Инфоурок Другое ПрезентацииКонфликты Определение, виды, причины, способы преодоления

Конфликты Определение, виды, причины, способы преодоления

Скачать материал
Скачать материал "Конфликты Определение, виды, причины, способы преодоления"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КонфликтыОпределение, виды, причины, способы преодоления

    1 слайд

    Конфликты
    Определение, виды, причины, способы преодоления

  • Что такое конфликт?

    2 слайд

    Что такое конфликт?

  • ОпределениеКонфликт – это:
противоречие двух или более потребностей, целей, ц...

    3 слайд

    Определение
    Конфликт – это:
    противоречие двух или более потребностей, целей, ценностей, аттитюдов, вызывающее активность сторон, направленную на преодоление этого противоречия (Гулевич, Сариева, 2015)
    процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей <…> (Соснин, 1995)
    восприятие несовместимости действий или целей (Д. Майерс)
    наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу (Анцупов, Баклановский, 2009)

  • Причины конфликтов(Журавлёв, Соснин, Красников, 2006)Во взаимодействииРаспред...

    4 слайд

    Причины конфликтов
    (Журавлёв, Соснин, Красников, 2006)
    Во взаимодействии
    Распределение ресурсов
    Взаимозависимость
    задач
    Различия в целях
    и др.
    В восприятии
    Различия в представлениях и ценностях
    различия в манере поведения и жизненном опыте
    и др.
    В коммуникации
    Неудовлетворитель-
    ные коммуникации
    и др.

  • Конфликт и коммуникацияНаличие коммуникативных барьеров, приводящее в дефицит...

    5 слайд

    Конфликт и коммуникация
    Наличие коммуникативных барьеров, приводящее в дефициту информации
    Нарушение пространственно-временной организации коммуникативной ситуации
    Неправильное понимание целей коммуникации

  • Конфликт и взаимодействиеНарушение норм дистрибутивной или процедурной справе...

    6 слайд

    Конфликт и взаимодействие
    Нарушение норм дистрибутивной или процедурной справедливости
    Конкуренция
    Позиции в общении
    Социальные дилеммы (группы преследуют только собственные интересы, при этом их деятельность идет в ущерб всем)
    ситуационное объяснению своего поведения («Я был вынужден защитить себя от эксплуатации своим оппонентом»)
    диспозиционное объяснению поведения оппонентов («Она была жадной», «Он не заслуживал доверия»)
    смена мотивации по ходу игры: заработать как можно больше → минимизировать свои потери → избежать поражения и сохранить лицо
    игры с ненулевой суммой

  • Дилемма заключённого

    7 слайд

    Дилемма заключённого

  • Конфликт и восприятиеИнгрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация
Фунд...

    8 слайд

    Конфликт и восприятие
    Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация
    Фундаментальная ошибка атрибуции
    Групповая поляризация
    Изменение восприятия (друг → враг и наоборот)
    «Зеркальное восприятие»

  • Искажения восприятия

    9 слайд

    Искажения восприятия

  • Структура конфликтаУсловия конфликтного взаимодействияУчастники конфликта и и...

    10 слайд

    Структура конфликта
    Условия конфликтного взаимодействия
    Участники конфликта и их цели, связанные с…
    Предмет конфликта
    степень противоречия
    позитивный или негативный опыт предыдущего взаимодействия
    существующие в сообществе нормы и правила
    наличие третьей стороны
    предметной стороной конфликта
    отношениями между людьми
    Я-концепцией
    когнитивный конфликт (ценности, социальные верования, аттитюды, оценки и представления участников)
    мотивационный конфликт (противоречие потребностей, мотивов, целей сторон)
    ролевой конфликт (противоречие требований ролей участников)

  • Уровни конфликтаВнутриличностный
Межличностный
Межгрупповой
(Гулевич, Сариева...

    11 слайд

    Уровни конфликта
    Внутриличностный
    Межличностный
    Межгрупповой
    (Гулевич, Сариева, 2015)

  • Виды конфликтовС точки зрения функции (Гулевич, Сариева, 2015):
конфликтыКонс...

    12 слайд

    Виды конфликтов
    С точки зрения функции (Гулевич, Сариева, 2015):

    конфликты
    Конструктивные
    выход на новый уровень отношений
    принципиально новое решение проблемы
    усиление обмена информацией
    Деструктивные
    разрушение отношений между участниками
    снижение обмена информацией
    ухудшение результативности

  • Конфликт – как что-то автономное
Динамика конфликта

    13 слайд

    Конфликт – как что-то автономное

    Динамика конфликта

  • Конфликт — это естественное явление социального взаимодействия.
Он возникает...

    14 слайд

    Конфликт — это естественное явление социального взаимодействия.
    Он возникает в самых разных контекстах, между самыми разными людьми и сигнализирует о необходимости изменений.
    Стороны конфликта активны и стремятся преодолеть возникшее противоречие. Для этого они могут «продавливать» свою позицию или искать взаимовыгодное решение.

    Конкуренция
    Кооперация

  • 1. Возникновение объективного противоречия.Конфликт начинается в тот момент,...

    15 слайд

    1. Возникновение объективного противоречия.
    Конфликт начинается в тот момент, когда цели участников вступают в противоречие друг с другом. Например, в одну рабочую группу попадают люди с принципиально разными взглядами на решение поставленной задачи.
    Наличие противоречия само по себе еще не гарантирует дальнейшего развития конфликтного взаимодействия. Оно происходит, если хотя бы один из участников переходит на вторую стадию.

  • 2. Осознание противоречияУчастники понимают, что их цели противоречат друг др...

    16 слайд

    2. Осознание противоречия
    Участники понимают, что их цели противоречат друг другу.
    Чем точнее участники осознают возникшее противоречие, тем большая вероятность его конструктивного разрешения.
    Шесть видов конфликта:
    — подлинный: относительно стабильное противоречие, которое адекватно осознается сторонами;
    — случайный: противоречие, которое зависит от легко изменяющихся обстоятельств, но адекватно осознается сторонами;
    — смещенный: стороны видят противоречие, лежащее на поверхности, но не учитывают наличие других, менее очевидных противоречий;
    — неверно приписанный: стороны ошибочно интерпретируют возникшее противоречие;
    — ложный: стороны видят противоречие, которого на самом деле его нет;
    — латентный: стороны еще не осознают возникшего противоречия.
    Восприятие противоречий способствует переходу на третью стадию.

  • 3. Конфликтные действияПереход к открытому конфликтному взаимодействию начина...

    17 слайд

    3. Конфликтные действия
    Переход к открытому конфликтному взаимодействию начинается с действий участника, который первым проявляет инициативу.
    Одномерные модели: континуум «борьба — уход — диалог».
    Многомерные модели (К. Томас): ориентации человека на свои интересы и на интересы своего партнера: доминирование - компромисс - уход - сотрудничество - подчинение
    Каждая стратегия конфликтного взаимодействия может быть реализована с помощью нескольких тактик (на примере доминирования):
    — запугивать партнера, угрожать ему серьезным наказанием;
    — унижать и оскорблять партнера, подчеркивать его слабые стороны;
    — ссылаться на свой авторитет и на отсутствие опыта у партнера;
    — льстить партнеру, указывать на его достоинства;
    — подчеркивать свою слабость, вызывать жалость к себе.
    Избранные участниками стратегии поведения оказывают влияние на степень экспансии и эскалации конфликта.

  • Экспансия — вовлечение в конфликтное взаимодействие дополнительных участников...

    18 слайд

    Экспансия — вовлечение в конфликтное взаимодействие дополнительных участников, расширение круга заинтересованных лиц.

    Эскалация — увеличение количества взаимных негативных оценок участников, усиление негативных эмоций и разрушительных действий.
    Наибольшие эскалация и экспансия отличают конфликты, большинство участников которых используют стратегию доминирования.

  • 4. Разрешение конфликтаДействия участников вызывают конструктивные или дестру...

    19 слайд

    4. Разрешение конфликта
    Действия участников вызывают конструктивные или деструктивные последствия, позволяют или препятствуют достижению поставленных целей.
    В некоторых случаях уступки одной из сторон позволяют другой стороне достичь своих целей и в то же время сохраняют хорошие отношения между участниками. Однако если обе стороны одинаково заинтересованы в получении благоприятного результата, наиболее эффективными становятся стратегии сотрудничества и компромисса.
    Для того чтобы получить взаимовыгодный результат, участники могут использовать специальные процедуры урегулирования конфликта.

  • Индивидуальные стили поведения в ситуации социального конфликтаПросоциальная...

    20 слайд

    Индивидуальные стили поведения в ситуации социального конфликта
    Просоциальная ориентация: человек выбирает такие варианты ответа, которые приносят максимальный доход группе в целом.
    Индивидуальная ориентация: человек стремится получить максимальное личное вознаграждение.
    Конкурентная ориентация: человек хочет превзойти партнера, даже если для этого придется пожертвовать частью собственного вознаграждения.
    Альтруистическая ориентация: человек заботится исключительно об интересах партнера.

    «Просоциалы» делают большие взносы в общий котел, чем «индивидуалисты» и «конкуренты», и чаще ограничивают свои интересы. Сталкиваясь с необходимостью сократить размер группы, они оставляют тех, для кого исключение станет серьезным ударом.
    «Индивидуалисты» и «конкуренты» чаще оставляют наиболее полезных членов группы.

  • Индивидуальные стили поведения в ситуации социального конфликтаПоведение чело...

    21 слайд

    Индивидуальные стили поведения в ситуации социального конфликта
    Поведение человека зависит от действий партнера!
    «Просоциалы» начинают взаимодействие со стремления достичь максимально возможного общего результата, но затем применяют принцип «баш на баш»: действуют так, как их партнер.
    «Индивидуалисты» вначале защищают личные интересы, но затем также используют принцип «баш на баш».
    Поведение конкурентов мало зависит от поступков партнера. Они сами провоцируют других людей на дальнейшее соревнование.

    Связь со стратегией обработки информации:
    «Просоциалы» обращают большее внимание на информацию о «коммунальных» чертах и меньшее — на сведения о «деятельностных» чертах партнера, чем «индивидуалисты» и «конкуренты».
    «Просоциалы» чаще понимают социальную компетентность как готовность к обоюдовыгодным действиям и чаще ищут сведения, подтверждающие необходимость объединения усилий.

  • Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Ожидаемый исход.Чем выше возмож...

    22 слайд

    Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Ожидаемый исход.
    Чем выше возможное вознаграждение и чем более вероятно получить его, тем менее эгоистично ведут себя участники.
    Размер вознаграждения определяется как минимум распределяемыми ресурсами и необходимым вкладом в деятельность.
    Люди чаще учитывают интересы окружающих, когда ожидают получить вознаграждение, а не пожертвовать чем-либо.

  • Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Отношения между участникамиБоле...

    23 слайд

    Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Отношения между участниками
    Более просоциально ведут себя люди, ощущающие свою связь с партнером.
    Отношения между участниками определяются их относительно стабильными ценностями, Я-концепцией, эмпатией, взаимным доверием, удовлетворенностью отношениями и ответственностью друг за друга.
    Эгоистическое поведение уменьшают любые факторы, которые усиливают эти особенности

  • Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Социальные нормыЧеловек следует...

    24 слайд

    Ситуация и поведение в социальных конфликтах. Социальные нормы
    Человек следует социальным нормам. Пытаясь понять содержание норм, он ориентируется как на рекомендации других людей, так и на их реальное поведение.
    Люди ведут себя менее эгоистично, когда вместе с ними работают люди, планомерно делающие вклад в общий котел, а средний вклад всех участников достаточно высок.
    Просоциальное поведение нормативно: Интересы окружающих чаще учитывают те кто имеет возможность пообщаться, обсудить совместную стратегию действий.
    Вознаграждение эффективней, чем наказание.
    Нарушитель уязвим, только если его вклад легко определить. Как следствие, люди легче и эффективнее сотрудничают, когда их вклады легко определимы.

  • Что можно сделать, чтобы разрешить конфликт?Регулирование (в т.ч. нормативное...

    25 слайд

    Что можно сделать, чтобы разрешить конфликт?
    Регулирование (в т.ч. нормативное);
    Создание малочисленных групп (легче договориться);
    Коммуникация, а не изоляция – групповое принятие решений;
    Материальная заинтересованность в кооперации;
    Обращение к альтруистическим нормам;
    Прояснение интересов.
    *Все ли конфликты можно решить?

  • Р. Фишер и У. Юри: «принципиальный подход»:участники –  партнеры, которые дол...

    26 слайд

    Р. Фишер и У. Юри: «принципиальный подход»:
    участники – партнеры, которые должны совместно решить проблему;
    цель – разумное решение, которое нужно принять быстро и в полном согласии;
    стороны разделяют личные отношения и проблему, которая требует решения, признают возможность разных точек зрения и проявляют уважение друг к другу;
    участники требовательно относятся к итоговому решению;
    действия сторон не зависят от доверия или недоверия друг другу;
    участники концентрируются на выгоде, которую они могут получить от решения, а не на отстаивании изначальных позиций;
    стороны изучают интересы друг друга;
    участники не устанавливают «нижнюю границу» решения, за которую они отказываются выходить;
    стороны пытаются найти решение, которое принесет выгоду всем участникам;
    участники формулируют как можно больше альтернативных вариантов решений;
    выбирая альтернативу, стороны прислушиваются к аргументам, а не уступают нажиму;
    при оценке решения участники используют заранее оговоренные объективные критерии.

  • ЛитератураАнцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и коммент...

    27 слайд

    Литература
    Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. Главы 8, 9, 10.
    Гулевич О. А. Сариева И. Р. Социальная психология. Глава 8.
    Журавлёв А. Л. , Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология. Глава 5.1.
    Майерс Д. Социальная психология. Глава 13.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2020 282
    • PPTX 377.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дахова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дахова Ирина Сергеевна
    Дахова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72948
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек