Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Анализ управления природопользованием на этапе перехода к рынку
2 слайд
Управление природопользованием
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Методы
Функции
Организационные структуры
3 слайд
Методы управления
Административные
Экономические
Социально психологические
4 слайд
Информационные методы
Открытый доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой.
Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998 г.)
5 слайд
Место государства в системе управления природопользованием
ГОСУДАРСТВО
активно влияет
НА
сферу природопользования
ОТ
Прямое административное принуждение
ДО
Формирования институциональных условий рыночного саморегулирования
6 слайд
Хозяйственный механизм природопользования
- система форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере – удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды.
Функции ХМП
обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;
согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей.
претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи.
7 слайд
ХМП, сложившемуся в условиях централизованно-плановой экономики, были свойственны административно-командная направленность, почти абсолютная централизация и детальная регламентация всей природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Однако детальная регламентация природопользователей со стороны центральных плановых органов и служб государственного контроля (а число плановых показателей только по охране земель, например, за 10-ю и 11-ю пятилетки возросло с 37 почти до 60) не принесла желаемых результатов. Состояние и эффективность использования природно-ресурсного потенциала были неудовлетворительными.
В основе административного регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). Нормативы качества окружающей среды в СССР по ряду причин были более строгими, чем в странах Западной Европы и США (например, средняя 24-часовая норма содержания SO2 в воздухе составляет в США 365 мг/м3, в странах ЕС – 90, а в бывшем СССР – 50 мг/м3), что, тем не менее, не стало гарантией лучшего состояния нашей природной среды. Практически никогда такие жесткие нормативы не соблюдались. Чаще всего использовались так называемые временные нормативы, отражающие реальные возможности предприятий–загрязнителей. Предполагалось, что предприятие поэтапно будет сокращать свои выбросы до уровня ПДК, но к сожалению, экологическая сфера не имела себе равных по масштабам несоблюдения нормативов: нередки были случаи превышения допустимых воздействий на окружающую среду в десятки и даже сотни раз.
8 слайд
Экономические методы управления в природопользовании бывшего СССР получили значительно меньшее развитие, чем в других отраслях хозяйства, хотя их применение повсюду было весьма ограниченным.
к концу 80-х гг. стало очевидно, что административная система управления не способна обеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования и природоохранной деятельности
В 1989 г. была предпринята попытка расширения сферы использования экономических методов в практике управления природопользованием, что проявилось в эксперименте по введению платы за загрязнение окружающей среды.
9 слайд
Экологические стандарты
Стандарты качества окружающей среды
Стандарты воздействия на окружающую среду
Технологические стандарты
Стандарты качества продукции
10 слайд
Современный период развития хозяйственного механизма природопользования
Административный механизм
Экономический механизм
11 слайд
Экономический механизм
совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.
12 слайд
Типы экономических механизмов
мягкий и «догоняющий» механизм – либеральный в в экологическом отношении
стимулирующий механизм
жесткий «подавляющий»
13 слайд
Элементы экономического механизма регулирования природопользования
платность природопользования
планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды
система экономического стимулирования природоохранной деятельности
плата за загрязнение окружающей природной среды
создание рынка природных ресурсов
14 слайд
Элементы экономического механизма регулирования природопользования
экологические программы
экологическое страхование
продажа прав на загрязнение
система «залог – возврат»
совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора
экологические фонды
15 слайд
Государственное регулирование природопользования
система способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания механизмов административного управления (нормативно–правовых и организационно–хозяйственных) и экономического стимулирования.
16 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 665 136 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лакомкина Луиза Фирдависовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.