Презентация, доклад Государство и право России второй половины XVIII века

Здесь Вы можете изучить и скачать урок-презентацию на тему "Государство и право России второй половины XVIII века" бесплатно. Доклад-презентация для класса на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если презентация оказалась полезной для Вас - поделитесь ей с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Разное» Государство и право России второй половины XVIII века
500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500


Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Государство и право России второй половины XVIII века

Слайд 2
Описание слайда:
Политика просвещённого абсолютизма Просвещённый абсолютизм — политика проводимая во второй половине18 века рядом европейских монархов, принявших идеи философии Просвещения. Цель: преобразование государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Инструмент: деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости.  Проявлением просвещенного абсолютизма стало: преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. 

Слайд 3
Описание слайда:
  Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями.   Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — ...Я хочу, чтоб повиновались законам...”. Программой просвещенного правления стал «Наказ» (1767 г.), над которым Екатерина трудилась в течение двух лет. В основе «Наказа» лежат идеи Монтескье и Беккариа.

Слайд 4
Описание слайда:
Основные положения “Наказа” Основные положения “Наказа” Декларация идей естественного права и общего блага. Обосновывалась неограниченная власть монарха. Утверждение в стране принцип строгой законности, установление равенства всех граждан перед законом, дабы предотвратить вырождение монархии в деспотию. Отмена монополий, свобода торговли и промышленности.

Слайд 5
Описание слайда:
Порицание крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигалось. Порицание крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигалось. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Слайд 6
Описание слайда:
Уложенная комиссия В 1767 г. Екатерина 2 созывает Уложенную комиссию, с целью упорядочивания и совершенствования законодательства. Попытки систематизации законодательства предпринимались Петром 1, а также его преемниками. Но все они заканчивались безрезультатно.

Слайд 7
Описание слайда:
Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась следующими особенностями: Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась следующими особенностями: Более широким представительством, чем прежние комиссии. Права избирать депутатов были лишены только крепостные крестьяне, а также духовенство. Императрица составила "Наказ" с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.  Наличие наказов депутатам, составленных участниками их выборов, - в наказах отражены сословные требования избирателей.

Слайд 8
Описание слайда:
Работа комиссии. Работа комиссии. Летом 1767 г. торжественно открылись заседания комиссии в Москве. Спустя полгода комиссию перевели в Петербург, где она работала еще целый год. Руководил занятиями комиссии председатель («маршал») А. И. Бибиков и особая дирекционная комиссия. Большая комиссия делилась на специальные комиссии. В конце 1768 г. заседания большой комиссии были прерваны под предлогом начала войны. За полтора года законодательных работ Екатерина 2 убедилась, что дело стоит на неверном пути. Неудача комиссии свазана с низким профессионализмом членов, межсословными противоречиями.

Слайд 9
Описание слайда:
Результаты деятельности Уложенной комиссии Результаты деятельности Уложенной комиссии Были выявлены «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал. Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Укрепилось положение Екатерины на троне - она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора престола. 8 августа 1767 г. Уложенная комиссия поднесла императрице титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами.

Слайд 10
Описание слайда:
Реорганизация высшего и центрального управления Екатерининские административные реформы кос­нулись всей системы государственного управления. Реформы исходили из следующих целей: а) сохранить самодержавие, крепостничество, сословность и другие фундамен­тальные основы абсолютной монархии; б) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов; в) уберечь институты российского традиционализма от вли­яния европейских революционных идей и политического опыта; г) усилить свою личную власть, полученную нелегитимно; подчинить себе всю систему государственного управления.

Слайд 11
Описание слайда:
Реорганизация Сената. Реорганизация Сената. Функции Сената ослабли в эпоху дворцовых переворотов. Возрождение его авторитета произошло при Ели­завете, он получил полномочия общего руководства уп­равленческим аппаратом. К 60-м гг. он стал высшим административным и судебным учреждением. В нем сосредоточилась высшая вельможная элита, которая пыталась повысить роль Сената в управлении. Опасаясь усиления аристократии, Екате­рина II решила «поставить» Сенат под «просвещенную» государе­ву руку, ограничила его функции.

Слайд 12
Описание слайда:
В манифесте 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о раз­делении по оным дел» состояние сенатского управления при­знано не соответствующим потребностям государственного уп­равления. В манифесте 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о раз­делении по оным дел» состояние сенатского управления при­знано не соответствующим потребностям государственного уп­равления. Сенату придан статус высшего испол­нительного органа управления и суда. К нему перешли текущие функции ряда упраздненных коллегий, контор.

Слайд 13
Описание слайда:
При сужении роли Сената возвышается роль генерал-прокурора. Он был ответствен лично пе­ред императрицей, докладывал ей ежедневно о работе, решени­ях Сената, сосредоточил в своих руках дела юстиции, финан­сов, казначейства, контроля и надзора, выполнял роль прибли­женного министра управления, самостоятельно решал дела, подчинил себе губернских прокуроров, принимал доклады на­местников. При сужении роли Сената возвышается роль генерал-прокурора. Он был ответствен лично пе­ред императрицей, докладывал ей ежедневно о работе, решени­ях Сената, сосредоточил в своих руках дела юстиции, финан­сов, казначейства, контроля и надзора, выполнял роль прибли­женного министра управления, самостоятельно решал дела, подчинил себе губернских прокуроров, принимал доклады на­местников. Роль Сената снижается. Его функции были раздроблены между шестью со­зданными в его составе относительно автономными департа­ментами во главе с обер-прокурорами.

Слайд 14
Описание слайда:
Се­нат утратил свои широкие полномочия, лишен законодательных прав, из высшего органа управления превращен в подсобный ад­министративный и судебно-апелляционный орган на уровне не высшего, а центрального управления. Постепенно ослабела и роль департаментов, ставших всего лишь высшими судебными инстан­циями в связи с созданием отраслевых экспедиций Сената, кото­рым переданы функции Камер-, Берг-, Штатс-, Ревизион- и дру­гих коллегий. Се­нат утратил свои широкие полномочия, лишен законодательных прав, из высшего органа управления превращен в подсобный ад­министративный и судебно-апелляционный орган на уровне не высшего, а центрального управления. Постепенно ослабела и роль департаментов, ставших всего лишь высшими судебными инстан­циями в связи с созданием отраслевых экспедиций Сената, кото­рым переданы функции Камер-, Берг-, Штатс-, Ревизион- и дру­гих коллегий.

Слайд 15
Описание слайда:
Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцеля­рия), имевшая статус самостоятельного государственного учреж­дения. Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцеля­рия), имевшая статус самостоятельного государственного учреж­дения. Через нее была усилена полицейская регламента­ция государственного управления, всей жизни империи. Имен­но тогда широко применялась перлюстрация писем, поощрялось устное и письменное доносительство. Через Тайную канцелярию прошли все крупные политические процессы 70—90-х гг.

Слайд 16
Описание слайда:
Трансформация коллежской системы Линия Екатерины II на усиление своей личной роли воплотилась в изме­нении коллежской системы, где была принижена роль коллеги­ального начала, внедрялись принципы единоначалия. Часть коллегий были трансформированы в экспедиции Сената. Отдельные полномочия коллегий были переданы местным губернским учреждениям. Сохранились три коллегии: Иностранных, Военных и Морских дел. Управление просвещением, та­моженной политикой и другими конкретными сферами Екатери­на поручала отдельным приближенным лицам.

Слайд 17
Описание слайда:
Совет при высочайшем дворе Укреплению власти Екатерины II способствовал учрежденный в 1768 г., Совет при высочайшем дворе «для со­ображения всех дел, относящихся к ведению войны». Совет состо­ял из вельмож-аристократов, руководителей центральных органов, ближайших сановников. После окончания войны в 1774 г. он со­бирался и функционировал довольно регулярно, приобретал роль постоянно действующего и совещательного, консультативного и даже распорядительного органа при императрице. Совет при вы­сочайшем дворе воплощал в государственные решения волю Екатерины II по вопросам военной, внешней и внутренней политики, реформам государственного управления.

Слайд 18
Описание слайда:
Личная канцелярия Возросла в сфере управления роль новой личной канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления «собственных ее императорс­кого величества дел». Статс-секретарь ведал на пер­вых порах личной перепиской Екатерины II, постепенно расшири­лись его функции вплоть до влияния на государственное управле­ние. Статс-секретарь с 1775 г. князь А.А. Безбородко сосредоточил в канцелярии все государственные дела, требовавшие участия императрицы. С 1783 г. А.А. Безбородко фактически руково­дил и внешней политикой. Мно­гие законы Екатерина II создавала по его рекомендациям.

Слайд 19
Описание слайда:
Через статс-секретарей, число которых росло, Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Канцелярия воплотила и определила тенденцию дальнейшей абсолютизации государственного управления. Через статс-секретарей, число которых росло, Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Канцелярия воплотила и определила тенденцию дальнейшей абсолютизации государственного управления. К концу XVIII в. собственная его императорского величества канцелярия, фактически стала высшим органом государственного управления.

Слайд 20
Описание слайда:
Губернская реформа В большинстве наказов депутатам Уложенной комиссии была высказана мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении полномочий государственных чиновников. Основной акт реформы «Учреждения для управления губерниями Всероссийской Империи» 1775 г. Цели реформы разукрупнение губерний с целью повышения их управляемости. Увеличение авторитета администрации путем разграничения ведомств и привлечения к участию в управлении земского элемента.

Слайд 21
Описание слайда:
 По «Учреждению» империя делилась на   губернии, а те, в свою очередь— на уезды. В результате реформы число губерний увеличилось с 23 до 50.  По «Учреждению» империя делилась на   губернии, а те, в свою очередь— на уезды. В результате реформы число губерний увеличилось с 23 до 50. Новое деление на губернии и уезды было осуществлено по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических условий.

Слайд 22
Описание слайда:
Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и военным целям. Деление было осуществлено согласно численности населения (губерния около 400 тысяч человек, уезд — около 30 тысяч). Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и военным целям. Деление было осуществлено согласно численности населения (губерния около 400 тысяч человек, уезд — около 30 тысяч). Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, назначаемому и смещаемому монархом. Ему подчинялись губернаторы и он был главнокомандующим на своей территории, вводил чрезвычайные меры, напрямую обращался с докладом к императору. Генерал-губернатор обладал также широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом.


Скачать урок презентацию на тему Государство и право России второй половины XVIII века можно ниже:

Похожие презентации