Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Специальность: Сестринское дело
ОП 02: Анатомия и физиология человека
Преподаватель
Тема: «Анатомия и физиология как науки.
Понятие об органе и системах
органов. Организм в целом»
2 слайд
План:
Положение человека в природе.
Анатомия и физиология как науки.
Методы изучения организма человека.
Части тела человека.
Оси и плоскости тела человека.
Анатомическая номенклатура.
Конституция человека, морфологические типы конституции.
Определение органа.
Системы органов.
3 слайд
В результате освоения дисциплины «Анатомия и физиология» обучающийся должен:
знать строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой;
уметь применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании
сестринской помощи.
4 слайд
Положение человека в природе
Все в природе взаимосвязано.
Живой организм человека есть целостная система.
Организм человека постоянно изменяется - от момента зарождения до момента смерти.
Человек как вид является продуктом
длительной эволюции,
обнаруживающим черты
родственного сходства
с животными формами.
5 слайд
Свойства организма:
размножение
рост
развитие
изменчивость
обмен веществ
раздражимость
умирание
6 слайд
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение), – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и влиянием окружающей среды.
Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение.
В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.
Анатомия и физиология как науки
7 слайд
Физиология человека – это наука, изучающая механизмы функционирования организма (и составляющих его органов, клеток и тканей) в его взаимосвязи с окружающей средой.
Физиология изучает деятельность живого организма в целом, зависимость ее от влияний внешней среды, а также работу отдельных органов и систем.
Анатомия и физиология как науки
8 слайд
Гиппократ
Леонардо да Винчи
У. Гарвей
Краткий очерк истории развития анатомии
9 слайд
М. В. Ломоносов
Ж. Б. Ламарк
Ч. Дарвин
10 слайд
И. И. Мечников
К. Линней
11 слайд
Методы изучения организма человека
Методы исследования строения человеческого тела
Исследование трупного материала:
вскрытие (рассечение, расчленение)
распиливание
вымачивание
макроскопия
микроскопия
инъекционный метод
метод коррозии (разъедания)
гистология
цитология
Исследование живого организма:
осмотр тела и его частей
пальпация
перкуссия
аускультация
рентгенография
рентгеноскопия и т.п.
эндоскопия, эхолокация (УЗИ)
компьютерная томография
магнитно-резонансная томография
антропометрия
12 слайд
Методы изучения организма человека
Экспериментальные методы:
наблюдение
экстирпация
наложение фистулы
катетеризация
денервация и пр.
моделирование процессов
Инструментальные методы:
ЭКГ
ЭЭГ
миография
Биохимические методы
Методы исследования физиологических процессов
13 слайд
Части тела человека
шея
туловище
верхние
конечности
нижние
конечности
голова
14 слайд
Оси и плоскости тела человека
Предназначены для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга
Исходное положение тела: человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед
Плоскости:
сагиттальная – срединная (медианная) (расположена вертикально и ориентирована спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела), делит тело на правую и леую половины
фронтальная – вертикальная, ориентирована перпендикулярно к сагиттальной, отделяет переднюю часть тела от задней (по своему направлению соответствует плоскости лба)
горизонтальная, ориентирована перпендикулярно сагиттальной и фронтальной и отделяет расположенные ниже отделы тела от вышележащих
Две половины тела — правая и левая
15 слайд
Оси и плоскости тела человека
Оси вращения:
вертикальная, направлена вдоль тела стоящего человека (по этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод), совпадает с продольной осью, которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве или вдоль конечности, или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими размерами
фронтальная (поперечная), по направлению совпадает с фронтальной плоскостью, ориентирована справа налево или слева направо
сагиттальная, расположена в передне-заднем направлении (как и сагиттальная плоскость).
16 слайд
Анатомическая номенклатура
1. Анатомические термины для обозначения положения органов и частей тела:
медиальный – орган (органы) лежит ближе к срединной плоскости
латеральный (боковой) – орган расположен дальше от срединной плоскости
промежуточный – орган лежит между двумя соседними образованиями
внутренний (лежащий внутри) и наружный (лежащий кнаружи) - органы расположены соответственно внутри (в полости тела) или вне ее
глубокий (лежащий глубже) и поверхностный (расположенный на поверхности) – органы расположены на различной глубине
большой и малый
больший и меньший
17 слайд
Анатомическая номенклатура
2. Анатомические термины для обозначения положения верхней и нижней конечностей:
проксимальный отдел (ближайший к туловищу), находится ближе к туловищу
дистальный отдел – удаленный от туловища
ладонный – находящийся на стороне ладони – поверхность верхней конечности относительно ладони
подошвенный – находящийся на стороне подошвы – поверхность нижней конечности относительно подошвы
18 слайд
Анатомическая номенклатура
3. Анатомические термины для определения проекции границ органов на поверхности тела (ориентированы вдоль тела):
передняя срединная линия – вдоль передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами
задняя срединная линия – вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков
окологрудинная линия – по краям грудины,
среднеключичная (сосковая) линия проходит через середину ключицы (совпадает с положением соска молочной железы)
передняя подмышечная линия – от одноименной складки в области подмышечной ямки
средняя подмышечная линия – от самой глубокой точки подмышечной ямки
задняя подмышечная линия – от одноименной складки
лопаточная линия проходит через нижний угол лопатки
околопозвоночная линия – вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков)
19 слайд
Конституция человека
типы телосложения человека: долихоморфный ( от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brdchys — широкий), имеющий короткое широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный ( от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).
20 слайд
мезоморфный
(промежуточный) тип
(нормостеник)
Морфологические
типы
конституции
долихоморфный
тип
(астенический)
брахиморфный
тип
(гиперстеник)
21 слайд
Определение органа
Орган - часть тела определенной формы и строения, имеющая местоположение в организме и определенную функцию
Образован только одной (главной) тканью, остальные ткани - вспомогательные
22 слайд
Система органов – это комплекс органов с общим:
происхождением
развитием
строением
функцией
Системы органов
23 слайд
Системы органов
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 075 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зайцева Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.