Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ФУНКЦИИ И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
Функции управления:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Процесс управления
2 слайд
Функции управления. Общие положения
Функцией управления называется особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.
Все функции управления можно подразделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические, или конкретные, функции). Основные функции являются основополагающими всего процесса управления, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников
3 слайд
Основные функции управления
4 слайд
Взаимосвязь функций менеджмента
Цикл управления
5 слайд
Функции управления и их задачи
6 слайд
Специфические функции управления предприятием, воздействующие на отдельные стороны торговой и хозяйственной деятельности, как бы управляя отдельными процессами или видами работ
реализация товаров,
доведение товаров до потребителя и удовлетворение покупательского спроса,
воздействие на потребителей и формирование потребительского спроса на товары,
обеспечение высокой культуры торгового обслуживания,
линейное руководство,
подбор, расстановка, воспитание и повышение квалификации кадров,
техническое развитие предприятия,
организация труда и зарплаты,
закупка и завоз товаров,
контроль качества товаров и др.
7 слайд
Связи и взаимодействие функций
8 слайд
ПЛАНИРОВАНИЕ - это принятые заранее решения о том, что делать, как делать и кто будет делать
Суть планирования
9 слайд
Цели планирования:
Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений.
Сосредоточить внимание на главных задачах.
Добиться экономичного функционирования.
Облегчить контроль.
Преимущества планирования:
Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий.
Поясняет возникшие проблемы.
Стимулирует менеджеров к реализации своих решений.
Улучшает координацию действий в организации.
Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки.
Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
Способствует более рациональному распределению ресурсов.
Улучшает контроль в организации и т.д.
Ограничения планирования:
Неопределенностью рыночной среды,
Издержки планирования,
Масштабы деятельности фирмы,
Сочетание формального планирования с другими способами принятия решений
Специфика российского рынка
10 слайд
Принципы планирования
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:
единство (системный характер планирования);
непрерывность (осуществление процесса планирования должно быть постоянным в рамках установленного цикла, а разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу);
гибкость (планы и процесс планирования должны менять свою направленность в зависимости от возникновения непредвиденных обстоятельств);
точность (планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДО);
участие (привлечение в процесс планирования всех тех, кого он затрагивает)
11 слайд
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:
ЦЕЛЬ И ХАРАКТЕР ПЛАНИРОВАНИЯ.
Принцип содействия достижению целей. Цель всяких планов, в том числе и производных,– облегчить достижение целей предприятия.
Принцип эффективности планов. Эффективность плана измеряется тем, насколько он способствует достижению целей, если учитывать расходы и прочие сопутствующие нежелательные последствия, связанные с составлением и осуществлением этого плана.
Принцип первичности планирования. Планирование логически предшествует выполнению всех других управленческих функций.
СТРУКТУРА ПЛАНОВ.
Принцип плановых предположений. Чем в большей степени сотрудники, занимающиеся планированием, понимают и используют взаимосогласованные плановые предположения, тем более скоординированным будет планирование в масштабе предприятия.
Принцип структуры стратегии и политики. Чем лучше будут поняты стратегия и политика, тем более взаимоувязанной и эффективной будет структура планов предприятия.
Принцип согласования по времени. Чем в большей степени планы будут составляться с целью создания согласованной по времени, взаимосвязанной сети производных и вспомогательных программ, тем более эффективно и результативно они будут способствовать достижению целей предприятия.
ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ.
Принцип ограничивающего фактора. При осуществлении выбора из альтернатив, чем в большей степени мы сумеем выделить и учесть те факторы, которые являются ограничивающими или критическими для достижения желаемой цели, тем более определенно и четко мы сможем выбрать самые предпочтительные альтернативы.
Принцип взятых обязательств. Логическое планирование охватывает такой период времени в будущем, который необходим для того, чтобы предусмотреть (посредством ряда действий) выполнение обязательств, связанных с определенным решением.
Принцип гибкости. Чем большую гибкость можно придать планам, тем меньше вероятность убытков вследствие наступления неожиданных событий, однако затраты, связанные с обеспечением гибкости, необходимы сопоставить с теми преимуществами, которые она дает.
Принцип навигационных изменений. Чем в большей степени решения в отношении планов связаны с обязательствами на будущее, тем более важно, чтобы руководитель периодически сверял реальные события с ожидавшимися и пересматривал планы с учетом необходимости продолжать продвижение к намеченной цели.
12 слайд
Классификация планирования
I. По степени неопределенности в планировании. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированные системы, вероятностные (стохастические) системы.
ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ - это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Такое планирование возможно на уровне подразделений, например, планирование производства обладает, как правило, высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.
ВЕРОЯТНОСТНЫЕ (СТОХАСТИЧЕСКИЕ) СИСТЕМЫ - это системы планирования, не дающие предсказуемого результата. Практически каждая организация, осуществляя общее планирование деятельности, сталкивается с неопределенностью результатов.
II. По временной ориентации идей планирования. Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования: реактивное планирование; инактивное планирование; преактивное планирование; интерактивное планирование.
РЕАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (возврат к прошлому). Представители такого типа планирования находят свои идеалы и способы существования в прошлом. Основной метод этого планирования - это генетический подход, т.е. всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития.
ИНАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (инертность). При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие или приемлемые. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма.
ПРЕАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (упреждение). Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения. Оно стремиться ускорить изменения и приблизить будущее. Такое планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ обладает двумя основными чертами: 1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации; 2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.
13 слайд
III. По горизонтальному планированию. В зависимости от того, какой горизонт времени охватывают планы, планирование разделяют на три типа: долгосрочное планирование; среднесрочное планирование; краткосрочное планирование.
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 до 25 лет. В его системе используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.
СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ охватывает пятилетний срок, предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предусматривает разработку планов на один-два года и включает конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах.
Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.
IV. Разделение типов планирования от значения в процессе плановой деятельности. Отсюда выделяют на два основных типа: стратегическое и оперативное.
КОРПОРАТИВНОЕ, ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. При стратегическом планированием занимаются вопросами общей политики и генерального направления, охватывая периоды от пяти до десяти лет или больше. Стратегическое планирование с его далекими перспективами должно учитывать как сильные, так слабые стороны внутренних и внешних факторов и направлено на выработку стратегии.
ОПЕРАТИВНОЕ, ИЛИ ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на разработку тактики действий.
14 слайд
Процесс планирования в организации
15 слайд
Планы как основа управления
Система планов
Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).
Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу планов составляет план развития.
Оперативные планы организации: общефирменные планы текущей деятельности ("хозяйственные планы" или "планы прибыли" рассчитанные на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок) и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные (дополняют общефирменные планы текущей деятельности).
Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.
16 слайд
ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ
(будут рассмотрены далее в рамках работы
с Кошелевой Инной Валерьевной)
17 слайд
Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Объект контроля - то, что корректируется.
Предмет контроля - состояние и поведение объекта управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами.
Субъект контроля - человек, группа людей или организация.
Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, в соответствии с которыми формируется план, в проверке хода выполнения плана, в обеспечении целей управления в соответствии с принятыми решениями. Они классифицируются в зависимости от содержания, временного ранга, уровня управления и др.
Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и в предложении при необходимости корректирующих мер. Задачи контроля могут быть частными и общими. Частные распространяются на какую-то одну из сторон объекта, общие - на все стороны деятельности контролируемых объектов.
18 слайд
Характеристика основных видов контрольной деятельности
19 слайд
20 слайд
Процесс контроля и регулирования
21 слайд
Процесс управления – это последовательная деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления различными методами для достижения поставленных целей. Процесс — это последовательная смена состояний.
Процесс управления характеризует динамику деятельности различных элементов в реальной жизни системы управления или ход реализации системы функций управления, т. е. состава и состояния системы управления во времени
Входящие в состав процесса управления элементы формируют сам процесс и дают возможность для различной его интерпретации. В практическом отношении процесс управления можно понимать как ряд операций, осуществляемых в управлении в их определенной последовательности и комбинации
22 слайд
Этапы процесса управления
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Полный контур управления
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 657 020 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Перехватова Анна Гайыпназаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.