Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Гуманистические воспитательные системы: опыт построения и развития
2 слайд
Гуманизм -
мировоззренческая система, признающая человека «мерой всех вещей» и утверждающая его права на свободное развитие и самореализацию
3 слайд
Подлинный, наиболее глубокий и точный смысл гуманизации образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизация личности каждого педагога и каждого учащегося, включённых в образовательный процесс
4 слайд
ШВС Ф.Ф.Брюховецкого
(№58 г.Краснодар)
Системообразующая деятельность –
трудовая
Проект - 1943г.
ШВС родилась из совместной коллективной деятельности
Проблемы воспитания:
П. пед коллектива
П. структуры и самоуправления д. коллектива
П. накопления опыта колл-х действий
и колл-х переживаний
П. закрепления опыта колл-й жизни
в традициях
Решающее условие воспитания-
наличие сплочённого и вооружённого единой методикой педагогического коллектива через ф-е отношений
взаимозависимости, взаимоконтроля и
взаимоподдержки.
Влияние п.к. на д.к. осущ-ся не только в результате совместной деятельности, но
в силу пед. «индукции» («наведения»), пед. «поля».
5 слайд
Традиции:
«Дежурные классы»
Совет коллектива (координатор деят-ти всех ученических организаций), Совет актива (200ч-к)
Праздник «За честь школы»
Майский пикник
День памяти
Праздник творчества и труда
Праздник первого звонка
Спартакиада
Традиция коллективного труда:
Самообслуживание
Работа на пришкольном участке
Создание памятника
Строительство стадиона
Трудовые десанты и др.
Характеристики ШВС:
Культ труда (порядок в школе – без помощи учителей)
Интеграция традиций и творчества
В центре – не коллектив, а личность
Индивидуализация воспитание и создание программ развития каждого
Могла функционировать в период тоталитарной системы в государстве и господства авторитарной педагогики
(а сейчас??)
ШВС: до середины 70-х гг., сейчас школа носит имя создателя- Ф.Ф. Брюховецкого
6 слайд
ШВС ОУ №1 г.Челябинска
(В.А.Караковский)
Начало 60-х /
середина 70-х гг.
КД + идея социального творчества
Коммунарство- социальное движение
(конец 50-х гг.),
основанное на самостроительстве личности
в процессе работы на пользу людям,
применение методики колллективных дел
для развития социального творчества
Основа ШВС – воспитание «крупными дозами»
(погружение воспитанников в яркую, эмоционально насыщенную атмосферу творческого, социально значимого дела, фундаментом чего является самоорганизация и самоуправление).
7 слайд
Наличие концептуальной, обоснованной теоретически с гуманистических позиций, стратегии;
Сохранение традиций и преемственность руководства;
Постоянное введение инноваций;
Рациональная и эстетическая организация окружающей социальной и предметной среды;
Самосохранение и самовоспроизводство через подготовку пед.кадров – носителей традиций и «духа»;
Гуманистический характер педагогической практики, считающейся с личностью воспитанника и направленной на её развитие;
Гуманистический характер отношений между воспитанниками и воспитателями: «Эпицентр» подобных отношений, их «камертон» - личность директора;
Открытый характер для построения многообразных отношений в социуме.
Условия успешного и стабильного развития ШВС:
8 слайд
ШВС ОУ №825 г.Москва
(В.А.Караковский)
1977г.
1978г. – модель будущей школы;
1981г. – завершён этап становления ШВС
Опыт г. Челябинска - «не ложился», т.к. сложно сразу
из авторитарной системы сделать гуманистическую.
Выход: опережающие ситуации как
фрагменты новой деятельности (творческая учёба актива,
знакомство с новыми идеями педагогов...)
Характеристики ШВС:
Концептуальная целостность;
Интеграция воспитательных воздействий;
Широкое использование методики КТД;
Развитость и гуманистическая окраска неформальных отношений
«Творчество на всех этажах системы»;
Плодотворное взаимодействие с наукой;
Ориентация на личность воспитанника, его интересы и способности;
Действительное признание прав и свобод ребёнка, уважение его уникальности;
Единство воспитательного коллектива (системность и комплексность воспитания,
интеграция пед. воздействий)
9 слайд
Главные элементы структуры ШВС:
Лагерный сбор (весенние каникулы) – комплекс КТД в условиях высокой интенсивности (3-4 дня; с обязательным выездом за пределы города)
Годовой цикл ключевых общешкольных дел – воспитательных комплексов (от уровня класса до школы)
Интеграция учебной и внеурочной деятельности
Влияние на мотивацию учебной деятельности межличностных отношений между педагогами и детьми, складывающихся во внеурочной деятельности и в свободном общении
Совокупный
образ школы:
одна из лучших
школ страны,
известная
качеством
работы,
хорошими
отношениями,
лагерными
сборами
(а у Вас?)
10 слайд
Застой середины 80-х гг. в ШВС:
принято решение обогатить внеурочную деятельность познавательным содержанием, а на урок ввести КТД (4 года)
(новые формы: штабы знаний, познавательная игра «Робинзонада», общественный экзамен, дидактический театр, Ломоносовский месячник и др.)
Выход
Интенсификация учебно-познавательной деятельности:
Повышение общей культуры и пед. мастерства учителя
(пед.дискуссии, межпредметные группы, внутришкольная система методической работы…)
2. Поиск содержания и форм познавательной деятельности, привлекательной для учащихся;
включение коллектива в борьбу за знания (коллективная ценность знаний ----инд.ценность)
Творчество закреплено нормативно:
каждый взрослый и ребёнок знает
– любое
действие, выступление
будет оцениваться
по уровню творчества
(творчество, коммуникативность,
ответственность, юмор)
11 слайд
Обновление ВС – важнейший элемент
управления процессом её развития!!!!
Своевременное определение застойных
или кризисных явлений системы
позволяет (в опоре на теорию) вводить
инновации,
способствующие преодолению
негативных явлений и выведению системы на
Новый уровень
12 слайд
ВС Небыловской средней школы
(Владимирская область)
1940-е год: первый выпуск,
1960-е гг. – «стихийный» этап ВС на основе воспитания любви к земле, ф-я трудолюбия, создания учебно-производственной бригады с целью оказания помощи совхозу
1976г.: стабильное функционирование ВС (трудовая сист-щая д-ть)
Производственная бригада школы (своя земля, техника)
– в структуре совхоза; юноши выходят из школы
со спец-ю – водителя, девушки – оператор машинного доения.
Работа организована на принципах самоуправления,
подряда, хозрасчёта и экономического партнёрства с совхозом.
Столовая школы полностью обеспечивается своими продуктами.
Школа «живёт» трудом!
Система трудовой подготовки:
Трудовое обучение
Общественно-полезный труд
Профориентационная работа
Внеклассная работа по техническому творчеству и
с/х-му опытничеству
Летний трудовой лагерь с ученическим самоуправлением
«Каждая школа должна иметь своё лицо,
индивидуальность, неповторимость –
в этом её развитие» (Е.Г.Лоханов, директор)
13 слайд
Застой ШВС: «обязаловка», формализм в профориентации и др.
1990г. : Этап обновления – от директора!!!
Инновации:
Гуманитарный характер труда
Усиление социализирующей роли производства
Трудовая деятельность + художественно-эстетическая
(школа искусств)+ спортивная
Возрастание роли учебно-познавательной деятельности
(введение новых предметов:
краеведения, экономики, ритмики,
швейного дела, правоведения и др.)
Цель: воспитание культурного хозяина земли,
физически и нравственно здорового,
ответственного за своё поведение
14 слайд
Признаки наличия ШВС:
Содержание, объём и характер воспитательной деятельности соответсвует возможностям и условиям школы, все крупные события скоординированы, что способствует упорядоченности жизни школы.
Весь единый школьный коллектив живёт по общим законам, зафиксированным в Уставе, и опираясь на давние традиции.
Педагогические усилия концентрируются в крупные организационные формы (тематические программы и ключевые дела).
Дети и взрослые считают школу «вторым родным домом».
Дискотеки, вечера, тусовки и т.п. выступают зонами неупорядоченности и свободного общения воспитанников всех возрастов.
Главным и постоянным органом самоуправления является ученический комитет (5-11кл.), который анализирует, планирует, координирует, регулирует жизнедеятельность воспитанников не только в школе, но зачастую и вне её.
Организационно-функциональная структура внутренних отношений общинного типа.
15 слайд
ВС школы по интересам
(СШ №27 г.Кирова)
Самоопределение и удовлетворение запросов детей в ОУ
Введение дифференцированного обучения с целью обеспечения каждому ребёнку
возможности учиться в соответствии с уровнем его способностей и интересов.
Продолжение дифференциации – в организации внеурочного времени
(детские объединения по интересам).
Организаторы д-ти по интересам – старшеклассники и родители:
семейные праздники, походы, поездки; спортивно-оздоровительная и
просветительская работа.
16 слайд
ВС школы-театра
(№6 г. Киреевск Тульской области)
Идея – создание школы-театра как территории добра, любви, свободного самовыражения личности
Театральная д-ть как системообразующая:
Вариативная часть учебного плана содержит интегрированные курсы
(Основы театрального искусства, Тульский фольклор, Риторика, литературное краеведение и др.)
Театр пришёл на урок: уроки-спектакли, театр одного учителя, интегрированные уроки-спектакли;
Введено инновационное обучение педагогов с целью овладения ими основами актёрского мастерства;
Перевод классов эстетической направленности в театральные;
Изменения в управленческой системе (созданы художественный и научно-методический советы, кафедра искусствоведения);
КТД проходят в театрализованной форме
17 слайд
ВС сельской школы (Покровская СШ
Псковской области)
Идеи –
построение жизнедеятельности школы как открытого и
культурного центра на селе, доступного всем социальным группам сельских жителей
и не ограничивающая свою работу лишь с детьми школьного возраста;
формирование личности сельского ребёнка на основе изучения и развития традиций
русской культуры, участия в возрождении народных ремёсел и промыслов;
3. индивидуализация и дифференциация в обучении и воспитании учащихся как
главное условие реализации гуманистического подхода в работе с детьми;
4. Интенсификация межвозрастного взаимодействия, позволяющего устранить дефицит
общения учащихся в условиях сельской школы.
Системообразующая деятельность –
преобразование окружающей среды:
центры активного отдыха сельчан,
деревенские посиделки как традиционный элемент сельского образа жизни.
18 слайд
ВС московской гимназии на Юго-Западе №1543
Воспитание культурой + развитие познательных интересов
Традиции:
Праздники культуры («День серебряного века», «Неделя эпохи Возрождения» и др.);
Ярмарки
Ведение летописи
Дух гимназии: интеллигентность
«…Знания сами по себе очень важны, но если знания не оплодотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и доьротой к людям, а, самое главное, - поиском смысла жизни, то, в конечном итоге, эти знания приводят к саморазрушению» (Ю.В.Завельский, директор)
19 слайд
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённая способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом».
(К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Постернацкая Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.