Инфоурок Всеобщая история ПрезентацииИстория в системе социально-гуманитарных наук

История в системе социально-гуманитарных наук

Скачать материал
Скачать материал "История в системе социально-гуманитарных наук"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Эб. Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук	1. Объект, предмет,...

    1 слайд

    Эб. Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук
    1. Объект, предмет, функции
    2. Методология истории
    3. Периодизация истории
    4.Территория России в системе Древнего мира

  • 2 слайд

  • История в переводе с греческого – «рассказ о прошедшем, об узнанном».

    3 слайд

    История
    в переводе с греческого – «рассказ о прошедшем, об узнанном».

  • История одна из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегре...

    4 слайд

    История
    одна из древнейших наук. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Истории как науке около 2500 лет. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • Объект историичеловек и общество

    7 слайд

    Объект истории
    человек и общество

  • 8 слайд

  • В.О. Ключевский (1841-1911) (Русская история: полный курс лекций в трех книга...

    9 слайд

    В.О. Ключевский (1841-1911) (Русская история: полный курс лекций в трех книгах. Кн.1. М.: Мысль, 1993. С. 3-4, 6)
    «В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах.

  • ПродолжениеЧеловеческое общежитие – такой же факт мирового бытия, как и жизнь...

    10 слайд

    Продолжение
    Человеческое общежитие – такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта – такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы.

  • ПродолжениеЧеловеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах,...

    11 слайд

    Продолжение
    Человеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут, размножаются, переходят один в другой и, наконец, разрушаются – словом, рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы. Возникновение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом…

  • ПродолжитьНароды и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизац...

    12 слайд

    Продолжить
    Народы и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизации чередовались последовательно, как народы и поколения, рождаясь одна из другой и порождая третью, постепенно накоплялся известный культурный запас, и то, что отложилось и уцелело от этого многовекового запаса, - это дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас перейдет к тем, кто придет нам на смену».

  • Объект

    13 слайд

    Объект

  • Предмет  историиСогласно устоявшимся определениям предмет истории имеет три и...

    14 слайд

    Предмет истории
    Согласно устоявшимся определениям предмет истории имеет три измерения:
    – прошлое;
    настоящее
    будущее.

  • ПрошлоеВ него необходимо  возвращаться. Оно богато, интересно, поучительно.

    15 слайд

    Прошлое
    В него необходимо возвращаться. Оно богато, интересно, поучительно.

  • НастоящееОно перед глазами. Мы являемся если не его участниками, то свидетеля...

    16 слайд

    Настоящее
    Оно перед глазами. Мы являемся если не его участниками, то свидетелями.
    Настоящее изучается в связи с прошлым с целью понимания, усвоения и использования исторического опыта.

  • БудущееОно наиболее заманчивое из трех измерений времени изучается в наименьш...

    17 слайд

    Будущее
    Оно наиболее заманчивое из трех измерений времени изучается в наименьшей мере, на уровне теоретического прогнозирования, исходя из опыта прошлого и реального настоящего.

  • 18 слайд

  • 19 слайд

  • 2. Методология истории

    20 слайд

    2. Методология истории

  • 21 слайд

  • ПринципС лат . на русский - основоположение

    22 слайд

    Принцип
    С лат . на русский - основоположение

  • 23 слайд

  • 24 слайд

  • Исторические источники	1. Вещественные (фрагменты сооружений, предметы обиход...

    25 слайд

    Исторические источники
    1. Вещественные (фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);
    2. Письменные (любые тексты на камне, папирусе (папирус (лат. papyrus, от греч. pápyros), травянистое растение и изготовлявшийся из него в древности и в раннем средневековье писчий материал, а также рукописи на этом материале;

  • Продолжениена пергаменте (материал для письма из недублёной сыромятной кожи ж...

    26 слайд

    Продолжение
    на пергаменте (материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных) Также древние рукописи на таком материале. Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии (срединная часть современной Турции);

  • Продолжениена бересте (или берёсте) — верхний слой (белая наружная часть) кор...

    27 слайд

    Продолжение
    на бересте (или берёсте) — верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы.

  • Продолжение	3. Этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее п...

    28 слайд

    Продолжение
    3. Этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение (народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки и др.)

  • Продолжение	4. Устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы).
	5...

    29 слайд

    Продолжение
    4. Устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы).
    5. Аудиовизуальные исторические источники (фото- и киноматериалы) и т.д.

  • Историография	история исторической науки.
Научное освещение истории российско...

    30 слайд

    Историография
    история исторической науки.
    Научное освещение истории российской государственности начинается с XVIII в.
    Первый научный труд - «История Российская с самых древнейших времен»: в 5 т.
    Автор – Василий Никитич Татищев (1686-1750), историк.
    Поборник сильной монархии.

  • ПродолжениеАвтор - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765):
«Краткий российск...

    31 слайд

    Продолжение
    Автор - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765):
    «Краткий российский летописец с родословием»;
    «Древняя российская история».
    Ученый обратил внимание на важный факт – имя «русь» было распространено на те славянские племена, к которым варяги не имели никакого отношения.

  • ПродолжениеАвтор - Николай  Михайлович Карамзин (1766-1826), историк
«История...

    32 слайд

    Продолжение
    Автор - Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), историк
    «История государства Российского» в 12 т.
    Центральная идея труда – самодержавное правление – наилучшая форма государственности для России.

  • ПродолжениеАвтор – Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), историк.
«История...

    33 слайд

    Продолжение
    Автор – Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), историк.
    «История России с древнейших времен».
    Центральная проблема труда – отношение народа и государства.

  • ПродолжениеАвтор – Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), юрист, историк, фило...

    34 слайд

    Продолжение
    Автор – Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), юрист, историк, философ.
    «Воспоминания».
    Основной вывод - государство России:
    -движущая сила истории;
    демиург (творец) истории;
    создало народ.

  • ПродолжениеАвтор – Василий Осипович Ключевский (1841-1911), историк
«Курс рус...

    35 слайд

    Продолжение
    Автор – Василий Осипович Ключевский (1841-1911), историк
    «Курс русской истории».
    Центральные проблемы:
    двигатель исторического прогресса – умственный труд и нравственный подвиг;
    - в основу периодизации прошлого страны положил географический, хозяйственный и социальный признаки.

  • 3. Периодизация  историиОдним из способов осмыслить историю является ее перио...

    36 слайд

    3. Периодизация истории
    Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация.
    Периодизация — это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды.

  • Тип периодизации – формационный это - расчленение исторического развития на с...

    37 слайд

    Тип периодизации – формационный
    это - расчленение исторического развития на ступени, когда каждая последующая ступень непосредственно вырастает из предыдущей и имеет равное с нею историческое значение.
    (Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
    Суть концепции -любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов)

  • 38 слайд

  • 39 слайд

  • Достоинства формационной концепцииДетальнейшая разработка теории экономическо...

    40 слайд

    Достоинства формационной концепции
    Детальнейшая разработка теории экономического фундамента (базиса) общества.
    Открытие законов экономического развития:

  • 41 слайд

  • 42 слайд

  • 43 слайд

  • Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ в. 
	Основат...

    44 слайд

    Цивилизационный подход
    возник во второй половине XIX – начале ХХ в.
    Основатель подхода – Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), социолог, культуролог, геополитик.
    Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели.

  • 45 слайд

  • Цивилизационный подход Основной критерий - духовно-культурная сфера.  
Слово...

    46 слайд

    Цивилизационный подход
    Основной критерий - духовно-культурная сфера.
    Слово «цивилизация» имеет три распространённых значения:
    первое - синоним культуры;
    второе - ступень общественного развития, следующая за варварством;
    третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

  • 47 слайд

  • Арно́льд Джо́зеф То́йнби (1889-1975)британский историк, философ, культуролог...

    48 слайд

    Арно́льд Джо́зеф То́йнби (1889-1975)
    британский историк, философ, культуролог и социолог, профессор, исследовавший международную историю
    Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории». Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67 книг, переведённых на многие языки мира.

  • Достоинства цивилизационного подхода«Очеловечивание» истории. 
Человек – нача...

    49 слайд

    Достоинства цивилизационного подхода
    «Очеловечивание» истории.
    Человек – начало и конец истории.
    2. Его универсальность – он ориентирован на познание истории общества с учетом стран и регионов. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности.

  • Продолжение3. Важнейшим его достоинством является представление об истории ка...

    50 слайд

    Продолжение
    3. Важнейшим его достоинством является представление об истории как многовариантном, многолинейном процессе.

  • Общая (историческая) периодизацияТатищев Василий Никитич (1686-1750)
Господст...

    51 слайд

    Общая (историческая) периодизация
    Татищев Василий Никитич (1686-1750)
    Господство единовластия, монархия (862-1132).
    Время нарушения единовластия, феодальная раздробленность (1132-1462).
    Восстановление единовластия (1462-начало правления Ивана III).
    (Иван III -1462-1505).

  • Абсолютная периодизацияОтражение истории с точки зрения абсолютной истины.
Ис...

    52 слайд

    Абсолютная периодизация
    Отражение истории с точки зрения абсолютной истины.
    Истина устанавливается по источникам:
    летописи;
    Уставы;
    Грамоты;
    Указы;
    Манифесты;
    Законы…

  • 4. Территория России в системе Древнего мираНеолитическая революция привела к...

    53 слайд

    4. Территория России в системе Древнего мира
    Неолитическая революция привела к возникновению древнейших государств
    ( территории Европы, Африки и Азии. Это территория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.
    Неолит – новый каменный век, 5-2 тыс. до н.э.
    Мезолит – средний каменный век, от 10-5 тысячелетия до н.э.
    Палеолит – древний каменный век, св. 1 млн. лет – 12-10 тыс. лет до н.э.
    (Самый первый человек появился на Земле около 2,6 млн. лет назад и носит название «человек умелый — homo habilis»).

  • Самый главный факторпоявления древнейших цивилизаций – благоприятные природно...

    54 слайд

    Самый главный фактор
    появления древнейших цивилизаций – благоприятные природно-климатические условия.

  • Страна ариевАриями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (2-1 т...

    55 слайд

    Страна ариев
    Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (2-1 тысячелетие до н.э.)
    Во главе общества – жрецы (языческие священослужители).
    Основа духовной культуры - религия.

  • 56 слайд

  • Киммерия (др.-греч. Κιμμέρια) в античной историографии название территории Се...

    57 слайд

    Киммерия (др.-греч. Κιμμέρια)
    в античной историографии название территории Северного Причерноморья и Приазовья (н.в. Республика Крым, Херсонская, Николаевская и Одесская области)

  • 58 слайд

  • 59 слайд

  • Древние империи Центральной АзииОколо 670 г. до н.э. было образовано племенем...

    60 слайд

    Древние империи Центральной Азии
    Около 670 г. до н.э. было образовано племенем (иранским) мидян государство Мидия.
    550 г. до н.э. мидяне объединились с персами и образовали Персидское государство.
    Руководитель государства – полководец и государственный деятель Кир.
    Деньги – золотая монета «дарик» (Дарий I сменил Кира)


Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 362 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 552
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.01.2020 235
    • PPTX 3.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климятова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климятова Ольга Васильевна
    Климятова Ольга Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81108
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 400 человек

Курс повышения квалификации

Моделирование современных уроков истории

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 469 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 116 человек

Мини-курс

Цифровые инструменты и безопасность в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек