Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Фразеологизмы в баснях Ивана Андреевича Крылова
Автор работы
Гришечко Элина Абдулазимовна
МОУ СОШ №6
5 класс
Научный руководитель
Волошина Елена Михайловна
I Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в науку. Северский трамплин»
Апрель 2013
2 слайд
Предмет исследовательской работы
Предметом исследовательской работы стали басни И.А. Крылова, так как они являются одним из важнейших источников фразеологизмов в русском языке.
3 слайд
Результаты опроса учащихся
7-х классов
Рисунок 2
Вопрос 1. Сталкивались ли вы когда-нибудь с трудностями при понимании фразеологических оборотов?
Вопрос 2. Знаете ли вы фразеологизмы, пришедшие в русский язык из басен И.А. Крылова?
4 слайд
Актуальность проблемы
Изучение фразеологизмов басен И.А.Крылова носит односторонний характер, то есть изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии с точки зрения их структуры, семантической слитности. Басни Крылова являются также важным средством развития речи и воспитания любви к родному языку.
5 слайд
Гипотеза:
языковой материал басен И.А. Крылова является достаточным и богатым для проведения работы над различными типами фразеологических единиц с точки зрения их структуры и значения.
6 слайд
Цель исследовательской работы:
проанализировать языковой материал басен И.А. Крылова с точки зрения типологии фразеологических единиц.
7 слайд
Задачи
1. На основе анализа изученной литературы раскрыть содержание и сущность исследуемой проблемы.
2. Установить типологию фразеологических единиц в баснях
И.А. Крылова.
8 слайд
Учёные -лингвисты
В.В. Виноградов
Н.М. Шанский
Ш. Балли
9 слайд
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизм (в переводе с греческого - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Например: "Слона – то я и не приметил".
10 слайд
Отличительные признаки фразеологизмов
воспроизводимость;
устойчивость;
акцентологическая раздельнооформленность;
семантическая целостность;
соотнесённость с частью речи;
экспрессивно-стилистическая и оценочная функция.
11 слайд
Классификация фразеологических единиц
фразеологические сращения;
фразеологические единства;
фразеологические сочетания;
фразеологические выражения.
12 слайд
Фразеологические сращения – это семантически неделимый оборот, значение которого совершенно не выводимо из значений составляющих его компонентов.
В баснях Крылова было определено 38 примеров фразеологических сращений, в которых присутствуют устаревшие слова и грамматические архаизмы.
13 слайд
Фразеологические сращения
в баснях Крылова
"Лебедь, Щука и Рак"
«Воз и ныне там»
14 слайд
Фразеологические сращения
в баснях Крылова
«Во здравье»
«Демьянова уха»
15 слайд
Фразеологическое единство – устойчивый оборот, в котором сохраняются признаки семантической раздельности компонентов. Фразеологические единства допускают вставку других слов: тянуть (служебную) лямку.
В проанализированных баснях Крылова встретилось 26 примеров фразеологических единств.
16 слайд
Фразеологические единства
в баснях Крылова
"И ухом не ведет" в басне "Мыши" употребляется в значении: "не обращает внимания на сказанное, услышанное".
"Носом к носу" в басне " Крестьянин и Работник " употребляется в значении: "вплотную, близко один к другому"
"Не без греха" употребляется в значении: "не без ошибок, не совсем чисто" ("Хозяин и Мыши").
17 слайд
Фразеологические сочетания
Фразеологические сочетания - полусвободные замкнутые ряды слов, из которых обычно лишь одно ограничено в своем употребление.
В анализируемых баснях зафиксирован один пример с фразеологическим сочетанием:
"не царская наука" (или не царское дело)
А со лжецом во всяком деле мука:
Так это, думал Царь, не царская наука.
("Воспитание Льва").
18 слайд
Фразеологические выражения
Единственная особенность фразеологических выражений - воспроизводимость: они используются как готовые речевые единицы с постоянным лексическим составом и определенной семантикой.
В баснях Крылова большинство фразеологизмов относится к фразеологическим выражениям
(87 примеров).
19 слайд
Фразеологические выражения
в баснях Крылова
"А Васька слушает, да ест" ( про того, кто продолжает делать свое дело, несмотря на критику в свой адрес).
«Кот и Повар»
20 слайд
Фразеологические выражения
в баснях Крылова
"Как в масле сыр кататься" (жить в полном довольстве, достатке). ("Крестьянин и Лисица").
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник" (выражение обозначает человека, берущегося не за своё дело). ("Щука и Кот").
"Услужливый дурак опаснее врага" (говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред). ("Пустынник и Медведь").
21 слайд
Выводы:
Басни Крылова - важнейший источник русской фразеологии.
Фразеологизмы в баснях подвергаются преобразованиям. Крылов переосмысливает народные выражения, что ведет к появлению индивидуально-авторских выражений.
В баснях И.А. Крылова встречаются разные типы фразеологизмов: фразеологизмы-сращения , фразеологизмы - единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения.
22 слайд
Типы фразеологизмов в баснях Крылова с точки зрения их семантической слитности
23 слайд
Спасибо
за
внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 495 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сизько Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.