Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Истина, ее критерии
“Лишь тот умен, кто понимает,
Что неучен, что мало знает!”
Абу Шукур
2 слайд
Истина
Что такое истина?
Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
3 слайд
Истина
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
4 слайд
Истина
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
5 слайд
Заблуждение и ложь
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов».
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
6 слайд
Существует ли истина?
Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.
Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
7 слайд
Существует ли истина?
Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.
8 слайд
В чём причина относительности человеческих знаний?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
9 слайд
Что является критерием
(мерилом) истины?
Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) –
1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо;
2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
10 слайд
Критерии истины в разных теориях
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
11 слайд
Практика как критерий истины
Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.
12 слайд
Функции практики в процессе познания:
1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);
2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);
3) практика является движущей силой развития общества;
4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);
5) практика – критерий истинности познания.
13 слайд
Основные виды практики
1) научный эксперимент,
2) производство материальных благ
3) социально-преобразующая деятельность масс.
14 слайд
Структура практики
Потребность
Цель
Мотив
Целесообразная деятельность
Предмет
Средства
Результат
15 слайд
Практика
!!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
16 слайд
Тесты ЕГЭ по теме (А)
Понятие - это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4) фиксирует различные комбинации ощущений человека
17 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1)Верно только А,
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения
4)Оба суждения неверны
18 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Что из перечисленного ниже является научным знанием:
1) репортаж о праздновании Дня города
2) расписание движения поездов
3) законы генетики
4) закон об оперативно-розыскной деятельности
19 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Познавательная деятельность в отличие от трудовой
1) предполагает наличие цели
2) направлена на постижение истины
3) требует специальной подготовки
4) носит полезный характер
20 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний?
Источником объективных знаний
А. является только разум.
Б. являются только чувства.
1) верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
21 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об истинном знании?
Истинным является всякое знание,
А. разделяемое большинством людей.
Б. подтвержденное практикой.
1) верно только А
2)верно только Б
3)верно и А, и Б
4)оба суждения неверны
22 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует знания о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4) дает наглядный образ предмета
23 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они
1) носят объективный характер
2) предполагают доказательства
3) могут передаваться из поколения в поколение
4) необходимы человеку для рациональной деятельности
24 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире
2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий
4) использует логические умозаключения
25 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1) теоретического анализа
2) социального эксперимента
3) непосредственного наблюдения
4) обобщения повседневного опыта
26 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
27 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.
Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
28 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об относительной истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
30 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Эмпирический и теоретический уровни знания присущи:
Любому виду познания
Научному познанию
Обыденному познанию
Рациональному познанию
31 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание фактов
2) проведение наблюдений
3) накопление экспериментальных данных
4) выдвижение гипотезы
32 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты
33 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Запишите слово, пропущенное в таблице. Методы познания
эксперимент
34 слайд
Тесты ЕГЭ по теме
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
35 слайд
Тесты ЕГЭ по теме (В)
Установите соответствие видов и форм познания.
Ответ следует записать в виде последовательности: буква левого столбца и соответствующие ей цифры из правого столбца и т.д. без пропусков.
Виды познания Формы познания
А) Рациональное познание 1) суждение
Б) Чувственное познание 2) восприятие
3) ощущение
4) умозаключение
А14Б23
36 слайд
Тесты ЕГЭ по теме (В)
Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.
Ответ: восприятие
37 слайд
Верно ли суждение: “Наука является единственной формой познания мира и человека”? Свое мнение обоснуйте.
Завершите фразу:
«Практика выступает одним из __________ __________».
критериев истины
38 слайд
Тесты ЕГЭ по теме (С)
«Гораздо легче найти ошибку, нежели истину».
(И.В. Гете)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 669 357 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Домнина Анастасия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.