Инфоурок Философия ПрезентацииФилософское понимание человека

Философское понимание человека

Скачать материал
Скачать материал "Философское понимание человека"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Философское понимание человекаПроблема человека в истории
философии.
Основные...

    1 слайд

    Философское понимание человека
    Проблема человека в истории
    философии.
    Основные проблемы философской
    антропологии.
    Понятие личности. Личность и
    общество.

  • Древневосточная философияВ древнеиндийской философии  человек трактуется как...

    2 слайд

    Древневосточная философия
    В древнеиндийской философии человек трактуется как единичный
    индивид, имеющий историю своего происхождения и развития (Упанишады) .
    Этот единичный человек наделен двумя основными сущностями:
    телом, созданным брахманом (всеобщая физическая основа),
    и душой, созданной атманом (абсолютная душа).
    Сущность человеческого бытия заключается в единстве духовного и
    телесного («атман-брахман»).
    В древнекитайской философии проблема человека рассматривалась
    исходя из мифологических представлений. Господствующим остается
    фаталистический взгляд на жизнь: «Не во власти человека быть умным
    или глупым, быть знатным или низким... Поэтому жизнь не зависит от
    живых». Человек полностью зависим от природы, жизнь его находится под
    властью естественных законов. Здесь нет исключений, это положение
    одинаково относится к умным и глупым, богатым и бедным.


  • Древнегреческая философияВ ранних античных воззрениях человек существует
не с...

    3 слайд

    Древнегреческая философия
    В ранних античных воззрениях человек существует
    не сам по себе, а лишь в системе определенных
    отношений, воспринимаемых как абсолютный
    порядок, космос. Само понятие космоса здесь имеет
    человеческий смысл, вместе с тем человек
    мыслится как часть космоса, как микрокосм,
    являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого
    как живой организм.
    Протагор : человек есть мера всех вещей. Человек –
    это главный критерий всего сущего.

  • Средневековье и ВозрождениеАвгустин Блаженный утверждал, что отцом истины, му...

    4 слайд

    Средневековье и Возрождение
    Августин Блаженный утверждал, что отцом истины, мудрости, добра и
    красоты является Бог, создавший человека, как и все сущее, «из ничего».
    Поначалу Бог сотворил одного человека, из него – второго... Так постепенно
    сложился человеческий род. Причем одних людей Бог сотворил для счастья,
    других же осудил на вечные муки. Первых после смерти ждет рай, а вторых –
    Страшный суд. Согласно взглядам Августина, сущность человека – в его
    божественном творении. Смысл же его бытия состоит в служении Богу.
    В эпоху Возрождения, господствующей в философии становится
    гуманистическая концепция человека. Т. Мор и Т. Кампанелла
    провозгласили ценность человеческой личности, ее достоинство,
    разум и благородство. Личность рассматривается как нечто возвышенное,
    самоценное. На передний план выдвигается вопрос о взаимоотношениях
    между человеком и природой, личностью и обществом, провозглашается
    идеал всесторонне развитой личности, намечаются контуры нового
    общества, в котором осуществлялось бы свободное развитие всех и
    каждого.


  • XVI – XVIII в.в.Влияние частного интереса на представления о человеке,
мотивы...

    5 слайд

    XVI – XVIII в.в.
    Влияние частного интереса на представления о человеке,
    мотивы его поведения и жизненные установки со всей
    очевидностью выражены в учениях английских и французских
    мыслителей XVI – XVIII вв.
    Т. Гоббс утверждал, что человек по природе своей существо не
    общественное, а индивидуалистическое и даже эгоистическое.
    Поэтому государство должно ограничивать свободу отдельных
    индивидов, чтобы они не могли причинить вред другим. По мнению
    Гоббса, люди в обществе находятся в состоянии борьбы всех
    против всех, а «человек человеку – волк». Глубинная основа
    такого состояния – всеобщая конкуренция между людьми в
    условиях капиталистических общественных отношений.
    «Человеческая жизнь может быть сравнима с состоянием в беге...
    Единственная цель и единственная возможная награда каждого из
    участников – это оказаться впереди своих конкурентов».
    (Т.Гоббс)


  • XVI – XVIII в.в.Господствующим воззрением на природу и сущность человека
стан...

    6 слайд

    XVI – XVIII в.в.
    Господствующим воззрением на природу и сущность человека
    становится рационализм. Для Р. Декарта мышление является
    единственно достоверным свидетельством человеческого
    существования, что вытекает уже из его основополагающего
    тезиса – «Я мыслю, следовательно, я существую».
    Механистический взгляд на человека был свойствен и
    французским материалистам. В работе Ж. Ламетри «Человек
    машина», человеческий организм рассматривается как
    «самозаводящаяся машина», подобная часовому механизму.
    Вместе с тем французский философ предупреждал: «Человек –
    настолько сложная машина, что совершенно невозможно
    составить себе о ней яркое представление, а затем дать
    точное определение».

  • Немецкая классическая философияЕще более весомый вклад в исследование проблем...

    7 слайд

    Немецкая классическая философия
    Еще более весомый вклад в исследование проблемы
    человека внесли представители немецкой
    классической философии И. Кант, Г. Гегель, Л.
    Фейербах.
    И. Кант стал создателем философской
    антропологии: о человеке как уникальном существе
    можно философствовать отдельно и особо.
    Вселенский замысел философии можно выразить в
    следующих вопросах: что я могу знать? Что я должен
    делать? На что я смею надеяться? И, наконец,
    четвертый вопрос, интегрирующий, обобщающий все
    предыдущие: что есть человек?


  • Русская философияВ истории русской философии можно выделить два основных
напр...

    8 слайд

    Русская философия
    В истории русской философии можно выделить два основных
    направления исследования человека: материалистические учения
    революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и
    др.) и концепции представителей религиозной философии
    (Достоевского, Вл. Соловьева, Бердяева, Франка и
    др.). Однако все они имеют одну несомненную особенность: тема
    человека в них никогда не исчезала, не растворялась в общей
    проблематике. Более того, это была, по существу, не просто тема,
    а некий стержень, вокруг которого разворачивались многочисленные
    философские сюжеты. Русские философы видели в человеке,
    средоточие и ядро мысли, постигающей тайны бытия.
    Русская философия по самому своему духу глубоко персоналистична,
    т.е. ориентирована на человека. Она не просто захватывает
    человека в свою орбиту, но и вообще исходит из этого феномена
    при истолковании любых философских проблем.

  • Сущность, природа и существование человека.На вопрос, в чем же конкретно сост...

    9 слайд

    Сущность, природа и существование человека.
    На вопрос, в чем же конкретно состоит сущность человека,
    философы отвечают по-разному. Они выделяют, подчеркивают
    разные качества человека как главные, определяющие сущность
    его:
    существо общественное и производящее (марксизм),
    создающее символы (Э. Кассирер),
    «сверх-человеческое» (Ф. Ницше),
    духовно-творческое (М. Шелер, Н. Бердяев),
    играющее (Й. Хейзинга),
    свободное (Ж.-П. Сартр),
    диалогичное (М. Бахтин, М. Бубер),
    самоактуализирующееся и любящее (Э. Фромм),
    словесное (герменевтика, постмодернизм) и т. п.

  • Сущность, природа и существование человека.Проблема существования находится...

    10 слайд

    Сущность, природа и
    существование человека.
    Проблема существования находится в центре
    внимания философии экзистенциализма. С точки
    зрения Ж.-П. Сартра, существование предшествует
    сущности. А. Камю полагает, что сущность с самого
    начала присутствует в становящемся существовании в
    качестве «семени».
    Экзистенциалисты растворяют философское понимание
    человека и его бытия в конкретике субъективного мира
    индивида, особенно в неблагоприятных его переживаниях.
    Но с диалектико-материалистической позиции
    сама сущность формируется одновременно с
    процессом существования и постоянно присутствует
    в человеке.

  • Сущность, природа и существование человека.Существование человека — это быти...

    11 слайд

    Сущность, природа и
    существование человека.
    Существование человека — это бытие индивида как целостного
    существа во всем многообразии его проявлений, это способы его
    сознательной и бессознательной жизнедеятельности, меняющейся
    в зависимости от обстоятельств.
    Сущность и природа человека относятся к субстанциальному его
    аспекту, а существование – к функциональному.
    Сущность и природа относительно устойчивы у людей, а
    существование варьируется от человека к человеку и даже
    уникально (неповторимо) по отношению к жизненному пути
    индивида, к отдельной конкретной личности.
    В существовании реализуются сущностные и природные силы
    человека. Существование — это жизнь человека во всей ее полноте
    и противоречивости.

  • Сущность, природа и существование человека.Сущность человека, его сознание и...

    12 слайд

    Сущность, природа и
    существование человека.
    Сущность человека, его сознание и социальные качества
    формируются в социальной среде и предметно-практической
    деятельности. На это указывает антропосоциогенез и
    невозможность социализации ребенка, жившего среди зверей. И
    в филогенезе (развитии рода), и в онтогенезе (развитии
    индивида) ведущая роль принадлежит социальному.
    Следовательно, сущность человека предметно-деятельная,
    социокультурная. Поэтому будет оправданным определить
    сущность человека как совокупность его социальных
    качеств. А через анализ деятельности как способа
    существования человека можно раскрыть все его основные
    социальные качества.

  • Сущность, природа и существование человека.Понятие «природа человека» конкре...

    13 слайд

    Сущность, природа и
    существование человека.
    Понятие «природа человека» конкретнее и богаче понятия
    «сущность человека». Уже сама «природная» организация
    человека противоречива: он принадлежит двум мирам
    одновременно — природе и обществу. Это же определяет
    основные противоречия человеческого бытия, прежде всего
    противоречие биологического и социального. С природой
    человека принято связывать всю совокупность его устойчивых
    наклонностей и качеств. Это, прежде всего, физические
    способности, психические способности и способность к
    социальной жизни. На уровне индивида человек представляет
    собой живую систему в единстве трех основных оставляющих:
    биологической, психической и социальной. Можно сказать, что
    природа человека био-психо-социальна (биосоциальна).


  • Основные подходы к пониманию человека

    14 слайд

    Основные подходы
    к пониманию человека

  • Основные подходы к понятию «личность»Философский подход
Психологический подх...

    15 слайд

    Основные подходы
    к понятию «личность»
    Философский подход
    Психологический подход
    Антропологический подход
    Социологический подход
    Деятельностный подход

  • Различия…

    16 слайд

    Различия…

  • Основные понятияЧеловек - это родовое понятие, указывающее на
отнесенность су...

    17 слайд

    Основные понятия
    Человек - это родовое понятие, указывающее на
    отнесенность существа к высшей степени развития
    живой природы - к человеческому роду. В понятии
    "человек" утверждается генетическая
    предопределенность развития собственно человеческих
    признаков и качеств.
    Индивид - это единичный представитель вида "homo
    sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга
    не только морфологическими особенностями (такими,
    как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и
    психологическими свойствами (способностями,
    темпераментом, эмоциональностью).

  • Основные понятияЛичность - это совокупность конкретных социальных
качеств, ко...

    18 слайд

    Основные понятия
    Личность - это совокупность конкретных социальных
    качеств, которыми он обладает, и социальных
    отношений, в которые он включен.

    Личность – социальный образ человека, складывается
    из его общественного образа и внутреннего облика.
    Общественный образ определяется деятельностью и
    положением человека в обществе, реализацией его
    индивидуального потенциала, уровнем развития и
    общественной активности личности.
    Внутренний облик – это индивидуальность человека, его
    природные задатки, черты и свойства, относительно
    неизменные и посто­янные во времени и ситуации,
    отличающие одного индивида от другого.

  • ЛичностьЛичность  –   индивидуальное проявление совокупности
общественных отн...

    19 слайд

    Личность
    Личность  –  индивидуальное проявление совокупности
    общественных отношений, социальную характеристику
    человека.
    Как социальная система личность имеет свою внутреннюю
    структуру, состоящую из уровней.
    Биологический уровень включает в себя природные, общие
    по происхождению качества личности (строение тела,
    половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
    Психологический уровень личности объединяет ее
    психологические особенности (чувства, воля, память,
    мышление). Психологические особенности находятся в тесной
    взаимосвязи с наследственностью личности.
    Социальный уровень личности: собственно социологический
    (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт,
    цели), специфически-культурный (ценностные и иные
    установки, нормы поведения); нравственный.


  • Социальный статус и социальная роль личностиОбщественные функции личности и в...

    20 слайд

    Социальный статус и социальная роль личности
    Общественные функции личности и вытекающие из них права
    и обязанности по отношению к другим участникам
    социального взаимодействия определяют её социальный
    статус, т. е. тот набор действий и соответствующих
    условий для их исполнения, которые закреплены за данным
    социальным статусом личности, занимающей определенное
    место, позицию в общественной структуре. Социальный
    статус личности является характеристикой
    социальной позиции, на которой она находится в данной
    социальной системе координат.
    Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст,
    национальность) и достигнутыми (студент, доцент,
    профессор).

  • Социальный статус и социальная роль личностиСоциальная роль – это ожидаемое п...

    21 слайд

    Социальный статус и социальная роль личности
    Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое
    с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и
    стандартов) для людей данного статуса в данном обществе.
    Понятие "социальная роль" было выработано в начале XX
    Века (Э. Дюркгейм, Р. Липтон, И.С. Кон, В.А. Ядов и др.).

    Социальная роль не является жесткой моделью поведения.
    Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли.
    Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди
    cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали
    социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В
    первую очередь это относится к основным ролям: работника,
    семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы
    общества совпадают с интересами личности.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 049 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2020 795
    • PPTX 294.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Эрдниева Галина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Эрдниева Галина Сергеевна
    Эрдниева Галина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100568
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Стратегическое управление персоналом организации

Директор по управлению персоналом

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 225 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 130 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 387 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 287 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек