Инфоурок Другое ПрезентацииФормирование учебной мотивации у младших школьников

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Скачать материал
Скачать материал "Формирование учебной мотивации у младших школьников"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Формирование учебной мотивации у младших школьников

    1 слайд

    Формирование учебной мотивации у младших школьников

  • «Мои ученики будут узнавать 
новое не от меня; 
они будут открывать это новое...

    2 слайд

    «Мои ученики будут узнавать
    новое не от меня;
    они будут открывать это новое сами.
    Моя главная задача - помочь им раскрыться,
    развить собственные идеи».
    И.Г.Песталоцц
    "Человек образованный - тот, кто знает,
    где найти то, чего он не знает".
    Георг Зиммель

  • Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом и...

    3 слайд

    Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной сельской школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитания детей и отсутствия дошкольных образовательных учреждений в сельских населённых пунктах всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.
     
    Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

  • Учебная деятельностьЛичность ребенкаПотребности ребенка:
Быть принятым, призн...

    4 слайд

    Учебная деятельность
    Личность ребенка
    Потребности ребенка:
    Быть принятым, признанным
    Принадлежать к общности, коллективу
    Самостоятельно достигать успеха, признания
    Самореализация своего «Я»
    Видеть в учителе друга, союзника, помощника
    Учебная мотивация
    Условия сохранения учебной мотивации:
    Достойный уровень самостоятельности
    Успешность выполненных действий
    Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель
    Формирование нравственных качеств.
    Создает комфортные условия для учебной деятельности.
    Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь.
    Повышает уровень самооценки.
    Способствует самореализации своего «Я».
    Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне

  • Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной...

    5 слайд

    Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
     

  • За время работы в течение последних четырёх лет над данной проблемой у меня с...

    6 слайд

    За время работы в течение последних четырёх лет над данной проблемой у меня сложилась определённая система, направленная на формирование у младших школьников мотивации к учебной деятельности, которая затем была оформлена в структурно-логическую модель.

  • Диагностический этап
Педагогическая диагностика по определению уровня учебной...

    7 слайд

    Диагностический этап
    Педагогическая диагностика по определению уровня учебной мотивации
    Самооценка уровня учебной мотивации
    Анкетирование
    Тестирование
    Моделирующий этап
    Изучение нормативных материалов
    Отбор содержания
    Система приемов, заданий, направленных на формирование учебной мотивации
    Деятельностный этап
    Распределение учащихся по группам для решения творческих проблемных заданий
    Апробация форм уроков, способствующих формированию учебной мотивации
    Апробация системы уроков с применением приемов формирования учебной мотивации

    Проектировочный этап
    Теоретическая подготовка к деятельности
    Знакомство с опытом учителей школы, района по теме исследования
    Разработка системы уроков с применением на основных его этапах приемов формирования учебной мотивации
    Выбор индивидуально-ориентированного подхода в обучении
    Рефлексивный этап
    Определение собственного уровня учебной мотивации
    Изменение уровня учебной мотивации

  • Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправ...

    8 слайд

    Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
     

  • Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов. 
Приём «Фантастическая д...

    9 слайд

    Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
    Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

  • Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из р...

    10 слайд

    Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
    Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке.

  • Начало урокаОбъяснение нового материалаЗакрепление, тренировка, отработка уме...

    11 слайд

    Начало урока
    Объяснение нового материала
    Закрепление, тренировка, отработка умений
    Интеллектуальная разминка
    «Да-нетка»
    Удивляй !
    Отсроченная отгадка
    Фантастиче ская добавка
    Игра в случайность
    Театрализация
    Привлекательная цель
    Удивляй !
    Фантастическая добавка
    Практичность теории
    Вопрос к тексту
    Лови ошибку
    Театрализация
    Проблемные ситуации
    Лови ошибку
    Игра- тренинг
    Игра в случайность
    «Да-нетка»
    Проблемные ситуации
    Творческие задания
    Конец урока
    Домашние задания
    Повторение
    Отсроченная загадка
    Три уровня домашнего задания
    Необычна обычность
    Творчество работает на будущее

    «Да-нетка »
    Игра в случайность
    Проблемные ситуации
    Творческие задания

  • Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситу...

    12 слайд

    Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя».

  • Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кр...

    13 слайд

    Материал для игры: карточки с заданием.
    Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности

  • Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раск...

    14 слайд

    Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

  • В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по о...

    15 слайд

    В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

  • Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя...

    16 слайд

    Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
    «Найди лишнее число в каждом ряду»,
    «Зачеркни его»,
    «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

  • Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово», 
«Запиши его»...

    17 слайд

    Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово»,
    «Запиши его».

    61,25,48,84,94,75,37
    20,32,46,64

  • За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той инфор...

    18 слайд

    За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

  • Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее...

    19 слайд

    Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
     

  • Тема «Термометр» 
Проблемные вопросы
Почему термометр иногда называют термоиз...

    20 слайд

    Тема «Термометр» 
    Проблемные вопросы
    Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
    Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
    В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?  
    Проблемная задача
    Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
     

  • Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потен...

    21 слайд

    Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём «Творчество работает на будущее», мои ученики создали огромную копилку дидактических пособий.

  • Дидактический материал ученика 3-го класса по русскому языку по теме «Правопи...

    22 слайд

    Дидактический материал ученика 3-го класса по русскому языку по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных»
    Ф. И. ______________________
    Допиши окончание имени существительного, укажи склонение и падеж.

  • Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших...

    23 слайд



    Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

  • 24 слайд

  • Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый...

    25 слайд

    Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
     
    Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
     

  • Список использованной литературы
1. Белоглазова, Е. А. Занимательный материал...

    26 слайд

    Список использованной литературы
    1. Белоглазова, Е. А. Занимательный материал о растениях [Текст] / Е. А. Белоглазова // Начальная школа. — 2001. — № 7.
    2. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М. : Институт практической психологии, 1998.
    3. Гатальская, Г. В. В школу с радостью [Текст] / Г. В. Гатальская. — Минск : Амалфея, 1998.
    4. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники [Текст] / А. А. Гин. — М. : Вита Пресс, 2003.
    5. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. — 2004. — № 11.
    6. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе [Текст] / Е. Е. Гугучкина, С. В. Савинова. — Волгоград : Учитель, 2001.
    7. Краткий словарь современных понятий и терминов [Текст] / Под ред. В. А. Макаренко. — М. : Республика, 1995.
    8. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. — М., 1998.
    9. Педагогические технологии [Текст] / Под ред.
    В. С. Кукушина. — Ростов н/Д : Март, 2002.
    10. Хоритонова, Л. А. Проблемные ситуации на уроках природоведения [Текст] / Л. А. Хоритонова // Начальная школа. — 1998. — № 4.
     

  • Автор Зернина Любовь Николаевна
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №109» г П...

    27 слайд

    Автор Зернина Любовь Николаевна
    Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №109» г Перми
    2010г

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.09.2020 149
    • PPTX 1.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нижельская Галина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нижельская Галина Анатольевна
    Нижельская Галина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73043
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Управление спортивными событиями и организация деятельности в спортивной сфере

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции