Инфоурок Другое ПрезентацииЛекция 6: Независимые повторности как основа для вероятностных выводов о свойствах генеральной совокупности

Лекция 6: Независимые повторности как основа для вероятностных выводов о свойствах генеральной совокупности

Скачать материал
Скачать материал "Лекция 6: Независимые повторности как основа для вероятностных выводов о свойствах генеральной совокупности"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лекция 6:Независимые повторности как основа для вероятностных выводов о сво...

    1 слайд

    Лекция 6:

    Независимые повторности как основа для вероятностных выводов о свойствах генеральной совокупности

  • Задачи лекцииОзнакомление с понятиями «генеральная совокупность», «эксперимен...

    2 слайд

    Задачи лекции
    Ознакомление с понятиями «генеральная совокупность», «экспериментальная единица», «измеряемая единица» и «выборка».
    Ознакомление с правилами взятия выборок.
    Ознакомление с источниками ошибок в контролируемом эксперименте.
    Приобретение навыков критического анализа научных текстов.
    Приобретение навыков критического анализа экспериментальных планов.

  • ОпределенияГенеральная совокупность (англ. population или statistical populat...

    3 слайд

    Определения
    Генеральная совокупность (англ. population или statistical population) – это совокупность (множество) объектов либо явлений, в отношении которого формулируется научная гипотеза и/или на которые предполагается распространить выводы конкретного исследования.
    Выборка (англ. sample) – это множество объектов, выбранных для изучения из генеральной совокупности.

  • Генеральная совокупность и выборка Биологи распространяют свои выводы на боле...

    4 слайд

    Генеральная совокупность и выборка
    Биологи распространяют свои выводы на более широкий круг объектов, чем непосредственно изученные в ходе эксперимента.
    Постановка задачи предполагает, что выводы можно применять к генеральной совокупности (population).

  • Генеральная совокупность и выборка Исследовать генеральную совокупность мы об...

    5 слайд

    Генеральная совокупность и выборка
    Исследовать генеральную совокупность мы обычно не можем; поэтому для получения информации используется некая выборка.
    Получение (или невозможность получе-ния) адекватной выборки определяют успех (или неудачу) исследования.
    Одна из обычных ошибок –распространение выводов на более широкую генеральную совокупность, чем та, из которой были взяты выборки.

  • Статистика не может:Определить генеральную совокупность, которую Вы хотите из...

    6 слайд

    Статистика не может:
    Определить генеральную совокупность, которую Вы хотите изучить.
    Взять репрезентативную выборку из этой генеральной совокупности.
    Случайным образом распределить повторности по отношению к планируемым экспериментальным воздействиям.
    Выбрать переменные для измерения / подсчета, а также выбрать способ измерения / учета, не приводящий к получению смещенной оценки.
    Лекция 3
    Эти задачи решаются на этапе планирования
    исследования (эксперимента).

    Материал должен быть собран таким образом,
    чтобы на его основе можно было сделать
    вероятностные выводы о генеральной совокупности.

  • Выбор генеральной совокупностиВ каждом конкретном случае генеральная совокупн...

    7 слайд

    Выбор генеральной совокупности
    В каждом конкретном случае генеральная совокупность выбирается, исходя из целей исследования.
    Примеры генеральных совокупностей:
    Леса;
    Леса умеренного пояса;
    Хвойные леса;
    Сосновые леса;
    Сосняки-беломошные;
    Сосняки-беломошные Архангельской области.

  • Чем больше генеральная совокупность – тем глобальнее выводы, и тем больший ин...

    8 слайд

    Чем больше генеральная совокупность – тем глобальнее выводы, и тем больший интерес вызывает исследование.
    Чем больше генеральная совокупность – тем сложнее получить репрезентативную выборку, тем выше вероятность случайных эффектов.
    Выбор генеральной совокупности

  • Эмпирическое правилоНазвание работы не должно вводить читателя в заблуждение...

    9 слайд

    Эмпирическое правило
    Название работы не должно вводить читателя в заблуждение относительно исследованной Вами генеральной совокупности.

  • Пример: название шире содержания книги Читатель вправе ожидать информации о в...

    10 слайд

    Пример: название шире содержания книги
    Читатель вправе ожидать информации о влиянии ВСЕХ типов атмосферного загрязнения на ВСЕ типы лесных экосистем и на ВСЕ компоненты лесных экосистем.

  • Пример: название шире содержания книги Северотаежные хвойные леса;
Выбросы ме...

    11 слайд

    Пример: название шире содержания книги
    Северотаежные хвойные леса;
    Выбросы медно-никелевых заводов;
    Только почвы и растительность.

  • Пример: название шире содержания книги Содержание книги соответствует 
заголо...

    12 слайд

    Пример: название шире содержания книги
    Содержание книги соответствует
    заголовку: «Почвы и
    растительность северотаежных
    хвойных лесов в окрестностях
    медно-никелевых заводов».

  • Пример: название шире содержания книги Генеральная совокупность: 
Северотаежн...

    13 слайд

    Пример: название шире содержания книги
    Генеральная совокупность:
    Северотаежные хвойные леса в
    окрестностях медно-никелевых
    заводов.
    Объект изучения:
    Почвы и растительность.

  • Пример: название соответствует содержанию книги

    14 слайд

    Пример: название соответствует содержанию книги

  • Пример: название соответствует содержанию книги Генеральная 
совокупность: 
....

    15 слайд

    Пример: название соответствует содержанию книги
    Генеральная
    совокупность:
    ...
    Объект
    изучения:
    ...

  • О чем эта книга?Генеральная 
совокупность: 
???
Объект 
изучения:
???

    16 слайд

    О чем эта книга?
    Генеральная
    совокупность:
    ???
    Объект
    изучения:
    ???

  • О чем эта книга?Генеральная 
совокупность: 
???
Объект 
изучения:
???

    17 слайд

    О чем эта книга?
    Генеральная
    совокупность:
    ???
    Объект
    изучения:
    ???

  • О чем эта книга?Генеральная 
совокупность: 
…
Объект 
изучения:
…

    18 слайд

    О чем эта книга?
    Генеральная
    совокупность:

    Объект
    изучения:

  • Выборка из одного объекта?Хотя в обыденной жизни на основе изучения одного (!...

    19 слайд

    Выборка из одного объекта?
    Хотя в обыденной жизни на основе изучения одного (!) человека никто не делает выводы типа «все мужчины – брюнеты», столь же «обоснованные» выводы, к сожалению, довольно часто встречаются в биологических публикациях.

  • Выборка из одного объекта?Г.С. Малышева и П.Д. Малаховский (2000) озаглавили...

    20 слайд

    Выборка из одного объекта?
    Г.С. Малышева и П.Д. Малаховский (2000) озаглавили статью "Пожары и их влияние на растительность сухих степей".
    Статья описывает последствия одного пожара.
    Авторы распространили выводы (основанные на единственном наблюдении) на воздействие всех пожаров на растительность всех сухих степей.

  • Взятие выборки – ключевой момент исследованияХарактеристики выборки выступают...

    21 слайд

    Взятие выборки – ключевой момент исследования
    Характеристики выборки выступают в качестве приближенных оценок характеристик генеральной совокупности.
    При корректном взятии выборки методы статистики позволяют определить доверительный интервал (в который с заданной вероятностью попадет истинное значение).
    При НЕкорректном взятии выборки исследователь не имеет права делать вероятностные выводы о генеральной совокупности.

  • Область генерализации выводов зависит от плана экспериментаЗадача: оценить ск...

    22 слайд

    Область генерализации выводов зависит от плана эксперимента
    Задача: оценить скорость разложения березовых листьев в озерах Кольского полуострова (на глубинах около 1 м).
    Метод: 40 мешков из капроновой сетки наполняют березовыми листьями, взвешивают, пересчитывают на абсолютно сухой вес, помещают на дно на глубине около 1 м, вынимают через год и определяют потерю веса.

  • Область генерализации выводов зависит от плана экспериментаВсе 40 мешков опущ...

    23 слайд

    Область генерализации выводов зависит от плана эксперимента
    Все 40 мешков опущены на дно оз. Большой Вудъявр на территории ботанического сада. Результаты можно применять только к данному участку побережья.
    Все 40 мешков опущены на дно оз. Большой Вудъявр по всему периметру с примерно равными интервалами. Результаты можно применять к данному озеру.
    Мешки опущены на дно четырех озер, ближайших к г. Кировск, 10 мешков в одно озеро: 5 мест (удаленных на несколько сотен метров), 2 мешка в одно место. Результаты (по-видимому) можно применять к озерам центральной части Кольского полуострова.
    Мешки опущены на дно десяти озер, выбранных случайным образом (составлен пронумерованный список всех озер Кольского полуострова; выбор осуществлен с помощью таблицы случайных чисел), 4 мешка в одно озеро: 2 места (удаленных на несколько сотен метров), 2 мешка в одно место. Результаты можно применять к озерам Кольского полуострова в целом.

  • Область генерализации выводов зависит от плана экспериментаВсе 40 мешков опущ...

    24 слайд

    Область генерализации выводов зависит от плана эксперимента
    Все 40 мешков опущены на дно оз. Большой Вудъявр на территории ботанического сада. Результаты можно применять только к данному участку побережья.
    Все 40 мешков опущены на дно оз. Большой Вудъявр по всему периметру с примерно равными интервалами. Результаты можно применять к данному озеру.
    Мешки опущены на дно четырех озер, ближайших к г. Кировск, 10 мешков в одно озеро: 5 мест (удаленных на несколько сотен метров), 2 мешка в одно место. Результаты (по-видимому) можно применять к озерам центральной части Кольского полуострова.
    Мешки опущены на дно десяти озер, выбранных случайным образом (составлен пронумерованный список всех озер Кольского полуострова; выбор осуществлен с помощью таблицы случайных чисел), 4 мешка в одно озеро: 2 места (удаленных на несколько сотен метров), 2 мешка в одно место. Результаты можно применять к озерам Кольского полуострова в целом.

  • Возникает вопрос: что делать, если исследователь не может реализовать план (d...

    25 слайд

    Возникает вопрос: что делать, если исследователь не может реализовать план (d)?
    Ответ прост: переформулировать задачу так, чтобы она соответствовала возможностям исследователя, например, улучшенному (со случайным выбором озер) плану (c).
    В этом случае исследователь может сделать вероятностный вывод о скорости разложения листьев в озерах центральной части Кольского полуострова.
    Кроме того, исследователь может сделать интуитивный вывод о применимости этого результата к озерам других регионов.
    Область генерализации выводов зависит от плана эксперимента

  • Эмпирическое правилоСосчитайте в своем экспериментальном плане всё, что подда...

    26 слайд

    Эмпирическое правило
    Сосчитайте в своем экспериментальном плане всё, что поддается подсчету. Если какой-либо из объектов (озеро, грядка, дерево, теплица) имеется в единственном числе, подумайте, не совершаете ли вы ошибку.

  • Репрезентативность выборкиДля того, чтобы параметры выборки могли служить при...

    27 слайд

    Репрезентативность выборки
    Для того, чтобы параметры выборки могли служить приближенными оценками параметров генеральной совокупности, выборка должна быть репрезентативной (представительной).
    Необходимо принять меры к обеспечению встречаемости в выборке всех существующих в генеральной совокупности значений признаков в той же пропорции, как и в генеральной совокупности.

  • Репрезентативность выборкиДля того, чтобы параметры выборки могли служить при...

    28 слайд

    Репрезентативность выборки
    Для того, чтобы параметры выборки могли служить приближенными оценками параметров генеральной совокупности, выборка должна быть репрезентативной (представительной).
    Необходимо принять меры к обеспечению встречаемости в выборке всех существующих в генеральной совокупности значений признаков в той же пропорции, как и в генеральной совокупности.

  • Смещение оценок при взятии выборкиМожно ли изучать уровень изъятия листвы рас...

    29 слайд

    Смещение оценок при взятии выборки
    Можно ли изучать уровень изъятия листвы растениеядными насекомыми по образцам, хранящимся в гербариях?
    Нельзя, поскольку ботаники, несомненно, отбраковывают сильно поврежденные растения в процессе сбора образцов.
    Оценка, полученная на основании изучения гербарных образцов, будет заниженной.

  • Смещение оценок при взятии выборкиМожно ли изучать уровень изъятия листвы рас...

    30 слайд

    Смещение оценок при взятии выборки
    Можно ли изучать уровень изъятия листвы растениеядными насекомыми по образцам, хранящимся в гербариях?
    Нельзя, поскольку ботаники, несомненно, отбраковывают сильно поврежденные растения в процессе сбора образцов.
    Оценка, полученная на основании изучения гербарных образцов, будет заниженной.

  • Смещение оценок при взятии выборкиМожно ли изучать содержание диоксинов по об...

    31 слайд

    Смещение оценок при взятии выборки
    Можно ли изучать содержание диоксинов по образцам, хранящимся в гербариях?
    Можно, поскольку ботаники не имеют возможности оценить этот параметр в процессе сбора материала.
    Оценка, полученная на основании изучения гербарных образцов, будет несмещенной.

  • Смещение оценок при взятии выборкиМожно ли изучать содержание диоксинов по об...

    32 слайд

    Смещение оценок при взятии выборки
    Можно ли изучать содержание диоксинов по образцам, хранящимся в гербариях?
    Можно, поскольку ботаники не имеют возможности оценить этот параметр в процессе сбора материала.
    Оценка, полученная на основании изучения гербарных образцов, будет несмещенной.

  • Смещение оценок при взятии выборкиОсобенно опасный случай – подбор места взят...

    33 слайд

    Смещение оценок при взятии выборки
    Особенно опасный случай – подбор места взятия пробы таким образом, чтобы полученный результат согласовывался с рабочей гипотезой.
    Например, при изучении эффектов загрязнения исследователи склонны в загрязненных местообитаниях выбирать наиболее поврежденные деревья, а в контрольных местообитаниях – наименее поврежденные.

  • Случайный отборПолучение несмещенной оценки чаще всего достигается за счет сл...

    34 слайд

    Случайный отбор
    Получение несмещенной оценки чаще всего достигается за счет случайного отбора.
    Под случайным отбором понимают такую процедуру, при которой каждый объект, относящийся к генеральной совокупности, имеет равные шансы попасть в выборку.

  • Реализация случайного отбораПронумеровать некоторое количество объектов, суще...

    35 слайд

    Реализация случайного отбора
    Пронумеровать некоторое количество объектов, существенно (в 5-10 раз) превышающее необходимый объем выборки. Затем составить выборку с применением генератора случайных чисел.
    Берем пробы с каждого пятого дерева сосны, встретившегося на нашем пути.
    Существует множество вариантов…

  • Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязненияВ выбранных местооби...

    36 слайд

    Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязнения
    В выбранных местообитаниях (например, в ельниках чернично-зеленомошных) размечают блоки с избыточным количеством ПП.



    Выбор ПП осуществляют с помощью генератора случайных чисел.
    Метод впервые реализован в рамках финско-русского проекта (2008-2010 гг.)

  • Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязненияВ выбранных местооби...

    37 слайд

    Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязнения
    В выбранных местообитаниях (например, в ельниках чернично-зеленомошных) размечают блоки с избыточным количеством ПП.



    Выбор ПП осуществляют с помощью генератора случайных чисел.
    Метод впервые реализован в рамках финско-русского проекта (2008-2010 гг.)

  • Случайный выбор 3 ПП из 12

    38 слайд

    Случайный выбор 3 ПП из 12

  • Случайный выбор 3 ПП из 12

    39 слайд

    Случайный выбор 3 ПП из 12

  • Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязненияВ выбранных местооби...

    40 слайд

    Случайный выбор ПП при изучении промышленного загрязнения
    В выбранных местообитаниях (например, в ельниках чернично-зеленомошных) размечают блоки с избыточным количеством ПП.



    Выбор ПП осуществляют с помощью генератора случайных чисел.

  • Лирическое отступление... я взялся за исследования плотности [растительного]...

    41 слайд

    Лирическое отступление
    ... я взялся за исследования плотности [растительного]
    покрова. Обычно для этого пользуются кругом Раункиера –
    инструментом, придуманным не иначе как самим дьяволом.
    С виду это невинная вещица, обыкновенный металлический
    обруч; но на деле это дьявольский механизм, предназна-
    ченный сводить с ума нормальных людей. Пользуются им
    так: нужно встать на открытом участке болота, закрыть
    глаза, повернуться несколько раз, словно волчок, и
    бросить круг как можно дальше. Вся эта сложная проце-
    дура, якобы обеспечивающая бросок "наугад", на самом
    деле неизбежно приводила к тому, что я каждый раз
    терял круг и тратил уйму времени на его поиски ...
    Фарли Моуэт. Не кричи: волки!

  • «Классический» вариант (научное описание)    «Вдоль каждой пробной площади, п...

    42 слайд

    «Классический» вариант (научное описание)
    «Вдоль каждой пробной площади, примерно в середине ее, отмечали кольями через 20 м базисную линию. Из таблиц случайных чисел последовательно брали две величины: первая из них показывала число метров, откладываемых на базисной линии от ее начала; вторая - расстояние от базисной линии под углом 90о. Если второе число оказывалось четным, то двигались вправо, если нечетным - влево. Для нахождения следующей точки повторяли эту процедуру от конца первой координаты и т.д. В зависимости от ширины пробных площадей пользовались разными таблицами случайных чисел (до 24, до 49). Каждая установленная точка служила углом блока учетных площадок размерами 1x4 м.»
    Т. Пааль, Я. Пааль. Структура ценопопуляций
    брусники. Таллинн, 1989, с. 53

  • «Слепой тест»Во многих случаях целесообразно проводить «слепой тест», по край...

    43 слайд

    «Слепой тест»
    Во многих случаях целесообразно проводить «слепой тест», по крайней мере с частью выборки; при этом сравнивают результаты, полученные лицами, знакомыми и не знакомыми с проверяемой гипотезой.
    Субъективизм особенно высок при изучении социальных и психологических явлений; в статьях по этим дисциплинам часто встречаются фразы типа «Сущность проверяемой гипотезы была неизвестна как респондентам, так и лицам, проводившим опрос».

  • Это полезно запомнить:Биологи обычно распространяют свои выводы на более широ...

    44 слайд

    Это полезно запомнить:
    Биологи обычно распространяют свои выводы на более широкий круг объектов, чем непосредственно изученные в ходе эксперимента.
    Исследовать генеральную совокупность мы обычно не в состоянии; поэтому для проведения эксперимента используется некая выборка.
    Характеристики выборки выступают в качестве приближенных оценок характеристик генеральной совокупности.
    Если условия, обеспечивающие взятие репрезентативной и несмещенной выборки, не соблюдены, то исследователь не имеет права делать вероятностные выводы о генеральной совокупности.

  • ОпределениеЭкспериментальная единица – это один из группы исходно равноценных...

    45 слайд

    Определение
    Экспериментальная единица – это один из группы исходно равноценных объектов (например, участков территории, организмов или любых других подразделений экспериментального материала), который экспериментатор выбирает для некоторого воздействия и который испытывает это воздействие независимо от всех остальных объектов той же группы.

  • Независимость экспериментальных единицНезависимость экспериментальных единиц...

    46 слайд

    Независимость экспериментальных единиц
    Независимость экспериментальных единиц - ключевой элемент их определения.
    Эта независимость должна соблюдаться на всех стадиях эксперимента.
    Независимость означает, что любые два объекта, подвергающиеся одному и тому же воздействию, в остальном находятся в сходных условиях.
    На необходимость четкого соблюдения независимости экспериментальных единиц (которые он называл «настоящими повторностями») впервые (еще в 1930х гг.), по-видимому, обратил внимание А. А. Любищев.

  • ОпределениеИзмеряемая (оцениваемая) единица (англ. evaluation unit) – это эле...

    47 слайд

    Определение
    Измеряемая (оцениваемая) единица (англ. evaluation unit) – это элемент экспериментальной единицы, служащий основой для получения индивидуальной оценки либо замера.
    Экспериментальная единица может
    (но не обязана) состоять из нескольких
    измеряемых единиц.

  • Экспериментальная единица, измеряемая единица и выборкаЭкспериментальная един...

    48 слайд

    Экспериментальная единица, измеряемая единица и выборка
    Экспериментальная единица рассматривается как истинная повторность при статистическом анализе данных.
    Измеряемая единица (элемент выборки) далеко не всегда совпадает с экспериментальной единицей.
    Ошибки в разграничении этих понятий наиболее часто приводят к просчетам при интерпретации результатов (подробнее – в следующей лекции).

  • Что считать экспериментальной единицей?К. А. Смирнов (2001) сравнивал характ...

    49 слайд

    Что считать
    экспериментальной единицей?
    К. А. Смирнов (2001) сравнивал характеристики растительности внутри огороженного участка леса (ограда использовалась для того, чтобы исключить влияние лосей) и вне этого участка.
    В каждом из вариантов (огороженный и неого-роженный участки) заложено 35 площадок.
    Экспериментальная единица = участок леса.
    Два варианта опыта: огороженный и неогороженный.
    Оба варианта - в единственной повторности.

  • Что считать экспериментальной единицей?В каждом из вариантов (огороженный и...

    50 слайд

    Что считать
    экспериментальной единицей?
    В каждом из вариантов (огороженный и неогороженный участки) заложено 35 площадок.
    Эти площадки нельзя считать независимыми.
    Использование данного плана позволяет найти различия между двумя участками леса; однако не позволяет делать вывод о том, что причиной наблюдаемых различий стало огораживание.
    Различия могли существовать до начала эксперимента.
    Различия могли появиться в результате случайных (неконтролируемых) событий, затронувших один из двух участков.

  • Как следовало заложить подобный эксперимент?Выбрать на местности необходимое...

    51 слайд

    Как следовало заложить подобный эксперимент?
    Выбрать на местности необходимое количество учетных площадок;
    Описать их по интересующим исследователя параметрам;
    Случайным образом выбрать площадки для огораживания;
    Убедиться, что до начала эксперимента различия между двумя группами площадок отсутствуют;
    Огородить выбранные площадки.

  • Как следовало заложить подобный эксперимент?Выбрать на местности необходимое...

    52 слайд

    Как следовало заложить подобный эксперимент?
    Выбрать на местности необходимое количество учетных площадок.
    Описать их по интересующим исследователя параметрам.
    Случайным образом выбрать площадки для огораживания.
    Убедиться, что до начала эксперимента различия между двумя группами площадок отсутствуют.
    Огородить выбранные площадки.

  • Экспериментальная и измеряемая единицы

    53 слайд

    Экспериментальная и измеряемая единицы

  • Источники ошибок в активном эксперименте Все эксперименты подвержены различн...

    54 слайд

    Источники ошибок
    в активном эксперименте
    Все эксперименты подвержены различного рода влияниям, как случайным, так и закономерным, и эти влияния могут послужить причиной получения ошибочных выводов.

  • Ошибки в активном эксперименте

    55 слайд

    Ошибки в активном эксперименте

  • Ошибки в активном эксперименте

    56 слайд

    Ошибки в активном эксперименте

  • Ошибки в активном эксперименте

    57 слайд

    Ошибки в активном эксперименте

  • Успех эксперимента зависит от способности исследователя уменьшить воздействие...

    58 слайд

    Успех эксперимента зависит от способности исследователя уменьшить воздействие этих «вредоносных» факторов до такой степени, когда они не могут повлиять на конечный результат.
    Даже когда экспериментатор убежден в том, что некоторый источник ошибок в данном случае отсутствует, большинство из приведенных способов борьбы с ошибками следует считать обязательными.
    Источники ошибок
    в активном эксперименте

  • План активного эксперимента должен включать:Контрольные повторности.
Более че...

    59 слайд

    План активного эксперимента должен включать:
    Контрольные повторности.
    Более чем одну повторность для каждой комбинации изучаемых факторов (replication).
    Случайное соотнесение каждой из комбинаций изучаемых факторов с определенной экспериментальной единицей (randomization).
    «Перемешивание» изучаемых воздействий (interspersion).

  • КонтрольОбщим правилом закладки эксперимента является наличие контроля. 
В эк...

    60 слайд

    Контроль
    Общим правилом закладки эксперимента является наличие контроля.
    В экспериментах с биологическими системами необходимость контроля диктуется в первую очередь тем, что система претерпевает некоторые изменения с течением времени.

  • КонтрольКонтроль вовсе не означает отсутствия каких бы то ни было манипуляций...

    61 слайд

    Контроль
    Контроль вовсе не означает отсутствия каких бы то ни было манипуляций: контролем считают экспериментальные единицы, с которыми сравнивают экспериментальные единицы, получившее некоторое (интересующее экспериментатора) воздействие.
    Как и во многих обсуждавшихся ранее случаях, выбор контроля зависит от цели эксперимента.

  • Выбор контрольного воздействияИзучали влияние некоторого лекарственного препа...

    62 слайд

    Выбор контрольного воздействия
    Изучали влияние некоторого лекарственного препа-рата на мышей. Четыре группы мышей получали:
    инъекцию препарата в солевом растворе;
    инъекцию солевого раствора;
    введение иглы (без инъекции);
    никакого воздействия.
    В данном опыте группы 2, 3 и 4 выступают в качестве контроля по отношению к группам 1, 2 и 3 при проверке следующих гипотез:
    об эффекте препарата (1, эксперимент; 2, контроль),
    об эффекте солевого раствора (2, эксперимент; 3, контроль),
    об эффекте укола иглой (3, эксперимент; 4, контроль).

  • Выбор контрольного воздействияИзучали влияние некоторого лекарственного препа...

    63 слайд

    Выбор контрольного воздействия
    Изучали влияние некоторого лекарственного препа-рата на мышей. Четыре группы мышей получали:
    инъекцию препарата в солевом растворе;
    инъекцию солевого раствора;
    введение иглы (без инъекции);
    никакого воздействия.
    В данном опыте группы 2, 3 и 4 выступают в качестве контроля по отношению к группам 1, 2 и 3 при проверке следующих гипотез:
    об эффекте препарата (1, эксперимент; 2, контроль);
    об эффекте солевого раствора (2, эксперимент; 3, контроль);
    об эффекте укола иглой (3, эксперимент; 4, контроль).

  • Описание
С. А. Остроумов (2000) изучал влияние химических сигналов на количес...

    64 слайд

    Описание
    С. А. Остроумов (2000) изучал влияние химических сигналов на количество поднимающейся по ручью кеты
    До применения экстрактов рыбы не выходили из пруда в ручей, однако стали заплывать в поток через 40 мин после внесения в него экстракта.
    Критика
    Наблюдение без повторностей и без контроля; связать заход рыб в ручей с применением экстракта можно логически, но не статистически
    Поднимавшиеся по ручью рыбы не возвращались обратно в пруд к началу следующего эксперимента.
    Следовало не повторять опыт в одном ручье, а провести одинаковые опыты в разных ручьях.
    Выбор контрольного воздействия

  • Описание
С. А. Остроумов (2000) изучал влияние химических сигналов на количес...

    65 слайд

    Описание
    С. А. Остроумов (2000) изучал влияние химических сигналов на количество поднимающейся по ручью кеты
    До применения экстрактов рыбы не выходили из пруда в ручей, однако стали заплывать в поток через 40 мин после внесения в него экстракта.
    Критика
    Наблюдение без повторностей и без контроля; связать заход рыб в ручей с применением экстракта можно логически, но не статистически
    Поднимавшиеся по ручью рыбы не возвращались обратно в пруд к началу следующего эксперимента.
    Следовало не повторять опыт в одном ручье, а провести одинаковые опыты в разных ручьях.
    Выбор контрольного воздействия

  • Описание
Б. П. Ильяшук и Е. А. Ильяшук (2000) провели палеоэкологический анал...

    66 слайд

    Описание
    Б. П. Ильяшук и Е. А. Ильяшук (2000) провели палеоэкологический анализ остатков комаров-звонцов в одном озере в зоне промышленного загрязнения.
    Различия в структуре сообщества до и после пуска комбината авторы интерпретировали как результат загрязнения.
    Критика
    Наблюдение без повторностей и без контроля, в котором связать изменение состава сообщества с промышленным загрязнением сложно даже логически.
    Для проверки гипотезы о влиянии загрязнения следовало бы проанализировать как минимум два загрязненных и два незагрязненных озера.
    Выбор контрольного воздействия

  • Описание
Б. П. Ильяшук и Е. А. Ильяшук (2000) провели палеоэкологический анал...

    67 слайд

    Описание
    Б. П. Ильяшук и Е. А. Ильяшук (2000) провели палеоэкологический анализ остатков комаров-звонцов в одном озере в зоне промышленного загрязнения.
    Различия в структуре сообщества до и после пуска комбината авторы интерпретировали как результат загрязнения.
    Критика
    Наблюдение без повторностей и без контроля, в котором связать изменение состава сообщества с промышленным загрязнением сложно даже логически.
    Для проверки гипотезы о влиянии загрязнения следовало бы проанализировать как минимум два загрязненных и два незагрязненных озера.
    Выбор контрольного воздействия

  • Повторяемость и рандомизацияПрименять статистические методы для получения вер...

    68 слайд

    Повторяемость и рандомизация
    Применять статистические методы для получения вероятностных выводов можно тогда и только тогда, если:
    Имеется более чем одна экспериментальная единица для каждой комбинации факторов;
    Каждая комбинация факторов случайным образом соотнесена с определенной экспериментальной единицей.

  • ОпределениеРандомизация (от англ. random – выбранный наугад, случайный) – про...

    69 слайд

    Определение
    Рандомизация (от англ. random – выбранный наугад, случайный) – процедура случайного выбора элементов генеральной совокупности при взятии выборки, а также процедура случайного соотнесения экспериментальных единиц с определенными типами воздействия.

  • Значение рандомизацииРандомизация уменьшает влияние экспериментатора на резул...

    70 слайд

    Значение рандомизации
    Рандомизация уменьшает влияние экспериментатора на результат эксперимента, тем самым приближая выборочное значение к истинному значению.
    Рандомизация требуется не только при соотнесении воздействия с определенной экспериментальной единицей, но и при определении последовательности проведения всех процедур.

  • Со статистической точки зрения, только рандомизация (то есть случайный выбор...

    71 слайд

    Со статистической точки зрения, только рандомизация (то есть случайный выбор из полного множества возможных вариантов) позволяет корректно оперировать с вероятностями событий.
    Значение рандомизации

  • Это и только это условие дает возможность точного определения α (вероятность...

    72 слайд

    Это и только это условие дает возможность точного определения α (вероятность ошибки первого типа - отклонение истинной гипотезы) и вычисление соответствующих значений статистических критериев.
    Если принцип рандомизации нарушен (то есть выбор экспериментальной единицы для заданного воздействия не случаен), значение α определить нельзя. В этом случае интерпретация результатов приобретает оттенок субъективности.
    Значение рандомизации

  • Рандомизация в пассивном экспериментеОписание
Оценивали влияние загрязнения н...

    73 слайд

    Рандомизация в пассивном эксперименте
    Описание
    Оценивали влияние загрязнения на эффективность фотосинтетической системы II у березы извилистой.
    Изучаемые участки в зоне действия комбината цветной металлургии расположены вдоль шоссе, пересекающего загрязненную территорию по направлению с юга на север.
    Исследователь начинает работу утром на одной из крайних (контрольных) точек, в течение первой половины дня движется по шоссе к комбинату, делает остановку на обед в городе, а затем удаляется от него и к вечеру прибывает на другую контрольную точку.

  • Рандомизация в пассивном экспериментеКритика
Есть основания считать, что зави...

    74 слайд

    Рандомизация в пассивном эксперименте
    Критика
    Есть основания считать, что зависимость параметра от расстояния до комбината по крайней мере частично вызвана суточными колебаниями температуры, поскольку все замеры на сильно загрязненных площадках проводились в середине дня, а на контроле – утром и вечером.
    Полностью рандомизированный план требует посещения экспериментальных площадок в порядке, определенном с помощью таблицы случайных чисел
    Промежуточный вариант: для каждой точки случайным образом определяют принадлежность к 1й либо 2й серии измерений; 1я серия наблюдений выполняется в течение первой половины дня при движении с юга на север, 2я - во второй половине дня при движении с севера на юг.

  • Лирическое отступлениеВсё, что может испортиться, обязательно испортится. 
Вс...

    75 слайд

    Лирическое отступление
    Всё, что может испортиться, обязательно испортится.
    Всё, что не может испортиться, тоже испортится.
    Первый закон Чизхолма и следствие из него.

  • Случайные неконтролируемые события в ходе экспериментаПри проведении эксперим...

    76 слайд

    Случайные неконтролируемые события в ходе эксперимента
    При проведении эксперимента всегда случается множество событий, которые невозможно было предусмотреть при планировании.
    При работе в лесу на одной из площадок грибники разведут костер, на второй нарежут березовые ветки на веники, по третьей проедет непонятно откуда взявшийся трактор, на четвертой случится вспышка массового размножения какого-либо вредителя, пятую вы просто не сможете найти...
    В теплице перегорят лампочки, испортится отопление, хулиганы разобьют стекла, случится потоп из-за засоренной канализации…

  • Случайные неконтролируемые события в ходе экспериментаБороться с последствиям...

    77 слайд

    Случайные неконтролируемые события в ходе эксперимента
    Бороться с последствиями подобных явлений крайне трудно, особенно в тех случаях, когда «капризы» статистики требуют равного числа экспериментальных единиц для всех вариантов эксперимента.
    Поэтому во всех случаях, когда это возможно, в эксперименте следует предусматривать некоторый «запас прочности»: так, если расчеты показывают, что необходимо 4 пары площадок (контроль + воздействие), лучше всего заложить 5-6 пар (в зависимости от трудоемкости и продолжительности эксперимента).

  • Пространственное размещение экспериментальных единицВ пассивных экспериментах...

    78 слайд

    Пространственное размещение экспериментальных единиц
    В пассивных экспериментах экспериментальные единицы исходно изолированы, и их пространственную приуроченность мы изменить не в силах.
    Если мы планируем активный эксперимент, то первоочередной задачей исследователя становится правильное размещение экспериментальных единиц.

  • Перемешивание и рандомизацияВо многих случаях перемешивание достигается более...

    79 слайд

    Перемешивание и рандомизация
    Во многих случаях перемешивание достигается более или менее автоматически, путем случайного соотнесения объекта и воздействия.
    С практической точки зрения перемешивание важнее рандомизации:
    рандомизация описывает процесс, который устраняет возможные погрешности и позволяет корректно определить вероятности ошибки первого рода (α);
    перемешивание выдвигает требования к физической структуре эксперимента (то есть к расположению объектов в пространстве и/или времени).

  • Размещение экспериментальных единицHurlbert 1984ПравильноНеправильно

    80 слайд

    Размещение экспериментальных единиц
    Hurlbert 1984
    Правильно
    Неправильно

  • Реальные примеры неудачного размещения площадокHurlbert 1984

    81 слайд

    Реальные примеры неудачного размещения площадок
    Hurlbert 1984

  • Размещение опытных делянок – любимый пример планирования

    82 слайд

    Размещение опытных делянок – любимый пример планирования

  • Размещение экспериментальных единиц в лабораторииFig 3. Germination of peas a...

    83 слайд

    Размещение экспериментальных единиц в лаборатории
    Fig 3. Germination of peas at various acid rain treatments
    (http://www.odec.ca/projects/2008/shar8a3/results.html).

  • Размещение экспериментальных единиц в лабораторииНЕПРАВИЛЬНО: повторности сбл...

    84 слайд

    Размещение экспериментальных единиц в лаборатории
    НЕПРАВИЛЬНО: повторности сблокированы
    (а должны быть перемешаны)

  • Это полезно запомнить:Экспериментальная единица – это один из группы исходно...

    85 слайд

    Это полезно запомнить:
    Экспериментальная единица – это один из группы исходно равноценных объектов, который экспериментатор выбирает для некоторого воздействия и который испытывает это воздействие независимо от всех остальных объектов той же группы.
    Измеряемая (оцениваемая) единица – это элемент экспериментальной единицы, служащий основой для получения индивидуальной оценки либо замера.

  • Это полезно запомнить:Применять статистические методы для получения вероятнос...

    86 слайд

    Это полезно запомнить:
    Применять статистические методы для получения вероятностных выводов можно тогда и только тогда, когда:
    Имеется более чем одна экспериментальная единица для каждой комбинации факторов;
    Каждая комбинация факторов случайным образом соотнесена с определенной экспериментальной единицей.
    При планировании активного эксперимента особое значение приобретает правильное размещение экспериментальных единиц.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.05.2020 237
    • PPTX 2.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новгородская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75430
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе