Инфоурок Философия ПрезентацииФилософская антропология о человеке

Философская антропология о человеке

Скачать материал
Скачать материал "Философская антропология о человеке"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Философская антропология о человекеПреподаватель: 
Пурто Елена Евгеньевна

    1 слайд

    Философская антропология о человеке
    Преподаватель:
    Пурто Елена Евгеньевна

  • Антропологией называется учение о человеке. Выделяют биологическую антрополог...

    2 слайд

    Антропологией называется учение о человеке. Выделяют биологическую антропологию, изучающую человека как биологический организм, а также социально-философскую антропологию.
    Недостаточность биологической антропологии заключается в том, что она может лишь показать отличие организма человека от организмов других животных. Но биологическая антропология не в состоянии ответить на самый главный вопрос антропологии: «В чём сущность человека?», «Что такое человек?». На эти вопросы может ответить лишь социально-философская антропология.

  • Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с зажжён...

    3 слайд

    Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с зажжённым фонарём и на удивлённые вопросы прохожих отвечал: «ИЩУ ЧЕЛОВЕКА».
    Подобно Диогену философия с глубокой древности пытается разыскать сущность человека.


  • Главные вопросы философии, согласно И. Канту:
Что Я могу знать?
Что Я должен...

    4 слайд

    Главные вопросы философии, согласно И. Канту:
    Что Я могу знать?
    Что Я должен делать?
    На что Я смею надеяться?
    ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
    Первые три вопроса могут быть сведены к последнему, так как Я = Человек.

    Человек одновременно феномен (вещь для нас) и ноумен (вещь в себе).
    И. Кант

  • Ф. М. Достоевский: 
«Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели будешь её...

    5 слайд

    Ф. М. Достоевский:
    «Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

  • Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера всех веще...

    6 слайд

    Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
    Человек – антиномичное существо, исполненное противоречий. Он природен и одновременно вырывается из рамок природы. Человек – единственное гуманное существо на земле, но одновременно и одно из самых жестоких.

    Протагор

  • «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего» 
(Софокл...

    7 слайд

    «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего»
    (Софокл, трагедия «Царь Эдип»).



    «Я связь времён повсюду сущих,
    Я крайня степень вещества;
    Я средоточие живущих,
    Черта начальна божества;
    Я телом в прахе истлеваю,
    Умом громам повелеваю,
    Я царь – я раб – я червь – Я Бог»
    (Г. Р. Державин).

  • Природное и социальное в человеке. С одной стороны, человек обладает всеми пр...

    8 слайд

    Природное и социальное в человеке.
    С одной стороны, человек обладает всеми признаками животного организма, но его нельзя признать обычным животным.
    Человеческая природа не сводима к биологической, а как бы надстраивается над ней.
    Человек – биосоциальное существо.

    И. Г. Гердер: «Человек – вольноотпущенник природы»

  • СУЩНОСТЬ  ЧЕЛОВЕКАОбщество 
(духовная культура)Материя 
(природа)СОЦИАЛЬНОЕЧЕ...

    9 слайд

    СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
    Общество
    (духовная культура)
    Материя
    (природа)
    СОЦИАЛЬНОЕ
    ЧЕЛОВЕК
    ПРИРОДНОЕ

  • Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо? Если бы ч...

    10 слайд

    Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо? Если бы человек остался лишь биологическим существом, ничего из нас окружающего не было бы. Мы жили бы подобно гориллам и шимпанзе. Сохранился ли бы человек как вид вообще?
    Наиболее вероятная картина происхождения человека – он изначально был слаб и компенсировал искусственными орудиями свои недостатки.

  • ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕКАМонголоидыАфриканцыЕвразийцыВерхняя пещера...

    11 слайд

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Монголоиды
    Африканцы
    Евразийцы
    Верхняя пещера
    (40 тыс. лет назад)
    Боскоп
    (40 тыс. лет назад)
    Кроманьонец
    (40 тыс. лет назад)
    Неандерталец
    (150–35 тыс. лет назад)
    Европа, Африка, Средний
    и Ближний Восток
    Родезийский человек
    (150–35 тыс. лет назад)
    Человек с реки Соло
    (150–35 тыс. лет назад)
    Питекантроп
    (500 тыс. лет назад)
    Австралопитек
    (2–5 млн. лет назад)

  • Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного царств...

    12 слайд

    Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного царства. Он – на вершине пирамиды существ, покоритель природы.




    Противоположная точка зрения представлена «философами жизни» (Шопенгауэр, Ницше). У человека ослаблена воля к жизни, он способен на самоубийство, жертвует жизнью ради несуществующего (идеалов). Может и изначально инстинкты были ослаблены? Человеческий младенец нуждается в длительном уходе, он не самостоятелен. Животные без обучения различают ядовитые и съедобные растения, человек этого не может. «Философы жизни» считают человека не вершиной развития живого, а его тупиковой ветвью, бракованным продуктом эволюции.

  • Поиск сущности человека в истории философии.У человека много свойств, отличаю...

    13 слайд

    Поиск сущности человека в истории философии.
    У человека много свойств, отличающих его от животных (читать газеты, следить за курсом доллара, шить одежду и т. д.).
    Проблема заключается в том, что следует найти одно главное, существенное свойство, которое и будет являться сущностью человека, определяющей все прочие отличия человека от животных. Предлагалось много вариантов такого существенного отличия.

  • Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое сущест...

    14 слайд

    Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое существо без перьев».
    Диоген решил опровергнуть Платона. Он ощипал петуха и предъявил его Платону, заявив ему: «Вот человек по твоему определению»
    Платон скорректировал определение и оно стало звучать так: «Человек – двуногое существо без перьев и с плоскими ногтями».
    Главная ошибка Платона состоит в том, что он пошёл по пути перечисления анатомических признаков человеческого организма.

  • Аристотель: «Человек – политическое животное». Только человек живёт в разумно...

    15 слайд

    Аристотель: «Человек – политическое животное». Только человек живёт в разумном (политическом) сообществе с себе подобными. Вне общества может жить или бог или животное. Человек же всегда общественен (социален)

  • Средние века: человек – религиозное существо. Только у него есть религия. Нев...

    16 слайд

    Средние века: человек – религиозное существо. Только у него есть религия. Неверующие – не люди, даже если напоминают их по виду.
    Человек – единственная из тварей, созданная по образу и подобию Божию, то есть имеющая разум и свободу воли. Человек – высшее из земных созданий Бога, но всё же тварь. Это промежуточное существо между ангелами и зверями.

  • 17 слайд

  • Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы, её скл...

    18 слайд

    Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы, её склонность от блага стремиться к злу.
    За первородный грех наших прародителей было наказано всё человечество.

  • Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения. Антропоцентризм.В средни...

    19 слайд

    Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения. Антропоцентризм.
    В средние века понимание человека было двойственным. С одной стороны, человек - высшее создание Бога, единственное существо, сотворённое «по образу и подобию Божию». Но с другой стороны, человек, как и всё прочее в мире, являлся тварью и эта тварная, греховная природа человека обусловливала непреодолимую пропасть между ним и Богом-Творцом.
    В эпоху Возрождения гуманисты делают акцент не на том, что отличает человека от Бога, а на том, что сближает их - творческих способностях. По мнению многих гуманистов Возрождения, именно посредством творчества человек может уподобиться Богу. Возникает представление о человеке как «земном Боге», своей деятельностью завершающего творение мира. Гуманисты Возрождения верили в поистине безграничные возможности человека.
    Гуманизм означал стремление к освобождению личности, к формированию условий для наибольшей реализации всех её возможностей. Происходит отвержение средневекового аскетизма и реабилитация чувственности, права человека на наслаждение, всех проявлений жизненности. На первый план выдвигается ценность личных заслуг, а не знатности или принадлежности к какой-либо корпорации.
    Таким образом, философия Возрождения характеризуется антропоцентризмом, признанием человека высшей ценностью мироздания и стремлением решать все философские и мировоззренческие проблемы, ориентируясь на человека.

  • Витрувианский человек – 
эмблема антропоцентризма

    20 слайд

    Витрувианский человек –
    эмблема антропоцентризма

  • В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством человека ра...

    21 слайд

    В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством человека разум
    Блез Паскаль: Человек находится между двумя безднами – космической бездной и бездной микромира. Он не может их полностью постичь. Человек бессилен перед природой; человек – «мыслящий тростник». Он как тростинка слаб, природе достаточно сильного порыва ветра, чтобы уничтожить его. Но и умирая, человек будет возвышаться над природой, поскольку природа будет действовать как слепая, не сознающая сила, а человек будет сознавать и тем самым даже в гибели одержит победу над природой.
    Блез Паскаль

  • Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму. Антро...

    22 слайд

    Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму. Антропологический принцип в философии Фейербаха гласит: человек – высший предмет философии. Человек с точки зрения Фейербаха природен, биологичен по своему происхождению. Сущность человека проявляется в общении, взаимоотношении между людьми, когда есть Ты и Я.

    К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» подверг эти взгляды критике. Маркс утверждал, что человек существо не природное, а социальное, общественное. Природное – лишь предпосылка становления человека. «Сущность человека есть совокупность общественных отношений, в которые включён человек». Человеческие качества формируются через труд, воспитание. А затем человек сам может изменять социокультурную среду. Общественные отношения включают весь опыт исторического развития, становления человека. С изменением общественных отношений изменится и человек.

  • Орудийная теория сущности человекаЭта теория утверждает, что человек отличает...

    23 слайд

    Орудийная теория сущности человека
    Эта теория утверждает, что человек отличается от других живых существ тем, что только он целенаправленно изготовляет орудия и опосредует ими свою деятельность.
    Б. Франклин:
    «Человек есть животное,
    изготовляющее орудия».

  • Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами...

    24 слайд

    Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки).
    Человек же действует с помощью специально создаваемых орудий
    Деятельность животных инстинктивна, а у человека протекает на сознательном уровне.

  • Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе пре...

    25 слайд

    Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию.
    Вся деятельность человека орудийна. Благодаря орудиям человек начал не просто приспособляться к окружающей среде, как это делают животные, а изменять её, преобразовывать. Орудийная деятельность способствовала развитию мышления, сознания и речи.
    «Человека создал труд»
    (Ф. Энгельс)

  • Символическая теория Эрнста КассирераФилософ-неокантианец Э. Кассирер  развил...

    26 слайд

    Символическая теория Эрнста Кассирера
    Философ-неокантианец Э. Кассирер развил своё понимание сущности человека в работе «Философия символических форм». Человечество выработало культурную надстройку над инстинктами. У человека развилась система символов как надприродной реальности.

    Человек размещён одновременно в физическом (наряду с другими живыми существами) и в символическом универсуме. Даже природная реальность обладает символическим значением. Человек – символическое животное.

    Мир человека для Кассирера является символической вселенной, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Язык, миф, искусство, религия, наука – ступени символического. Социокультурная реальность знаменует собой процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает способность создавать свой идеальный мир.
    Эрнст Кассирер
    (1874 – 1945)

  • Психоанализ о сущности человекаЧеловек считается тем существом, которое может...

    27 слайд

    Психоанализ о сущности человека
    Человек считается тем существом, которое может вести борьбу со своим бессознательным (природным началом). Человек создает социокультурную реальность для выживания и эта реальность направлена на борьбу с природой внешней (создание благоприятных и безопасных условий жизни) и внутренней (укрощение инстинктов). Человек – единственное существо, могущее подавлять свои инстинкты.
    Человеку тяжело перенести природное состояние; общество ограждает от природы; но и социокультурное состояние сковывает человека, тяготит его. Отсюда амбивалентность (двойственность) отношения к социуму и культуре. Бессознательное стремится избавиться от контроля со стороны культурных норм. Результатом этого являются неврозы.
    Совесть является главным отличием человека от животных. Человек – совестливое существо.
    З. Фрейд (1856 – 1939).

  • Человек как нравственное существоА. Н. Радищев: «Человек есть единое существо...

    28 слайд

    Человек как нравственное существо
    А. Н. Радищев: «Человек есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе».


    В. С. Соловьёв: Человека от животных отличает наличие нравственности. Есть три главных нравственных чувства, которых животные лишены, – стыд, жалость и благоговение.

  • Спор о природе человека среди последователей КонфуцияГао-цзы: природа человек...

    29 слайд

    Спор о природе человека среди последователей Конфуция
    Гао-цзы: природа человека этически не определена, нейтральна. «Природа человека не делает разницы между добрым и недобрым, подобно тому как вода в своём течении не делает разницы между востоком и западом… Куда направят воды, туда они и текут».
    Мэн-цзы: природа человека добра; подобно тому как вода всегда течёт вниз, так и человек всегда стремится к добру. У всех людей есть нравственные чувства: сострадание, стыд, чувство правды и неправды и др. Зло человека так же противоестественно как движение воды вверх. Злым человека делают неблагоприятные обстоятельства (голод, несчастья).
    Сюнь-цзы:человек по природе зол; он изначально рождается с алчностью, желанием собственной выгоды, наживы. Именно это заставляет людей враждовать между собой. Чтобы преодолеть злое начало в человеке и исправить его природу, необходимы длительное воспитание и мудрые законы.

  • Пико делла Мирандола (1463 - 1494)Существует также точка зрения, утверждающая...

    30 слайд

    Пико делла Мирандола (1463 - 1494)
    Существует также точка зрения, утверждающая, что своеобразие человека заключается в том, что у него нет никакой изначально данной сущности, которую он сам формирует в течение жизни (Мирандола, Ж. П. Сартр)
    Человек, согласно Мирандоле, является «существом неопределённого образа», которое может стать чем угодно в соответствии со своими желаниями. В отличие от животных у человека нет изначальной сущности, которой он обязан следовать. Человек является «свободным и славным мастером», творящим свою судьбу и завершающим начатое Богом творение мира.
    Человек поставлен Богом в центр мира (антропоцентризм). Человек не стеснён никакими пределами. Он может возвыситься до божественного величия и тогда ему должны будут завидовать сами ангелы. Однако человек может и пасть до скотского, животного уровня. Человеку открыты все возможности. Главное - прилагать усилия к реализации заложенных Богом в каждой душе начал.

  • Из «Речи о достоинстве человека»“Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого ме...

    31 слайд

    Из «Речи о достоинстве человека»
    “Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. Лишь человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет. Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают всё то, чем будут владеть потом. Лишь человеку Бог дал зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нём свои плоды”.

  • В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два подхода...

    32 слайд

    В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два подхода: эссенциальный и экзистенциальный. Эссенциальный подход исходит из того, что сущность предшествует существованию, а экзистенциальный подход утверждает, что, наоборот, существование предшествует сущности.
    Сартр полностью поддерживает экзистенциальный подход и критикует как эссенциалистские распространённые учения о сущности человека (христианское учение, натурализм и марксизм).
    Человек в качестве экзистенции в отличие от объектов живой и неживой природы не имеет изначальной сущности, а создаёт её сам в процессе существования. Каждый поступок человека – это акт творения им своей собственной сущности, которое не прекращается вплоть до смерти человека.
    О сущности человека можно судить по имеющемуся у него «проекту бытия», то есть по тому, кем он видит себя в будущем, к чему он стремится.
    Сартр выступал за признание полной, радикальной свободы человека, сопряжённой с абсолютной ответственностью каждого за всё происходящее в мире.

    Жан-Поль Сартр
    (1905 – 1980)

  • Смысл жизни	 СМЫСЛ ЖИЗНИ  -  результат  определения  главных жизненных  целей...

    33 слайд

    Смысл жизни
    СМЫСЛ ЖИЗНИ - результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек определяет те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям и свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом жизни.

  • СВОБОДА  И  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИСвобода  и  ответственность 
личности
–...

    34 слайд

    СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
    Свобода и ответственность
    личности

    – свобода от эксплуатации;
    – равноправные экономические отношения;
    – свобода экономического действия и т.п.


    – свобода выбора мировоззрения;
    – свобода выбора вероисповедания;
    – свобода выбора идеологии;
    – свобода духовной пропаганды и т.п.
    – набор гражданских прав, который обес-
    печивает нормальную жизнедеятельность
    человека;
    – справедливое национально-государствен-
    ное устройство;
    – всеобщее избирательное право и т.п.
    – свобода как способность человека дей-
    ствовать в результате познания законо-
    мерностей природного и социального
    мира
    Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность
    за пользование этими свободами
    Ответственность
    Свобода экономическая
    Свобода политическая
    Свобода гносеологическая
    Свобода духовная

  • ДЕТЕРМИНАЦИЯ  СВОБОДЫ  ЧЕЛОВЕКАСвобода личностиопределяетсяСвязаны со свободо...

    35 слайд

    ДЕТЕРМИНАЦИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
    Свобода личности
    определяется
    Связаны со свободой общества:

    – с господством людей над силами
    природы, что характеризуется
    уровнем развития производитель-
    ных сил;
    – с господством людей над своими
    собственными отношениями, что
    определяется характером произ-
    водственных отношений
    Связаны с индивидуальными качествами личности:

    – приспособление человека к соци-
    ально-экономическим условиям;
    – приспособление к социальным
    нормам;
    – успешное усвоение ролевых
    функций и т.п.

    Объективные причины
    Субъективные причины

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 225 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.09.2020 706
    • PPTX 3.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Алена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлова Алена Юрьевна
    Козлова Алена Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69802
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инженерная графика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель инженерной графики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 241 человек

Курс повышения квалификации

Организация деятельности педагога-дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениями

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 555 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов