Инфоурок Другое ПрезентацииГуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития

Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития

Скачать материал
Скачать материал "Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития

    1 слайд

    Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития

  • Гуманизм -    мировоззренческая система, признающая человека «мерой всех веще...

    2 слайд

    Гуманизм -
    мировоззренческая система, признающая человека «мерой всех вещей» и утверждающая его права на свободное развитие и самореализацию

  • Подлинный, наиболее глубокий  и точный смысл гуманизации образ...

    3 слайд




    Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включённых в образовательный процесс

  • ШВС  Ф.Ф.Брюховецкого (№58 г.Краснодар)Системообразующая деятельность – 
тру...

    4 слайд

    ШВС Ф.Ф.Брюховецкого
    (№58 г.Краснодар)
    Системообразующая деятельность –
    трудовая
    Проект - 1943г.
    ШВС родилась из совместной коллективной деятельности
    Проблемы воспитания:

    П. пед коллектива
    П. структуры и самоуправления д. коллектива
    П. накопления опыта колл-х действий
    и колл-х переживаний
    П. закрепления опыта колл-й жизни
    в традициях
    Решающее условие воспитания-
    наличие сплочённого и вооружённого единой методикой педагогического коллектива через ф-е отношений
    взаимозависимости, взаимоконтроля и
    взаимоподдержки.
    Влияние п.к. на д.к. осущ-ся не только в результате совместной деятельности, но
    в силу пед. «индукции» («наведения»), пед. «поля».

  • Традиции:«Дежурные классы»

Совет коллектива (координатор деят-ти всех ученич...

    5 слайд

    Традиции:
    «Дежурные классы»

    Совет коллектива (координатор деят-ти всех ученических организаций), Совет актива (200ч-к)
    Праздник «За честь школы»
    Майский пикник
    День памяти
    Праздник творчества и труда
    Праздник первого звонка
    Спартакиада
    Традиция коллективного труда:
    Самообслуживание
    Работа на пришкольном участке
    Создание памятника
    Строительство стадиона
    Трудовые десанты и др.

    Характеристики ШВС:

    Культ труда (порядок в школе – без помощи учителей)
    Интеграция традиций и творчества
    В центре – не коллектив, а личность
    Индивидуализация воспитание и создание программ развития каждого
    Могла функционировать в период тоталитарной системы в государстве и господства авторитарной педагогики
    (а сейчас??)




    ШВС: до середины 70-х гг., сейчас школа носит имя создателя- Ф.Ф. Брюховецкого

  • ШВС ОУ №1 г.Челябинска(В.А.Караковский)Начало 60-х /
середина 70-х гг.
КД +...

    6 слайд

    ШВС ОУ №1 г.Челябинска
    (В.А.Караковский)
    Начало 60-х /
    середина 70-х гг.
    КД + идея социального творчества
    Коммунарство- социальное движение
    (конец 50-х гг.),
    основанное на самостроительстве личности
    в процессе работы на пользу людям,
    применение методики колллективных дел
    для развития социального творчества
    Основа ШВС – воспитание «крупными дозами»
    (погружение воспитанников в яркую, эмоционально насыщенную атмосферу творческого, социально значимого дела, фундаментом чего является самоорганизация и самоуправление).

  • Наличие концептуальной, обоснованной теоретически с гуманистических позиций,...

    7 слайд

    Наличие концептуальной, обоснованной теоретически с гуманистических позиций, стратегии;
    Сохранение традиций и преемственность руководства;
    Постоянное введение инноваций;
    Рациональная и эстетическая организация окружающей социальной и предметной среды;
    Самосохранение и самовоспроизводство через подготовку пед.кадров – носителей традиций и «духа»;
    Гуманистический характер педагогической практики, считающейся с личностью воспитанника и направленной на её развитие;
    Гуманистический характер отношений между воспитанниками и воспитателями: «Эпицентр» подобных отношений, их «камертон» - личность директора;
    Открытый характер для построения многообразных отношений в социуме.

    Условия успешного и стабильного развития ШВС:

  • ШВС ОУ №825 г.Москва (В.А.Караковский)1977г.
1978г. – модель будущей школы;...

    8 слайд

    ШВС ОУ №825 г.Москва
    (В.А.Караковский)
    1977г.
    1978г. – модель будущей школы;
    1981г. – завершён этап становления ШВС
    Опыт г. Челябинска - «не ложился», т.к. сложно сразу
    из авторитарной системы сделать гуманистическую.
    Выход: опережающие ситуации как
    фрагменты новой деятельности (творческая учёба актива,
    знакомство с новыми идеями педагогов...)

    Характеристики ШВС:

    Концептуальная целостность;
    Интеграция воспитательных воздействий;
    Широкое использование методики КТД;
    Развитость и гуманистическая окраска неформальных отношений
    «Творчество на всех этажах системы»;
    Плодотворное взаимодействие с наукой;
    Ориентация на личность воспитанника, его интересы и способности;
    Действительное признание прав и свобод ребёнка, уважение его уникальности;
    Единство воспитательного коллектива (системность и комплексность воспитания,
    интеграция пед. воздействий)

  • Главные элементы структуры ШВС:




Лагерный сбор (весенние каникулы) – компл...

    9 слайд

    Главные элементы структуры ШВС:






    Лагерный сбор (весенние каникулы) – комплекс КТД в условиях высокой интенсивности (3-4 дня; с обязательным выездом за пределы города)
    Годовой цикл ключевых общешкольных дел – воспитательных комплексов (от уровня класса до школы)
    Интеграция учебной и внеурочной деятельности
    Влияние на мотивацию учебной деятельности межличностных отношений между педагогами и детьми, складывающихся во внеурочной деятельности и в свободном общении


    Совокупный
    образ школы:
    одна из лучших
    школ страны,
    известная
    качеством
    работы,
    хорошими
    отношениями,
    лагерными
    сборами

    (а у Вас?)

  • Застой середины 80-х гг. в ШВС:принято решение обогатить внеурочную деятельн...

    10 слайд

    Застой середины 80-х гг. в ШВС:
    принято решение обогатить внеурочную деятельность познавательным содержанием, а на урок ввести КТД (4 года)
    (новые формы: штабы знаний, познавательная игра «Робинзонада», общественный экзамен, дидактический театр, Ломоносовский месячник и др.)



    Выход
    Интенсификация учебно-познавательной деятельности:
    Повышение общей культуры и пед. мастерства учителя
    (пед.дискуссии, межпредметные группы, внутришкольная система методической работы…)
    2. Поиск содержания и форм познавательной деятельности, привлекательной для учащихся;
    включение коллектива в борьбу за знания (коллективная ценность знаний ----инд.ценность)
    Творчество закреплено нормативно:
    каждый взрослый и ребёнок знает
    – любое
    действие, выступление
    будет оцениваться
    по уровню творчества
    (творчество, коммуникативность,
    ответственность, юмор)

  • Обновление ВС – важнейший элемент 
управления процессом её развития!!!!

Свое...

    11 слайд

    Обновление ВС – важнейший элемент
    управления процессом её развития!!!!

    Своевременное определение застойных
    или кризисных явлений системы
    позволяет (в опоре на теорию) вводить
    инновации,
    способствующие преодолению
    негативных явлений и выведению системы на
    Новый уровень

  • ВС  Небыловской средней школы 
(Владимирская область)1940-е год: первый выпус...

    12 слайд

    ВС Небыловской средней школы
    (Владимирская область)
    1940-е год: первый выпуск,
    1960-е гг. – «стихийный» этап ВС на основе воспитания любви к земле, ф-я трудолюбия, создания учебно-производственной бригады с целью оказания помощи совхозу
    1976г.: стабильное функционирование ВС (трудовая сист-щая д-ть)
    Производственная бригада школы (своя земля, техника)
    – в структуре совхоза; юноши выходят из школы
    со спец-ю – водителя, девушки – оператор машинного доения.
    Работа организована на принципах самоуправления,
    подряда, хозрасчёта и экономического партнёрства с совхозом.
    Столовая школы полностью обеспечивается своими продуктами.
    Школа «живёт» трудом!

    Система трудовой подготовки:
    Трудовое обучение
    Общественно-полезный труд
    Профориентационная работа
    Внеклассная работа по техническому творчеству и
    с/х-му опытничеству
    Летний трудовой лагерь с ученическим самоуправлением
    «Каждая школа должна иметь своё лицо,
    индивидуальность, неповторимость –
    в этом её развитие» (Е.Г.Лоханов, директор)

  • Застой ШВС: «обязаловка», формализм в профориентации и др.
1990г. : Этап обно...

    13 слайд

    Застой ШВС: «обязаловка», формализм в профориентации и др.
    1990г. : Этап обновления – от директора!!!
    Инновации:
    Гуманитарный характер труда
    Усиление социализирующей роли производства
    Трудовая деятельность + художественно-эстетическая
    (школа искусств)+ спортивная
    Возрастание роли учебно-познавательной деятельности
    (введение новых предметов:
    краеведения, экономики, ритмики,
    швейного дела, правоведения и др.)
    Цель: воспитание культурного хозяина земли,
    физически и нравственно здорового,
    ответственного за своё поведение

  • Признаки наличия ШВС:
Содержание, объём и характер воспитательной деятельност...

    14 слайд

    Признаки наличия ШВС:
    Содержание, объём и характер воспитательной деятельности соответсвует возможностям и условиям школы, все крупные события скоординированы, что способствует упорядоченности жизни школы.
    Весь единый школьный коллектив живёт по общим законам, зафиксированным в Уставе, и опираясь на давние традиции.
    Педагогические усилия концентрируются в крупные организационные формы (тематические программы и ключевые дела).
    Дети и взрослые считают школу «вторым родным домом».
    Дискотеки, вечера, тусовки и т.п. выступают зонами неупорядоченности и свободного общения воспитанников всех возрастов.
    Главным и постоянным органом самоуправления является ученический комитет (5-11кл.), который анализирует, планирует, координирует, регулирует жизнедеятельность воспитанников не только в школе, но зачастую и вне её.
    Организационно-функциональная структура внутренних отношений общинного типа.

  • ВС школы по интересам 
(СШ №27 г.Кирова)Самоопределение и удовлетворение запр...

    15 слайд

    ВС школы по интересам
    (СШ №27 г.Кирова)
    Самоопределение и удовлетворение запросов детей в ОУ
    Введение дифференцированного обучения с целью обеспечения каждому ребёнку
    возможности учиться в соответствии с уровнем его способностей и интересов.
    Продолжение дифференциации – в организации внеурочного времени
    (детские объединения по интересам).

    Организаторы д-ти по интересам – старшеклассники и родители:
    семейные праздники, походы, поездки; спортивно-оздоровительная и
    просветительская работа.

  • ВС школы-театра (№6 г. Киреевск Тульской области) Идея – создание школы-теат...

    16 слайд

    ВС школы-театра
    (№6 г. Киреевск Тульской области)

    Идея – создание школы-театра как территории добра, любви, свободного самовыражения личности
    Театральная д-ть как системообразующая:
    Вариативная часть учебного плана содержит интегрированные курсы
    (Основы театрального искусства, Тульский фольклор, Риторика, литературное краеведение и др.)
    Театр пришёл на урок: уроки-спектакли, театр одного учителя, интегрированные уроки-спектакли;
    Введено инновационное обучение педагогов с целью овладения ими основами актёрского мастерства;
    Перевод классов эстетической направленности в театральные;
    Изменения в управленческой системе (созданы художественный и научно-методический советы, кафедра искусствоведения);
    КТД проходят в театрализованной форме


  • ВС сельской школы (Покровская СШ Псковской области)
Идеи – 
построение жизне...

    17 слайд

    ВС сельской школы (Покровская СШ
    Псковской области)


    Идеи –
    построение жизнедеятельности школы как открытого и
    культурного центра на селе, доступного всем социальным группам сельских жителей
    и не ограничивающая свою работу лишь с детьми школьного возраста;
    формирование личности сельского ребёнка на основе изучения и развития традиций
    русской культуры, участия в возрождении народных ремёсел и промыслов;
    3. индивидуализация и дифференциация в обучении и воспитании учащихся как
    главное условие реализации гуманистического подхода в работе с детьми;
    4. Интенсификация межвозрастного взаимодействия, позволяющего устранить дефицит
    общения учащихся в условиях сельской школы.
    Системообразующая деятельность –
    преобразование окружающей среды:
    центры активного отдыха сельчан,
    деревенские посиделки как традиционный элемент сельского образа жизни.

  • ВС московской гимназии на Юго-Западе №1543

Воспитание культурой + развитие п...

    18 слайд

    ВС московской гимназии на Юго-Западе №1543

    Воспитание культурой + развитие познательных интересов


    Традиции:
    Праздники культуры («День серебряного века», «Неделя эпохи Возрождения» и др.);
    Ярмарки
    Ведение летописи


    Дух гимназии: интеллигентность

    «…Знания сами по себе очень важны, но если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и доьротой к людям, а, самое главное, - поиском смысла жизни, то, в конечном итоге, эти знания приводят к саморазрушению» (Ю.В.Завельский, директор)


  • Искусство  воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется...

    19 слайд






    Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
    Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом».
    (К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»)

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.06.2020 238
    • PPTX 139 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Постернацкая Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93517
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 225 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека