Инфоурок Другое ПрезентацииКомпонентный анализ: грамматика

Компонентный анализ: грамматика

Скачать материал
Скачать материал "Компонентный анализ: грамматика"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • компонентный анализ: грамматикаКузнецов, А.М. Компонентного анализа метод //...

    1 слайд

    компонентный анализ: грамматика
    Кузнецов, А.М. Компонентного анализа метод // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990: 233 – 234
    Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/topic.html

  • компонентный анализ: фонетика и фонология	М.В. Панов: фонетика позволяет набл...

    2 слайд

    компонентный анализ: фонетика и фонология
    М.В. Панов: фонетика позволяет наблюдать звуковую стихию речи.
    звук речи /фонема
    Звук – минимальная единица речи или языка; элемент произносимой речи, образуемый с помощью органов речи.
    Звук речи – конкретный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретном речевом акте.
    Звук языка – множество звуков речи, близких по характеристикам и определяемых говорящими как одинаковые.

  • компонентный анализ: фонетика и фонология	 Выделение отдельных звуков и их оц...

    3 слайд

    компонентный анализ: фонетика и фонология
    Выделение отдельных звуков и их оценка как одинаковых или разных зависит от системы языка.
    Разница между
    р – л: Карл у Клары украл кораллы…
    о - у: бом – бум, гроб – груб…
    Французы считают, что вес – весь различаются не конечными согласными, а гласными.


  • фонетика: анализ компонентов	Органы речи представляют собой акустические резо...

    4 слайд

    фонетика: анализ компонентов
    Органы речи представляют собой акустические резонаторы.

    Отдельные составляющие звука усиливаются или ослабляются, и формируется индивидуальное акустическое различие звуков.

  • акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов -осциллограммы [с’н’] в снеж...

    5 слайд

    акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов -осциллограммы [с’н’] в снежный

  • бинарная акустическая классификация звуков	Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис...

    6 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле предложили
    дихотомическую классификацию по парным признакам,
    в которой фиксируется
    наличие или отсутствие
    у звука того или иного признака.

  • бинарная акустическая классификация звуков		Классификация 
Р. Якобсона, Г. Фа...

    7 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    Классификация
    Р. Якобсона, Г. Фанта и М.Халле
    1) практична – бинарность признаков позволяет пользоваться классификацией при работе с компьютером;
    2) применима ко всем языкам мира;
    3) дает возможность характеризовать гласные и согласные звуки на едином основании.


  • бинарная акустическая классификация звуков
	Роман Якобсон, Гуннар Фант и Мори...

    8 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков

    Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле
    выявили 12 бинарных признаков для звуков.
    В русском языке – важны 9 признаков.

  • бинарная акустическая классификация звуков9 бинарных признаков звуков русской...

    9 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    9 бинарных признаков звуков русской речи
    1) вокальность – невокальность
    2) консонантность – неконсонантность
    3) компактность – диффузность
    4) высокая тональность – низкая тональность
    5) бемольность – небемольность
    6) диезность – недиезность
    7) прерванность – непрерванность
    8) резкость – нерезкость
    9) глухость – звонкость

  • бинарная акустическая классификация звуковвокальность – невокальность
вокальн...

    10 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    вокальность – невокальность
    вокальность - наличие голоса.
    Вокальные:
    гласные и сонорные согласные.
    Невокальные:
    шумные согласные.

  • бинарная акустическая классификация звуков2) консонантность – неконсонантност...

    11 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    2) консонантность – неконсонантность
    Консонантность – наличие шума.

    гласные – неконсонантные
    согласные – консонантные

  • бинарная акустическая классификация звуков	 3) компактность - диффузность 
	К...

    12 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    3) компактность - диффузность
    Компактные звуки –
    более высокая по сравнению с диффузными концентрация произносительной энергии.

  • бинарная акустическая классификация звуков3) компактность – диффузностьслово...

    13 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    3) компактность – диффузность
    слово привет
    В спектре компактных звуков р’, э преобладает одна центральная область
    в спектре диффузных звуков п, и, в’, т, областей несколько.

  • бинарная акустическая классификация звуков4) высокая тональность – низкая тон...

    14 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    4) высокая тональность – низкая тональность : гласные и согласные

    Звуки высокой тональности -
    уменьшается объем полости рта;
    звуки низкой тональности -
    увеличивается объем полости рта.

    высокие гласные переднего ряда и, э
    низкие гласные среднего и заднего ряда о, у, а

  • бинарная акустическая классификация звуков	 5) бемольность – небемольность 
Б...

    15 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    5) бемольность – небемольность
    Бемольность - понижение звучания на полтона.
    Признак бемольности - огубленность.
    Бемольные звуки – гласные [о], [у] и предшествующие им в слове согласные [тºот] [тºут]

  • бинарная акустическая классификация звуков6) диезность – недиезность 
Диезнос...

    16 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    6) диезность – недиезность
    Диезность - повышение звучания на полтона.
    Диезные звуки - все мягкие согласные звуки и гласные в позиции между мягкими согласными.
    дядя [д’׳ά׳д’ь]
    тётя [т’˚׳ό׳т’ь]
    Юля [j˚׳у׳л’ь]
    мель [ê], миссия [û].
    Недиезные звуки – твердые согласные и гласные между ними.

  • бинарная акустическая классификация звуков7) прерванность – непрерванность 
П...

    17 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    7) прерванность – непрерванность
    Прерванные звуки - при образовании полость рта хотя бы на миг закрывается.
    Непрерванные звуки - гласные и щелевые согласные: в, в’, л, л’, j, з з’, с, с’, ж, ж’:, ш, ш’:, ф, ф’, х, х’

  • бинарная акустическая классификация звуков	 8) резкость – нерезкость 
При обр...

    18 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    8) резкость – нерезкость
    При образовании резких звуков
    струя воздуха встречает в полости рта не одну, а несколько преград.
    Резкие звуки - ц, ч’ и р, р’;
    нерезкие – гласные и все остальные согласные.

  • бинарная акустическая классификация звуков	 9) глухость – звонкость 
Глухие -...

    19 слайд

    бинарная акустическая классификация звуков
    9) глухость – звонкость
    Глухие - согласные, которые произносятся без участия голоса.
    Звонкие – гласные, сонорные согласные и звонкие шумные согласные.

  • звуковой символизм	Опираясь на акустическую классификацию звуков развивается...

    20 слайд

    звуковой символизм
    Опираясь на акустическую классификацию звуков развивается направление, изучающее семантические, ассоциативные связи звуков – звуковой символизм.

  • звуковой символизм	У П.А. Вяземского есть рассказ о том, как итальянец понял...

    21 слайд

    звуковой символизм
    У П.А. Вяземского есть рассказ о том, как итальянец понял слово
    телятина
    «нежное, ласковое, обращенное к женщине» – преобладание диезных и высоких звуков.

    Л.А.Введенская. Что ни звук, то и подарок. М., 1996

  • звуковой символизм	Обозначения звуковых явлений - соответствие лексического и...

    22 слайд

    звуковой символизм
    Обозначения звуковых явлений - соответствие лексического и фонетического значений:

    аккорд - красивый, яркий, громкий;
    бас - мужественный, сильный;
    писк - маленький, слабый, тихий;
    гром - грубый, сильный, злой;
    лепет - хороший, маленький, нежный, слабый, тихий…
    Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981


  • звуковой символизм	Вдруг из подворотниСтрашный великан,Рыжий и усатыйТа-ра...

    23 слайд

    звуковой символизм
    Вдруг из подворотни
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище!
    Корней Иванович Чуковский
    Преобладают звуки
    высокой тональности, диффузные, недиезные
    резкий – дрожащий р,
    открытый нижний гласный а и закрытые у, и / ы

  • звуковой символизм	Вдруг из подворотниСтрашный великан,Рыжий и усатыйТа-ра...

    24 слайд

    звуковой символизм
    Вдруг из подворотни
    Страшный великан,
    Рыжий и усатый
    Та-ра-кан!
    Таракан, Таракан, Тараканище!
    Корней Иванович Чуковский
    Доминируют синий и черный цвета.
    Признаки звуков:
    противный, угловатый, трусливый, злой, - психологический портрет Таракана
    Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981

  • соотношение понятий фонемы и звука		Как соотносятся понятия фонемы и звука?...

    25 слайд

    соотношение понятий фонемы и звука
    Как соотносятся понятия фонемы и звука?

    Ряд словоформ:
    сад – садит – сядь – сяду
    [а] [а˙] [˙а˙] [˙а]
    гласные звуки под ударением
    – фонема <а> под ударением.
    Разные звуки воплощают одну фонему в разных позициях.


  • соотношение понятий фонемы и звукафонема  под ударением
слова потÓм и пёсика

    26 слайд

    соотношение понятий фонемы и звука
    фонема <о> под ударением
    слова потÓм и пёсика

  • фонология: анализ компонентов	Фонема – языковая единица, реализующаяся в речи...

    27 слайд

    фонология: анализ компонентов
    Фонема – языковая единица, реализующаяся в речи в звуковых вариантах.
    Как сгруппировать звуковые оттенки вокруг фонемы?
    Сделать это помогают понятия фонологической оппозиции и дифференциальных признаков.

  • фонология: анализ компонентов	Фонологическая оппозиция – противопоставление д...

    28 слайд

    фонология: анализ компонентов
    Фонологическая оппозиция – противопоставление двух слов, которые отличаются одним звуковым элементом.
    Именно этот элемент различает план выражения слов.
    Ср.: том – дом,
    том – тон,
    кон – конь.

  • фонология: анализ компонентов	Одно из определений фонемы: 
	совокупность дифф...

    29 слайд

    фонология: анализ компонентов
    Одно из определений фонемы:
    совокупность дифференциальных признаков.

    В каждом языке
    свой набор дифференциальных признаков каждой фонемы
    и своя система фонем.

  • фонология: анализ компонентов	Дифференциальные признаки фонемы – 
	артикуляци...

    30 слайд

    фонология: анализ компонентов
    Дифференциальные признаки фонемы –
    артикуляционные и акустические признаки, которые отличают одну фонему от другой:

    том – дом: <т> - <д>
    оппозиция глухость / звонкость

  • фонология: анализ компонентов				фонема  
по звонкости противопоставлена  и в...

    31 слайд

    фонология: анализ компонентов
    фонема <д>
    по звонкости противопоставлена <т> и всем глухим;
    по твердости // <т’> и всем мягким;
    по способу артикуляции // всем невзрывным;
    по месту образования (переднеязычная) // всем непереднеязычным

    Описали фонему через сумму ее противопоставлений другим фонемам и одновременно выделили ее признаки: фонема <д>: звонкость, твердость, взрывность, переднеязычность.

  • морфология: анализ компонентов 		значение совершенного вида
Иван открыл окно...

    32 слайд

    морфология: анализ компонентов
    значение совершенного вида
    Иван открыл окно =
    1) ‘до t окно не было открыто (не имело место р)
    2) в момент t происходил переход от не-р к р
    3) в момент tf окно стало открыто

    момент tf фиксирован в тексте

    Падучева Е.В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. - М., 1996

  • актуальное членение предложения : анализ компонентов	Понятие разработано в тр...

    33 слайд

    актуальное членение предложения : анализ компонентов
    Понятие разработано в трудах Пражского лингвистического кружка для описания функциональных компонентов предложения.

    рема - сообщаемая часть
    тема - отправная точка сообщения

  • актуальное членение предложения: анализ компонентов	
	Эти девушки – чудесные....

    34 слайд

    актуальное членение предложения: анализ компонентов

    Эти девушки – чудесные.
    тема эти девушки
    рема чудесные

  • актуальное членение предложения : анализ компонентов

тема - топик (topic) 
р...

    35 слайд

    актуальное членение предложения : анализ компонентов


    тема - топик (topic)
    рема - фокус (focus),
    или комментарий (comment)

  • актуальное членение предложения: анализ компонентов	Определение компонентов т...

    36 слайд

    актуальное членение предложения: анализ компонентов
    Определение компонентов тема и рема
    Первый способ
    – с помощью интонации.
    Падение тона – нисходящая интонация = рема
    Эти девушки - чудесные.


    Тема
    не имеет единого средства выражения.

  • актуальное членение предложения: анализ компонентов	 определение компонентов...

    37 слайд

    актуальное членение предложения: анализ компонентов
    определение компонентов тема и рема
    Второй способ.
    Сообщаемое (рема) обычно соотносится с той информацией, о которой еще не было речи -
    естественно сообщать то, что для слушающего ново.
    Тема обычно включает то, о чем только что шла речь:
    Эти девушки – чудесные.

  • компонентный анализ	Разработка принципов компонентного анализа продолжается....

    38 слайд

    компонентный анализ
    Разработка принципов компонентного анализа продолжается.

    Метод хорошо сочетается с принципами коммуникативной лингвистики.

  • компонентный анализ	Компонентный анализ показывает, как некое сложное явление...

    39 слайд

    компонентный анализ
    Компонентный анализ показывает, как некое сложное явление можно объяснить через совокупность его компонентов, более простых и более доступных для наблюдения.

  • компонентный анализКто построил пирамиды? – люди, завороженные космосом
Каков...

    40 слайд

    компонентный анализ
    Кто построил пирамиды? – люди, завороженные космосом
    Каков принцип основания пирамиды? – отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака!
    Каков принцип граней пирамиды? – исключительна точность ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента!
    Зачем грани делались вогнутыми, если их вогнутость незаметна с земли? – вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров фокусировали солнечные лучи в день летнего солнцестояния. Вверх поднимались волны раскаленного воздуха.
    Зачем построили пирамиды? – способ попасть в обитель богов (звезды смещаются, кроме одного темного пятна; вокруг него вращаются две яркие звезды)
    отверстие в камере фараона – телескоп, смотрящий на околополюсные звезды; фараон «может идти дальше и присоединиться к несокрушимым (неподвижным) звездам»
    пирамида – машина передвижения и не только для правителя, но и для всех египтян

  • Благодарю 
			ЗА 
				БЛАГОСКЛОННОСТЬ

Неужто всё?


Чай, не всё.

    41 слайд

    Благодарю
    ЗА
    БЛАГОСКЛОННОСТЬ

    Неужто всё?


    Чай, не всё.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.08.2020 818
    • PPTX 669 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сумишевская Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сумишевская Юлия Владимировна
    Сумишевская Юлия Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80782
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 543 человека

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов