Инфоурок Другое ПрезентацииЭпикурейцы и стоики

Эпикурейцы и стоики

Скачать материал
Скачать материал "Эпикурейцы и стоики"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основы философииМодуль 2: История философииТема 3.5
 Эпикурейцы и стоикиГосу...

    1 слайд

    Основы философии
    Модуль 2: История философии
    Тема 3.5
    Эпикурейцы и стоики
    Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми
    «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
    Подосенов Олег Викторович
    909-127-06-35
    sgpc-phil@yandex.ru
    Сыктывкар, 2012

  • Эпикурейцы и стоики Сократические школы
Киренаики: этика гедонизма
Аристипп:...

    2 слайд

    Эпикурейцы и стоики
    Сократические школы
    Киренаики: этика гедонизма
    Аристипп: обоснование гедонизма
    Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма
    Гегесий: пессимистическая интерпретация гедонизма
    Анникерид: гедонистический оптимизм
    Киники: этика аскетизма
    Антисфен: обоснование кинизма
    Диоген: практика кинизма
    Кратет: критика гедонизма
    Эллинистическая философия
    Эпикурейцы: этика эвдемонизма
    Страхи и их преодоление
    Классификация желаний
    Стоики: автаркия разума
    Онтология («физика») Ранней Стои
    Этика Римской Стои
    2

  • Сократические школы и их преемникиСократ
469-399Элидо-эри-трейская
школаАрис...

    3 слайд

    Сократические школы и их преемники
    Сократ
    469-399
    Элидо-эри-
    трейская
    школа
    Аристипп
    ок. 435 – ок. 365
    Евклид
    ок. 430 – ок. 360
    Платон
    428/27 – 348/47
    Федон
    417 – ок. 350
    Антисфен
    ок. 435-376
    Киренская
    школа
    Мегарская
    школа
    Академия
    (платоники)
    Киническая
    школа
    Эпикур
    341-271
    Зенон
    336-264
    Эпикурей-
    цы
    Стоики
    Аристотель
    384 – 322/21
    Древняя
    Академия

    Средняя
    Академия
    Ликей
    (перипате-
    тики)
    3

  • Рафаэль.«Афинская школа».Афины – центр греческой философии ПифагорГераклитПа...

    4 слайд

    Рафаэль.
    «Афинская школа».
    Афины – центр греческой философии
    Пифагор
    Гераклит
    Парменид
    Сократ
    Платон
    Аристотель
    Антисфен
    Диоген
    Эпикур
    Зенон
    Плотин
    Аверроэс
    Платоники
    Перипатетики
    4

  • КиренаикиЭтика гедонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКирена5

    5 слайд

    Киренаики
    Этика гедонизма
    Милет
    Эфес
    Элея
    Абдеры
    Афины
    Стагира
    Кирена
    5

  • КиренаикиЭтика гедонизмаАристипп
ок. 435 - ок. 365АретаАристипп (Младший)Ге...

    6 слайд

    Киренаики
    Этика гедонизма
    Аристипп
    ок. 435 - ок. 365
    Арета
    Аристипп
    (Младший)
    Гегесий
    IV в.
    Феодор
    IV-III в.
    Анникерид
    IV-III в.
    Аморализм
    Пессимизм
    Гедонистический
    оптимизм
    Гедонизм
    (греч. ήδονή,
    удовольствие) –
    этическое учение,
    отождествляющее
    благо
    с удовольствием.
    6

  • Аристипп Обоснование гедонизма   Единственное подлинное благо – телесное...

    7 слайд

    Аристипп
    Обоснование гедонизма
    Единственное подлинное благо – телесное
    удовольствие; единственное зло – телесное
    страдание.
    Люди несчастны потому, что принимают за
    благо то, что является лишь средством для
    его получения (например, богатство).
    Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо
    и что есть действительное зло, и знает, как
    использовать это знание; мудрость – это
    умение (искусство) быть счастливым.
    Но в стремлении к удовольствиям мудрец
    руководствуется принципом меры: он – не
    раб, а господин своих удовольствий.

    Аристипп
    ок. 435 – ок. 365
    7

  • Если наслаждение естьединственное благо,а страдание – единственное зло,то в...

    8 слайд

    Если наслаждение есть
    единственное благо,
    а страдание – единственное зло,
    то всё прочее (что не есть
    ни наслаждение, ни страдание)
    следует признать безразличным.
    Поэтому мудрец не считает злом
    ни кражу, ни святотатство, ни
    клятвопреступление, ни измену.
    Он избегает их, но не потому, что
    считает их чем-то дурным самим
    по себе, а потому что не желает
    быть наказанным, т.е. страдать.
    Феодор
    Аморалистическая интерпретация гедонизма
    Имей он гарантию безнаказанности,
    он не колеблясь пошёл бы на эти так
    называемые «преступления», если
    бы это сулило ему наслаждение.
    8

  • Жить стоит только радиудовольствий, но такая жизньневозможна, ибо удовольст...

    9 слайд

    Жить стоит только ради
    удовольствий, но такая жизнь
    невозможна, ибо удовольствия
    неотделимы от страданий.
    1) Удовольствие мы получаем,
    удовлетворяя наши потребности,
    но сначала мы страдаем от того,
    что они не удовлетворены.
    2) При этом пребывать в
    состоянии неудовлетворённости
    можно долго, тогда как процесс
    удовлетворения скоротечен.
    3) Средства удовлетворения
    потребностей ограничены и
    потому достаются с трудом
    и доступны лишь немногим.
    Гегесий
    Пессимистическая интерпретация гедонизма
    4) Но и эти немногие не будут
    по-настоящему счастливы, так как
    то, что достаётся легко, большого
    удовольствия не доставляет.
    9

  • ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизмаВ жизни какую избрать нам дор...

    10 слайд

    Гегесий
    Пессимистическая интерпретация гедонизма
    В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте –
    Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета;
    Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство;
    Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что,
    Если же нет ничего – много горя; женатым заботы
    Не миновать, холостым – дни одиноко влачить;
    Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи
    Благоразумия нет, старость седая слаба.
    Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор:
    Иль не родиться совсем, или скорей умереть.

    Посидипп, «О жизни»
    (III в. до н.э.)
    10

  • Жизнь, полная удовольствий,вполне возможна, еслине сводить удовольствияк т...

    11 слайд

    Жизнь, полная удовольствий,
    вполне возможна, если
    не сводить удовольствия
    к телесным наслаждениям.
    1) Признание духовных
    наслаждений расширяет самый
    круг возможных удовольствий.
    2) Удовлетворение духовных
    потребностей не связано с
    уничтожением того, что нужно
    для их удовлетворения.
    Значит, удовлетворяя
    свои духовные потребности, мы
    не лишаем других средств для
    удовлетворения их потребностей.
    Анникерид
    Гедонистический оптимизм
    3) В отличие от телесных,
    духовные наслаждения
    не скоротечны.
    11

  • АнникеридГедонистический оптимизмВ жизни любая годится дорога. В общественно...

    12 слайд

    Анникерид
    Гедонистический оптимизм
    В жизни любая годится дорога. В общественном месте –
    Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов;
    В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль,
    В крае чужом нам почёт, если имеем мы что,
    Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба
    Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь.
    Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи
    Сила дана, старики благочестивы душой.
    Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться
    Или скорей умереть; всякая доля блага.

    Метродор, «О жизни»
    (IV в. н.э.)
    12

  • КиникиЭтика аскетизмаАнтисфен
ок. 435- ок. 376Диоген Синопскийок. 404 - 323...

    13 слайд

    Киники
    Этика аскетизма
    Антисфен
    ок. 435- ок. 376
    Диоген Синопский
    ок. 404 - 323
    Кратет Фиванский
    IV в.
    Кинизм
    (греч., κύων, пёс,
    род. κυνός)
    Аскетизм
    (греч., άσκητής, упражняющийся) –
    этическое учение,
    проповедующее самоотречение и
    подавление чувственных влечений как
    средство достижения высшего блага.
    13

  • КиникиЭтика аскетизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивы14

    14 слайд

    Киники
    Этика аскетизма
    Милет
    Эфес
    Элея
    Абдеры
    Афины
    Стагира
    Кирена
    Синопа
    Фивы
    14

  • Если счастье зависит отудовлетворения потребностей,то оно тем достижимее, ч...

    15 слайд

    Если счастье зависит от
    удовлетворения потребностей,
    то оно тем достижимее, чем
    меньше у нас потребностей.
    1) Кратчайший и вернейший путь
    к счастью лежит поэтому через
    ограничение потребностей.
    (В таком ограничении нет
    ничего невозможного, ибо
    наши потребности по
    большей части искусственны).
    2) Чем меньше наши нужды, тем
    меньше наша зависимость от других
    людей и внешних обстоятельств,
    тем больше наша свобода.
    Антисфен
    Обоснование кинизма
    15

  • Джон Уотерхаус.«Диоген».ДиогенПрактика кинизма16

    16 слайд

    Джон Уотерхаус.
    «Диоген».
    Диоген
    Практика кинизма
    16

  • Н. Пуссен.«Пейзаж с Диогеном».ДиогенПрактика кинизма17

    17 слайд

    Н. Пуссен.
    «Пейзаж с Диогеном».
    Диоген
    Практика кинизма
    17

  • «Диоген и Александр».ДиогенПрактика кинизма18

    18 слайд

    «Диоген и
    Александр».
    Диоген
    Практика кинизма
    18

  • ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаЭвдемонизм(греч. εύδαιμονία, счастье) –этическо...

    19 слайд

    Эпикурейцы
    Этика эвдемонизма
    Эвдемонизм
    (греч. εύδαιμονία, счастье) –
    этическое учение, утверждающее,
    что цель жизни – счастье.
    Эпикур
    341-271
    Гермарх
    IV-III в.
    Метродор
    330-277
    Тит Лукреций Кар
    (ок. 99-55)
    19

  • ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСа...

    20 слайд

    Эпикурейцы
    Этика эвдемонизма
    Милет
    Эфес
    Элея
    Абдеры
    Афины
    Стагира
    Кирена
    Синопа
    Фивы
    Самос
    Лампсак
    Митилена
    20

  • ЭпикурейцыЭтика эвдемонизмаЭпикур. О природе (не сохр.)
Эпикур. Письмо к Гер...

    21 слайд

    Эпикурейцы
    Этика эвдемонизма
    Эпикур. О природе (не сохр.)
    Эпикур. Письмо к Геродоту
    Эпикур. Письмо к Менекею
    Эпикур. Главные мысли



    Тит Лукреций Кар. О природе вещей
    Основные сочинения
    Эпикур
    341-271
    Тит Лукреций Кар
    (ок. 99-55)
    21

  • Непрерывная больнедолговременна,а затяжные немощидоставляют плотибольшен...

    22 слайд

    Непрерывная боль
    недолговременна,
    а затяжные немощи
    доставляют плоти
    больше
    наслаждения,
    чем боли.
    Этика эпикурейцев
    Страхи и их преодоление
    Страхи –
    причины несчастий
    Страх перед
    богами
    Боги – существа
    бессмертные и
    блаженные,
    а такие ни сами
    забот не имеют,
    ни другим
    не доставляют.
    Смерть не имеет
    к нам никакого
    отношения: пока
    мы есть, смерти
    ещё нет, а когда
    смерть наступает,
    то нас уже нет.
    Страх
    смерти
    Страх перед
    страданием
    22

  • Этика эпикурейцевКлассификация желанийЖелания бываютЕстественныеИзбавляющие...

    23 слайд

    Этика эпикурейцев
    Классификация желаний
    Желания бывают
    Естественные
    Избавляющие
    от страданий,
    например,
    питьё при жажде
    Разнообразящие
    наслаждение,
    например,
    изысканная пища
    Не естественные
    и не необходимые,
    например, венки
    и почётные статуи
    Необходимые
    Вздорные
    Не необходимые
    23

  • СтоикиАвтаркия разумаРанняя СтояIV-III вв. до н.э.Средняя СтояII-I вв. до...

    24 слайд

    Стоики
    Автаркия разума
    Ранняя Стоя
    IV-III вв. до н.э.
    Средняя Стоя
    II-I вв. до н.э.
    Поздняя Стоя
    I-II вв. н.э.
    Зенон из Кития
    336-264
    Луций Анней Сенека
    4-65 н.э.
    Клеанф
    ок. 331/30 – ок. 232
    Хрисипп
    ок. 280/277 – ок. 208/204
    Панэтий
    ок. 180 – после 110
    Посидоний
    ок. 135 – ок. 50
    Эпиктет
    ок. 50 – 138
    Марк Аврелий
    121-180
    Стоя
    (греч., Στοά) – Портик
    24

  • СтоикиАвтаркия разумаЗенон из Кития(336-264)Хрисипп(ок. 280/277 – ок. 208/...

    25 слайд

    Стоики
    Автаркия разума
    Зенон из Кития
    (336-264)
    Хрисипп
    (ок. 280/277 – ок. 208/204)
    Луций Анней Сенека
    (4-65 н.э.)
    Марк Аврелий
    (121-180)
    Автаркия
    (греч., αύτάρκια) –
    самодовление, самодостаточность.
    25

  • СтоикиАвтаркия разумаМилетЭфесЭлеяАбдерыАфиныСтагираКиренаСинопаФивыСамосЛам...

    26 слайд

    Стоики
    Автаркия разума
    Милет
    Эфес
    Элея
    Абдеры
    Афины
    Стагира
    Кирена
    Синопа
    Фивы
    Самос
    Лампсак
    Митилена
    Китий
    Асс
    Солы
    Рим
    Гиераполь
    ← Кордуба
    26

  • СтоикиАвтаркия разумаСенека. Нравственные письма к Луцилию
Сенека. О благоде...

    27 слайд

    Стоики
    Автаркия разума
    Сенека. Нравственные письма к Луцилию
    Сенека. О благодеяниях
    Сенека. Рассуждения о природе
    Сенека. О блаженной жизни
    Сенека. О скоротечности жизни
    Сенека. О провидении

    Эпиктет. Беседы
    (записаны Ф. Аррианом)

    Марк Аврелий. К самому себе
    Основные сочинения
    Луций Анней
    Сенека
    (4-65 н.э.)
    Марк Аврелий
    (121-180)
    27

  • СтоикиОнтология («физика») Ранней Стои   Космос представляет собой единый...

    28 слайд

    Стоики
    Онтология («физика») Ранней Стои
    Космос представляет собой единый
    одушевлённый организм, отождествляемый
    с Богом (пантеизм).
    Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня
    и воздуха, есть манифестация божественного
    разума – Логоса, который и правит миром,
    подобно тому как душа управляет телом.
    Всё сущее, будучи лишь частью единого
    космического организма, всецело определяется
    последним (отождествление логической
    необходимости с причинностью, отрицание
    случайности – абсолютный детерминизм).
    Всё, что происходит с человеком, также
    предопределено (фатализм).

    Зенон из Кития
    (336-264)
    28

  • СтоикиФатализм Ранней СтоиФатализм(лат., fatum, судьба;fatalis, роковой, п...

    29 слайд

    Стоики
    Фатализм Ранней Стои
    Фатализм
    (лат., fatum, судьба;
    fatalis, роковой, предопределённый) –
    философское учение,
    отождествляющая необходимость
    с предопределённостью и неизбежностью
    всего происходящего
    в природе и жизни человека,
    и на этом основании
    исключающее случайность и свободу.
    29

  • СтоикиФатализм Ранней СтоиВластитель неба, мой отец, веди меня,Куда захочеш...

    30 слайд

    Стоики
    Фатализм Ранней Стои
    Властитель неба, мой отец, веди меня,
    Куда захочешь! Следую не мешкая,
    На всё готовый. А не захочу – тогда
    Со стонами идти придётся грешному,
    Терпя всё то, что претерпел бы праведным.
    Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.

    Луций Анней Сенека
    (перевод из Клеанфа)
    30

  • Высшим благомможно признать лишь то,что ни при каких обстоятельствахне мож...

    31 слайд

    Высшим благом
    можно признать лишь то,
    что ни при каких обстоятельствах
    не может стать причиной несчастья.
    Всё, принадлежащее нам внешним
    образом (богатство, здоровье и т.п.),
    может быть утрачено, утрата же того,
    что мы ценим, делает нас несчастными.
    Поэтому ни богатство, ни здоровье,
    ни высокое общественное положение,
    ни семейное благополучие
    не могут считаться высшим благом.
    Единственное достояние человека,
    которое не может быть у него отнято,
    это мудрость, следовательно
    мудрость и есть высшее благо.
    Стоики
    Этика Римской Стои
    Мудр тот, кто понимает, что такое
    высшее благо, счастлив – тот, кто им
    обладает, а так как высшее благо –
    это мудрость, то мудрец счастлив.
    31

  • Вопросы?32

    32 слайд

    Вопросы?
    32

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.08.2020 734
    • PPTX 2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федорова Елена Владимировна
    Федорова Елена Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96275
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 53 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе