Инфоурок Другое ПрезентацииИзучение религий и духовно-нравственное воспитание в школе: правовой и теоретический аспекты

Изучение религий и духовно-нравственное воспитание в школе: правовой и теоретический аспекты

Скачать материал
Скачать материал "Изучение религий и духовно-нравственное воспитание в школе: правовой и теоретический аспекты"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Изучение религий и духовно-нравственное воспитание в школе: правовой и теорет...

    1 слайд

    Изучение религий и духовно-нравственное воспитание в школе: правовой и теоретический аспекты

  • правовой аспектМеждународные  документы, участником которых является РФ:...

    2 слайд

    правовой аспект
    Международные документы, участником которых является РФ:
    Конвенция о правах ребенка (ст. 5).
    Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (п. 3 ст. 13).
    Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями
    Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»):
    Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которое соответствует их религиозными и философскими убеждениями.


  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе...

    3 слайд

    Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (Принята резолюцией  Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года)
    Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.
    правовой аспект

  • Законодательство Российской Федерации:
Конституция РФ
Статья 13, части 1-2.
1...

    4 слайд

    Законодательство Российской Федерации:
    Конституция РФ
    Статья 13, части 1-2.
    1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
    2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
    Статья 14.
    1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
    2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

    Статьи 17, 19.
    17.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
    19.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…
    Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… национальной, языковой или религиозной принадлежности
    правовой аспект

  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Статья 3...

    5 слайд

    Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
    Статья 3
    запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей,…
    Статья 5. Религиозное образование.
    1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
    2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
    3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
    4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрации указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляют религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы

    правовой аспект

  • Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении госуда...

    6 слайд

    Приказ Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».
    «… 1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:
         1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
    1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии… осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
    1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия… должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации...
    1.4. Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации… не пользуются правами, предоставленными п.4 ст.5 указанного Федерального закона».
    правовой аспект

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

Статья 2. Принципы государственн...

    7 слайд

    Закон Российской Федерации «Об образовании»

    Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
    Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    3) общедоступность образования…;
    4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    5) свобода и плюрализм в образовании;

    правовой аспект

  • Статья 14. 
п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учрежде...

    8 слайд

    Статья 14.
    п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
    правовой аспект

  • По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручени...

    9 слайд



    По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручение Правительству РФ от 2 августа 2009 г № Пр-2009 по разработке и реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Поручение Президента Российской Федерации от   2 августа 2009 г. № Пр-2009
«...

    10 слайд

    Поручение Президента Российской Федерации
    от 2 августа 2009 г. № Пр-2009
    «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)»

    правовой аспект

  • Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и с...

    11 слайд

    Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.
    Религиозная культура – это та часть культуры, которая обусловлена влиянием религий, религиозных мировоззрений

    теоретический аспект

  • Основные понятия и определения
Светское государство – конституционно-правовая...

    12 слайд

    Основные понятия и определения
    Светское государство – конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности, т.е. это такое государство, в котором власть принадлежит гражданским, а не церковным, религиозным властям.
    Светскость – качественная характеристика государства, выражающая наличие установленного в правовой системе и осуществляемого в реальной общественной жизни разделения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления с управленческими структурами религиозных организаций.

    В светском государстве, характеризующимся разделением полномочий и функций государства и религиозных организаций, общество самоуправляется не через структуры религиозной (или антирелигиозной) организации, а через структуры общественного самоуправления и государственного аппарата.
    В таком обществе знания о религии в школе возможно преподавать в соответствии с параметрами социального заказа и образовательными задачами учреждений различного типа, направленности и ступени обучения.
    В таком государстве также возможно государственное финансирование религиозных организаций.


    теоретический аспект

  • Противоположностью светскому государству является теократическое государство....

    13 слайд

    Противоположностью светскому государству является теократическое государство.
    Теократическое государство – это особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии.
    (В настоящее время примером теократического государства является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.)
    теоретический аспект

  • Светская школа – основная часть национальной системы образования, государстве...

    14 слайд

    Светская школа – основная часть национальной системы образования, государственно-общественное образование, которое регламентируется и контролируется обществом в своих интересах через органы государственной власти и местного самоуправления

    Светский характер образования, как основное требование при изучении религий в государственной и муниципальной системе образованияне означает:
    запрета на знания о религиях и религиозных культурах в государственной школе
    представления этих знаний исключительно «от лица» науки или нерелигиозных мировоззрений
    указывает на необходимость разделения полномочий и функций государственных органов управления образованием и религиозных организаций при изучении религий в государственно-общественной школе. Гарантирует организационно-правовую независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности

    теоретический аспект

  • Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательн...

    15 слайд

    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

    1) Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций. Разделение полномочий и функций органов государственной власти и религиозных организаций в сфере образования, в том числе при реализации углубленного изучения религий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с участием религиозных организаций;
    2) право обучающихся (воспитанников), педагогических работников и других участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания, свободный выбор и выражение своих взглядов и убеждений;
    3) отсутствие религиозной или нерелигиозной идеологии, обязательной для изучения всеми обучающимися (воспитанниками); добровольный характер углубленного изучения какой-либо религии или нерелигиозной идеологии;
    4) обязанность разработчиков содержания образования учитывать разнообразие мировоззренческих подходов в российском обществе. Представление учащимся знаний о религии в инвариантном компоненте общего образования не может проводиться только с позиций критического или апологетического подходов;
    5) обязанность органов управления образованием создавать условия, способствующие защите и развитию в системе образования традиций и ценностей российской культуры, региональных и этнических культур и традиций народов Российской Федерации.
    6) равенство религиозных объединений и их последователей перед законом.

    теоретический аспект

  • Религиозное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осу...

    16 слайд

    Религиозное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, семьи, религиозного объединения, общества и государства на мировоззренческой основе определенной религии и при участии определенной религиозной организации.
    Формы участия: 1) разработка образовательных программ, 2) экспертиза образовательных программ, 3) конфессиональное представление.

    Религиозное образование подразделяется по признаку участия соответствующей религиозной организации (конфессии)

    Религиозное образование Русской Православной Церкви

    Основные направления религиозного образования:
    Катехизическое - приобщение к участию в религиозной жизни, общине
    Культурологическое - приобщение к религиозной культуре, традиции
    Профессиональное– подготовка священнослужителей
    теоретический аспект

  • 
Воропаев Дмитрий Николаевич 
div79@bk.ru

    17 слайд


    Воропаев Дмитрий Николаевич
    div79@bk.ru

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.02.2020 259
    • PPTX 349.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мовлян Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мовлян Ольга Викторовна
    Мовлян Ольга Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 115051
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека