТОДИКА И МАТЕРАЛЫ
6 слайд
ДИАГРАММА № 1
7 слайд
ДИАГРАММА № 2
8 слайд
Bombus agrorum
9 слайд
ШКАЛА ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОБИЛИЯ ВИДОВ
(Якушев А. В., 2004 г)
10 слайд
ДИАГРАММА № 3
ОБИЛИЕ ВИДОВ ШМЕЛЕЙ
11 слайд
ПИТАНИЕ ШМЕЛЕЙ
12 слайд
ПИТАНИЕ ШМЕЛЕЙ
13 слайд
КОРМОВЫЕ ОБЪЕКТЫ
14 слайд
СУТОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ ШМЕЛЕЙ
15 слайд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Шмели – очень интересные объекты для исследования. Роль их для различных биогеоценозов очень велика. С растениями шмели находятся в мутуалистических отношениях, при которых каждый организм извлекает для себя пользу. Человек уже давно понял ценность этих насекомых для природы, хотя еще в XVIII-XIX веках в представлениях людей, причем очень известных и образованных, шмель виделся совсем иным. Из книги И. Халифмана «Шмели и термиты» можно узнать, что в своих произведениях многие писатели и поэты шмелей изображали так, что этот образ вовсе не соответствовал действительности. Например, в басне «Пчелы и шмели» Н. Ф. Остолопов называет шмелей «ленивыми». Недостаточные знания о шмелях в тот период времени оправдывают этих великих людей. Живи эти люди в наше время, вряд ли кто-нибудь из них предпринял бы попытку в своих произведениях очернить этих великих тружеников, этих удивительных насекомых.
Хотя в наше время очень многое уже известно об этих насекомых, все же необходимо их подробнее изучать. Тайн, окружающих шмелей еще достаточно, и любой исследователь сможет потрудиться над их разгадками.
16 слайд
ВЫВОДЫ
1. Представители рода Bombus нуждаются в серьезном изучении.
2. Видовой состав шмелей Кандалакшского и Череповецкого районов отличаются на 80 %, на это влияют многие условия, а в частности климат, видовой состав растений, структура биотопа.
3. На исследуемых участках в каждом районе большинство видов являются преобладающими, 40 % (2 вида) - обычными в Череповецком районе, 20 % (1 вид) – редкими в Кандалакшском районе. В данном случае нельзя сказать, что этот вид нуждается в охране, возможно, он просто не характерен для данных биотопов.
4. Шмели используют для питания большое количество растений, с разными по размерам, форме, окраске, строению цветками, но предпочитают, прежде всего, клевер и специально созданный человеком для пчел сорт медоносного растения Пацилии.
5. Для шмелей даже в период полярного дня характерны суточные ритмы, но полярный день позволяет им увеличивать период активности за счет вечерних часов. Снижают активность шмелей резкие падения температуры.
17 слайд
Bombus hypnorum
Растение - синюха
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 713 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Крючков Олег Николаевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.