Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Из чего строятся слова?
Урок по теме «Морфемика» в 5 классе. Учитель МОУ «СОШ села Ириновка Новобурасского района Саратовской области» Агишева И.Л.
2 слайд
Меня зовут МОРФЕМА
Слова сделаны из своего “строительного”
материала
«Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ.
Их четыре:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание.
Каждая из них вносит в слово свою часть смысла- «смыслиночку».И получаются интересные и выразительные слова.
3 слайд
Возьмем корень –ш-, который обозначает движение.
К нему прибавим суффикс -л-, который в глаголах обозначает прошедшее время.
Добавим окончание –и-.
Соединив морфемы, получим слово ШЛИ.
Добавим в игру приставки и получим целый
«дорожный рассказ»:
вышли, пошли,
перешли, обошли,
пришли.
Приставкины «смыслиночки»
4 слайд
«Смыслиночки» суффиксов
Суффиксы из одних слов делают другие.
Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и
УЧИТЕЛЯ,и УЧЕНИКА,
И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.
5 слайд
Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Например,показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный.
Маленьким, симпатичным существам дают названия с суффиксами –ат(а) – ят(а).
ЗАЙЧАТА,КОТЯТА,ТИГРЯТА.
Больших,грозных называют
ЗАЙЧИЩЕ,КОТИЩЕ,ТИГРИЩЕ.
6 слайд
А бывают суффиксы- «дразнилки».
Например,если вас обзовут словом,которое оканчивается на –ЮГА,вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга,не хитрюга и тем более не зверюга.
7 слайд
Знаете ли вы, что…
…очень редкий суффикс –жды ( он встречается в словах дважды, трижды, четырежды) когда-то был не суффиксом, а целым словом? До 14 века в письменных памятниках встречалась только форма дъвашьды, которая получилась в результате слияния двух слов: дъва и шьды – это означало приблизительно «два шага». Строго исторически мы должны бы писать «двашды», но ш перед д озвончилась, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважды, трижды мы выделяем суффикс –жды.
8 слайд
«Смыслиночки»
окончаний
Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова.
Они сообщают нам, сколько предметов – один или много: ДОМ – ДОМА
С помощью окончаний образуются различные формы слова.
Окончание – значимая изменяемая часть слова.
Например,о слове, у которого окончание – яя, можно сказать, что это слово- прилагательное, употреблено в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.
9 слайд
Смотри в корень!
У слов самое важное -корень.Это самая главная
часть слова, которая несёт самый главный смысл.
Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными, или однокоренными.
Поразмышляем над словом родник.
Родник родит реку, а река течёт через всю родину, кормит народ. Все эти слова имеют общий смысл и общую часть –род-.
В слове народ выделяется корень народ, но по
происхождению это слово связано
со словом род.
10 слайд
Много ли родственников у кольчуги?
В старину в русском языке было слово коло- «колесо,круг».
С ним по своему происхождению связано слово кольчуга и много других слов.
Например,около,колобок,колбаса,кольцо,ко-лесо, окольный ( путь),кольчуга.
11 слайд
Где же хранятся слова?
Для хранения слов люди создали словари.
Словари бывают разные.
Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари.
Если хотим уточнить значение слова,обращаемся к толковым словарям и словарям иностранных слов,вошедших в русский язык.
О происхождении слов рассказывают этимологические словари.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова объяснены значения более чем 85 тыс. слов.
17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит 120 480 слов.
Результатом жизни Владимира Ивановича Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором автор очень интересно и подробно объясняет, что обозначает каждое слово.
12 слайд
Эта занимательная этимология
Этимология – наука о происхождении слов.
Этимология тесно связана со строением слова.
Этимология рассказывает о том, как срастаются друг с другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя новые корни, из которых вырастают новые слова.
Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь-медведем, а невежда – невеждой? Все эти слова произошли от одного глагола ведать, то есть «знать».
Ведьма – «знающая, знахарка»; медведь – «зверь, который ведает мёд»; невежда – « мало знающий человек».
Для школьников есть специальный словарь, в котором даётся этимология многих слов. Он написан писателем Л.Успенским и называется «А почему не иначе?»
13 слайд
Использованная литература:
Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко «Секреты орфографии».
В.А.Иванова, З.А.Потиха «Занимательно о русском языке».
И.А.Громов «Словообразование для всех».
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 833 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Туровская Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.