Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Искусство России первой половины 19 века
Часть 1
Архитектура и скульптура
2 слайд
XIX столетие в России началось с дворцового переворота. В 1801 г. в Михайловском замке в Петербурге был убит император Павел I. Вера в просвещѐнного монарха, надежды на социальные преобразования связывались с сыном Павла — молодым императором Александром I (1801 — 1825 гг.), однако они не оправдались.
3 слайд
Отечественная война 1812 г. на время сплотила всех жителей страны: крепостные крестьяне и ремесленники плечом к плечу с аристократами и генералами защищали государство от армии Наполеона. После смерти Александра I в декабре 1825 г. те русские дворяне, которых возмущали существующие общественные отношения, попытались совершить государственный переворот, названный восстанием декабристов. Декабристы выступали против самодержавия (неограниченной власти монарха), требовали установить в России республику или конституционную монархию, отменить крепостное право.
4 слайд
Вступивший на престол Николай I жестоко подавил декабристское движение.
В царствование Николая I (1825—1855 гг.) коренным образом изменились социальная политика и
идеология власти. С одобрения императора министр народного просвещения граф Сергей Семѐнович
Уваров утверждал, что «необходимо найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные остатки еѐ народности...». Русскому обществу была предложена идеология, кратко определяемая тремя понятиями —«православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как наиболее приемлемая, исторически оправданная форма государственного правления в России, православие — как самая чистая, древняя, истинно христианская вера, а народ — как опора государства.
5 слайд
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
В начале XIX в. господствующим стилем стал ампир — поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и следовательно, укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру.
В эпоху Николая I классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять эстетическим запросам и государственной идеологии. В поисках национальной самобытности развивались отечественная археология, история, изучались памятники средневековой архитектуры и изобразительного искусства. Некоторые архитекторы пытались осваивать мотивы древнерусского зодчества.
6 слайд
АНДРЕЯН ЗАХАРОВ (1761 — 1811)
Андреян Дмитриевич Захаров родился в Санкт-Петербурге в семье мелкого чиновника. В 1782 г. он закончил Академию художеств с большой золотой медалью и был направлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург Захаров начал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 г. получил звание академика.
7 слайд
Вершиной в творчестве Захарова стало здание Адмиралтейства в
Петербурге, перестроенное им в 1806—1823 гг. Адмиралтейство (верфи, мастерские, склады — всѐ необходимое для строительства кораблей) было построено в Петербурге по собственноручному чертежу Петра I в 1704 г. В 1728—1738 гг. оно подверглось первой реконструкции, которую проводил архитектор Иван Кузьмич Коробов. Именно тогда появилась стройная башня, увенчанная высоким золочѐным шпилем с корабликом на вершине. В таком виде здание простояло до начала XIX в.
По плану Петра I
8 слайд
Так же как и Коробов, Захаров повторил первоначальный план сооружения: П-образный, обращѐнный внутренним двором к реке. Архитектор сохранил и наиболее удачную часть строения
Коробова — башню. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделѐнных водным каналом, по которому в верфь заходили суда. Наружный корпус предназначался для центральных
учреждений морского министерства, его фасады выходили к Зимнему дворцу и главным петербургским проспектам. Внутренний корпус до I860 г. оставался местом строительства кораблей,
его скрывал глубокий внутренний двор.
Андреян Захаров.
Адмиралтейство. 1806—1823 гг. Санкт-Петербург.
9 слайд
Захаров сам разработал и план скульптурного убранства Адмиралтейства.
Вверху парят Славы — крылатые женские божества, обычно сопровождающие богиню Победы и венчающие победителей. Они осеняют арку входа лавровыми венками, восхваляя могущество российского флота.
Андреян Захаров.
Адмиралтейство. 1806—1823 гг. Санкт-Петербург.
10 слайд
С двух сторон арки главного входа стоят морские нимфы — нереиды; их тела могучи и далеки от античного идеала. Они несут на плечах огромные небесные сферы, воплощая незыблемость мироздания.
Феодосий Щедрин.
Нимфы, несущие небесную сферу. 1812—1813 гг. Адмиралтейство, Санкт-Петербург.
11 слайд
Первый ярус башни украшает обширный рельеф «Заведение флота в России». Бог морей вручает
Петру I свой трезубец, признавая его владыкой Балтики, тритоны строят корабли на фоне панорамы Петербурга. Россия в образе прекрасной девы располагается в центре композиции, под сенью лаврового дерева; в руках она держит палицу и рог изобилия.
Всѐ декоративное убранство выполнила в
1812—1813 гг. группа российских скульпторов во главе с Феодосием Фѐдоровичем Щедриным.
12 слайд
Жан Франсуа Тома де Томон(1760—1813)
Закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его преклонение перед античностью и стремление создавать гармоничные городские ансамбли воплотились в проекте Биржи.
13 слайд
Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительство. И вот над рекой выросло вели-чественное здание. Оно стоит в глубине площади на высоком цоколе, окружѐнное сорока четырьмя колоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчеркивающие монументальность постройки.
Здание Биржи — самая значительная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.
Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг.
14 слайд
Тома де Томон полностью преобразовал весь участок стрелки Васильевского острова. Перед Биржей
разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными каменными шарами, застывшими у самой воды.
Стрелкиа Васильевского острова.
15 слайд
Композицию завершают две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой парапета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей кораблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые боги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему замыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и ратных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в единый ансамбль.
16 слайд
АНДРЕЙ ВОРОНИХИН (1759—1814)
Андрей Никифорович Воронихин был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова (1733—
1811) — президента Академии художеств, известного мецената (покровителя искусств), коллекцио-нера и богатейшего человека своего времени. Воронихин родился в уральском селе. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург: граф приставил его к своему сыну Павлу в качестве слуги и компаньона. Будущий архитектор получил образование, традиционное для дворянских детей, а в 1786 г. — вольную. Вместе с Павлом Строгановым он совершил путешествие по Германии, Швейцарии, некоторое время жил во Франции, где изучал архитектуру. Вернувшись в Россию, Воронихин работал в до ме своего бывшего хозяина, теперь ставшего покровителем.
17 слайд
В 1799 г. по указу Павла I был проведѐн конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Пе-тербурге вместо старой церкви Рождества Богородицы, построенной в 30-е гг. XVIII в. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Столь большое внимание к этой церкви было связано с тем, что в ней хранилась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери. В конкурсе приняло участие немало видных русских и иностранных архитекторов, но Павел I отдал предпочтение работе Воронихина, которого поддерживал граф Строганов.
Собор Святого Петра в Риме
18 слайд
Собор вытянут параллельно Невскому проспекту и образует в плане латинский крест (крест с удлинѐнным нижним концом, соответствующим западной части храма). Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив еѐ колоннадами наподобие римских. Монументальные колонны из из -вестняка стоят перед входом в собор, выполненным в виде шестиколонного портика с огромным треугольным фронтоном. Над портиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо.
Андрей Воронихин. Казанский собор. 1801—1811 гг.
19 слайд
Собор был закончен и освящѐн в 1811 г. После победы над наполеоновской армией в нѐм разместили сто пять знамѐн французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи. Уже посл е смерти Воронихина композицию площади дополнили два скульптурных монумента — памятники знаменитым русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли .
Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли. Скульптор Б. Орловский
20 слайд
Еще одна выдающаяся его работа — Горный институт (1806—1811 гг.) в Петербурге.
Андрей Воронихин. Горный институт. 1806—1811 гг.
21 слайд
Здание украшает серия скульптурных работ на античные сюжеты,говорящих о назначении этого учреждения. Их выполнили скульпторы Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) и Степан Степанович Пименов (1784—1833).
На лестнице перед портиком помешены две скульптурные группы, изображающие силы Земли: владыка подземного мира Плутон похищает Прозерпину, дочь богини плодородия Цереры;
22 слайд
могучий Геркулес (Геракл) побеждает Антея, сына богини Земли Геи.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 348 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бучкова Валентина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.