Инфоурок Другое ПрезентацииГотовимся к сочинению. ГИА

Готовимся к сочинению. ГИА

Скачать материал
Скачать материал "Готовимся к сочинению. ГИА"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Готовимся к сочинению Гиа-2013

    1 слайд

    Готовимся к сочинению
    Гиа-2013

  • "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать р...

    2 слайд

    "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом"
    К.Г.Паустовский

  • Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о язык...

    3 слайд

    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.


    Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания

    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

  • Шаг 3. Оформляем вступлениеВо вступлении необходимо:сформулировать позицию...

    4 слайд

    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:

    сформулировать позицию автора высказывания; 
    выразить своё отношение к ней.

    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

    автор анализирует характеризует рассуждает отмечает
    доказывает сравнивает cопоставляет
    противопоставляет называет описывает
    разбирает подчёркивает ссылается на…
    останавливается на … раскрывает содержание
    отмечает важность формулирует касается
    утверждает считает, что … и т.д.

  • Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующ...

    5 слайд

    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:


    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с ...
    вынужден согласиться с ...
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    и т.д.

  • Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можн...

    6 слайд

    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. 

    Можно применить цитирование, например:

            К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

    Можно обойтись и без цитирования, например:

    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

  • или:        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во в...

    7 слайд

    или:
            Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

    или:
            В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

  • Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:...

    8 слайд

    Шаг 4. Пишем основную часть

    Основную часть можно начать следующими фразами:


    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

    Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

    Докажем эту мысль на примерах из текста...

    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 


    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

  • Таким образом, общие требования к аргументам таковы:примеров должно быть 2...

    9 слайд

    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:


    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.


    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. 

    ! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно. 

  • Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Н...

    10 слайд

    Например: 

    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

  • Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможн...

    11 слайд

    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.


    При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


  • Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из вс...

    12 слайд

    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, ... 
    Итак, ...
    Следовательно, ...
    В итоге можно прийти к такому выводу: ...
    В заключение можно сказать, что ...
    Мы убеждаемся в том, что ...
    Обобщая сказанное, ...
    Из этого следует, что ...
    и т.д.



  • Например:
       Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.П...

    13 слайд

    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

    или:
            Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

  • Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на    лингвистическую тему таков:
1. Тезис (...

    14 слайд

    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
        а) аргумент-пример №1;
        б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.

    Каждую часть начинаем с красной строки.  
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

    ! За отсутствие абзацев снимают баллы.

  • (1)Город кончался, и вскоре показалось море.
(2)Оно было мелким и плоским. (З...

    15 слайд

    (1)Город кончался, и вскоре показалось море.
    (2)Оно было мелким и плоским. (З)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.
    (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.
    (9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.
    (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:
    – (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...
    (15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

  • (16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и...

    16 слайд

    (16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.
    (21)...Когда всё было съедено, Коста сказал:
    – (22)Идём. (23)Погуляем.
    (24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.
    (26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.
    (27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:

  • – (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не ве...

    17 слайд

    – (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.
    (ЗЗ)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.
    – (35)Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик. – (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.
    (38)Коста оглянулся и увидел Женечку.
    – (39)Что же с ней делать? – растерянно спросила она Косту.
    – (40)Она не пойдёт, – сказал мальчик. – (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...
    (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
    – (44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...
    (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:
    – (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.
    (51)Море потускнело и стало словно меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до ее бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...
    (По Ю. Яковлеву

  • А3   Укажите   предложение,   в   котором   средством   выразительности   реч...

    18 слайд

    А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

    1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
    2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
    3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
    4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

  • В1  Замените разговорное слово «выказала» в предложении 11 стилистически  ней...

    19 слайд

    В1 Замените разговорное слово «выказала» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище.

  • 20 слайд

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 671 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.03.2020 105
    • PPTX 686 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Забродина Екатерина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Забродина Екатерина Андреевна
    Забродина Екатерина Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74147
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 20 регионов

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе