Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Детское экспериментирование»
Воспитатель:
Гайда Ирина Викторовна
2 слайд
Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт.
1-Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
«Современный словарь иностранных слов»
2-Планомерное проведение наблюдения.
«Краткая философская энциклопедия»
3-Чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез т.п.
«Советский энциклопедический словарь»
3 слайд
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Метод обучения,
если применяется
для передачи детям
новых знаний.
Форма организации педагогического процесса,
если последний основан на методе
экспериментирования.
Является одним из
видов познавательной
деятельности детей и
взрослых.
4 слайд
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С
ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЕТСКОЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Наблюдение
Труд
Развитие речи
Изобразительная
деятельность
Формирование элементарных
математических представлений
Чтение художественной
литературы
Музыкальное
воспитание
Физическое воспитание
5 слайд
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Дает детям реальные
представления о различных
сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания.
Стимулирует развитие речи.
Накопление фонда умственных
приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные
умения.
Развитие творческих способностей,
формирование трудовых навыков
и укрепление здоровья за счет
повышения общего уровня
двигательной активности.
Идет обогащение памяти
ребенка, активизируются
его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает
необходимость совершать
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения.
6 слайд
«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
По характеру объектов используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
С объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
По характеру включения в
педагогический процесс:
Эпизодические( проводимые от случая к случаю)
Систематические
По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
Индивидуальные(1-4 реб.)
Групповые(5-10 детей)
Коллективные (вся группа)
7 слайд
По продолжительности:
Кратковременные( от 5 до 15 мин.)
Длительные ( свыше 15 мин.)
По количеству наблюдений за
одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные (или циклические)
По характеру мыслительных операций:
Констатирующие
Сравнительные
Обобщающие
По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные
Итоговые
По характеру познавательной
деятельности детей:
Иллюстративные
Поисковые
Решение экспериментальных задач
По способу применения:
Демонстрационные
Фронтальные
8 слайд
«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот
объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит
опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
9 слайд
«Плюсы» демонстрационных наблюдений:
Является менее трудоемким
Прост в методическом отношении
Исключены ошибки при проведении опытов
Проще следить за соблюдением дисциплины
Уменьшен риск нарушений правил безопасности
и возникновения непредвиденных ситуаций
Проще решаются вопросы гигиены
«Минусы» демонстрационных наблюдений:
Объект находится далеко от детей
Объект виден под каким-то одним углом зрения
Сведена до минимума личная инициатива детей
Низкий эмоциональный уровень восприятия
Затруднена индивидуализация обучения
Пассивность детей
Восприятие осуществляется в основном с помощью
одного ( зрительного ) анализатора
10 слайд
«ФРОНТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
Когда в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
11 слайд
«Плюсы» фронтальных наблюдений:
Хорошо видны мелкие детали
Возможность рассматривания со всех сторон
Высокое эмоциональное состояние
Включение всех анализаторов
Процесс обучения индивидуализирован
«Минусы» фронтальных наблюдений:
Трудно найти много объектов
Сложнее написать конспект
Труднее установить контакт с детьми
Несинхронность в работе детей
Труднее следить за ходом процесса познания,
за качеством усвоения знаний каждым ребенком
Повышается риск правил безопасности и
возникновения различных непредвиденных
или нежелательных ситуаций
12 слайд
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ
НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Случайные:
Не требуют специальной подготовки
Воспитатель должен обладать немалыми биологическими
познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем
разделам биологии, географии и т.д.
Плановые
Начинаются с определения педагогом
текущих дидактических задач
Выбирается объект
Воспитатель знакомится с ним заранее-
и на практике, и по литературе
Одновременно он осваивает технику
экспериментирования, если та ему незнакома
13 слайд
Как ответ на детские вопросы:
К проведению таких опытов привлекается либо
тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи
Воспитатель советует ребенку самому установить истину,
проведя несложное наблюдение
В дальнейшем, если работа не сложна,
она проводится как случайный эксперимент;
если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют
в соответствии с методическими рекомендациями для плановых опытов
14 слайд
«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»
В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цельные занятия,
посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы
и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом
приобретают новые знания;
2-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они
мыслили
15 слайд
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ»
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий,
но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так,
чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
4. Увлекайте детей интересным содержанием материала,
умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел?
Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон;
«Сегодня у нас будет необычное занятие.
Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 020 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Молчанова Элеонора Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.