Презентация, доклад Государство и право России первой половины XVIII века

Здесь Вы можете изучить и скачать урок-презентацию на тему "Государство и право России первой половины XVIII века" бесплатно. Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Разное» Государство и право России первой половины XVIII века
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500


Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Государство и право России первой половины XVIII века

Слайд 2
Описание слайда:
Россия абсолютная монархия Абсолютизм это одна из форм феодального государства. Признаки абсолютизма: -максимальное со­средоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. - общество находится в периоде перехода от феодальной к капи­талистической системе. - наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппа­рата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

Слайд 3
Описание слайда:
Особенности абсолютизма в России: Особенности абсолютизма в России: В Европе абсолютизм складывался в ус­ловиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, то в России его становление совпало с развитием крепост­ничества; Если социальной базой западноевропейского абсолютиз­ма был союз дворянства с городами, то российский абсолютизм опирался в основном на кре­постническое дворянство, служилое сословие. Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни.

Слайд 4
Описание слайда:
Изменение Статуса монарха в начале xviii в. В 1721 году царь получает от сената титул - император. Присвоение императорского титула свидетельствовало об возрастании международного авторитета России и усилении власти монарха внутри страны. Верховная власть закреплялась в форме самодержавия.

Слайд 5
Описание слайда:
Правовое определение самодержавия дано в Артикуле Воинском ст. 20: “Его Величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет своим государством и землями, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять”. Правовое определение самодержавия дано в Артикуле Воинском ст. 20: “Его Величество есть самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет своим государством и землями, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять”.

Слайд 6
Описание слайда:
Компетенция императора Компетенция императора Император имел право издавать любые законы. Произошел разрыв с принципом божественной благодати, нисходящей на монарха, ее заменила воля импера­тора. Монарх - источник исполнительной власти и глава всех государственных учреждений. Монарх утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины, стоя во главе орденской и наградной системы империи. Император - верховный главнокомандующий.

Слайд 7
Описание слайда:
Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. Монарх являлся верховным судьей и источником всей судебной власти. а). Он мог решать любые дела, независимо от решения любых судебных органов. б). Решения монарха отменяли любые другие. в). Право помилования и право утверждения смертных приговоров. г). Право решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой. Император - фактически глава русской православной церкви.

Слайд 8
Описание слайда:
Проблема порядка престолонаследия Проблема порядка престолонаследия В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердив­ший право монарха по собственной воле назначать наследника престола. Петр Великий считал систему наследованию по закону нецелесообразной. Только сам государь мог избрать наиболее подходящего и лучшего наследника престола. Но сам Петр умер, так и не назначив наследника престола.

Слайд 9
Описание слайда:
Правовой статус Сената Около 1700 Петр упразднил Боярскую думу, ее функции переходят к Ближней канцелярии. Она координи­рует работу центральных органов управления. Чиновни­ки, входившие в канцелярию, объединились в Совет, полу­чивший название Конзилии министров (8—14 человек). Вплоть до учреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам. 22 февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь учреждает сенат (термин взят либо из шведского, либо из польского).

Слайд 10
Описание слайда:
Эволюция Сената при Петре 1 Эволюция Сената при Петре 1 1 период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствия царя. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально и только единогласно (с 1714 г. доста­точно было большинства голосов). Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было незамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен. О законодательной роли сената ничего не говорилось.

Слайд 11
Описание слайда:
Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и дело­производства в Сенате. Все указы должны были собственно­ручно подписываться всеми членами Сената. Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцеля­рию. В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная пала­та, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

Слайд 12
Описание слайда:
2 период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. 2 период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией.

Слайд 13
Описание слайда:
3 период. В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами импера­тора. 3 период. В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами импера­тора. Изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники, не являвшиеся руково­дителями конкретных ведомств. Сенат превра­щался в надведомственный контрольный орган. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 году учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Генерал-прокурор имел право вето на решения сената, начальствовал над сенатской канцелярией и наблюдал за исполнением решений сената. Сенат получает право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представ­ляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные ре­шения коллегий. Сенат становится и высшим судебным органом и “хранилищем законов”.

Слайд 14
Описание слайда:
Создание коллежской системы Причины реорганизации приказной системы: Проведение реформ требовало новых управленческих подходов. Оппозиция боярской аристократии, которая работала в приказах. Нерегламентированность деятельности приказов и отсут­ствие нормативной базы для их работы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высших органов.

Слайд 15
Описание слайда:
В конце XVII — начале XVIII в. сокращается число прика­зов, и одновременно с этим происходит слияние нескольких приказов в один. В 1699 г. из 44 приказов образуется 25. В конце XVII — начале XVIII в. сокращается число прика­зов, и одновременно с этим происходит слияние нескольких приказов в один. В 1699 г. из 44 приказов образуется 25. В 1718—1720 гг. большинство приказов ликвидируется, на их месте учреждаются новые ор­ганы отраслевого управления.

Слайд 16
Описание слайда:
В 1711 году Петром Великим было задумано заменит приказы коллегиями по примеру Швеции. В 1711 году Петром Великим было задумано заменит приказы коллегиями по примеру Швеции. Но президенты коллегий были назначены лишь в 1717 году. 1719 - начало действия коллегий. С изданием в 1720 году Генерального регла­мента организация коллегий была завершена.

Слайд 17
Описание слайда:
В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий: В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий: 1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государст­венных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (промыш­ленная и горнодобывающая).

Слайд 18
Описание слайда:
Организация коллегии Организация коллегии Присутствие коллегии составлялось из 11 членов: президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. При трехчленном составе коллегии голос президента решал дело.

Слайд 19
Описание слайда:
Результатом введения коллегий стало: Результатом введения коллегий стало: Центра­лизация и бюрократизации государственного аппарата. Чет­кое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финанса­ми в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. Коллегии имели единообразную структуру, их сферы управления не пересекались, был создан генеральный регламент, которые описывал порядок работы коллегий Преобразование системы государственных органов изме­нило характер государственной службы и бюрократии. Служба становилась профессиональ­ной, а чиновничество — привилегированным сословием. Пришли к руководству новые люди, разделяющие идеи преобразований Петра I, работали коллегии коллегиально, наблюдается демократический принцип в их работе.

Слайд 20
Описание слайда:
Синод : правовой статус и компетенция После смерти в 1700 году патриарха Адриана высшее управление церкви было поручено “местоблюстителю патриаршего престола”. В 1721 году был учрежден Синод, духовная коллегия, а с ней и ее учредительный акт - духовный регламент. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршей власти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческие церкви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианские исповедания. Первоначальный состав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника. В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настояли монастырей, протопопы. Президент - местоблюститель патриаршего престола - Стефан Яворский. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “из офицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно таким же, как у генерал-прокурора при сенате. Император - фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией.

Слайд 21
Описание слайда:
Учреждение полиции Начало созданию “регулярной” полиции положил Петр 1, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице-Петербурге должности генерал-полицмейстера. Главными задачами созданной Петром 1 полиции стали борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и т.д. В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией, пьянством, азартными играми, контроль за соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспаспортных. Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный характер. Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают при Петре 1 Преображенский приказ, расположенный в Москве, и Тайная канцелярия в Петербурге.

Слайд 22
Описание слайда:
Институт фискалов Петр 1 создает органы контроля за деятельностью госаппарата. Формы контроля были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. В 1711 г. при формировании Сената в 1711 г. учреждаются должности фискалов (от лат. fiscus - государственная казна). Должности фискалов устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фиска­лам вменялось в обязанность доносить о всяких государствен­ных, должностных и иных тяжких преступлениях и наруше­ниях законности в учреждениях.


Скачать урок презентацию на тему Государство и право России первой половины XVIII века можно ниже:

Похожие презентации