Инфоурок Другое ПрезентацииЛекция 7: Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях

Лекция 7: Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях

Скачать материал
Скачать материал "Лекция 7: Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лекция 7: Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях

    1 слайд

    Лекция 7:

    Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях

  • Основные выводы предыдущих лекцийОсновной вид научного продукта – публикация...

    2 слайд

    Основные выводы
    предыдущих лекций
    Основной вид научного продукта – публикация в журнале, предпочтительно – в международном, предпочтительно – с высоким импакт-фактором.
    Такие журналы предпочитают публиковать статьи, описывающие экспериментальную проверку гипотез.
    Планирование эксперимента начинается с формулировки гипотезы и определения приемлемой вероятности ошибок первого и второго рода.
    Во «Введении» должна быть сформулирована проблема, а текст должен убедить читателя в важности её решения.
    Раздел «Материалы и методы» должен позволить другому специалисту воспроизвести Ваши результаты.
    Если условия, обеспечивающие взятие репрезентативной и несмещенной выборки, не соблюдены, то исследователь не имеет права делать вероятностные выводы о генеральной совокупности.

  • Задачи лекцииОзнакомление с соотношением понятий «экспериментальная единица»...

    3 слайд

    Задачи лекции
    Ознакомление с соотношением понятий «экспериментальная единица» и «измеряемая / оцениваемая единица».
    Ознакомление с проблемой мнимых повторностей в экологических исследованиях.
    Приобретение навыков критического анализа экспериментальных планов.

  • Способы размещения экспериментальных единицЛекция 6На предыдущей лекции мы об...

    4 слайд

    Способы размещения экспериментальных единиц
    Лекция 6
    На предыдущей лекции мы обсудили основные требования к процедуре взятия выборок в условиях пассивного эксперимента и к процедуре соотнесения воздействий с экспериментальными единицами в условиях активного эксперимента.

    Сегодня мы будем обсуждать ошибочные экспериментальные планы и ошибки в использовании статистического анализа, вызванные нарушением требования независимости выборок.

  • Способы размещения экспериментальных единицЛекция 6Если повторности сгруппиро...

    5 слайд

    Способы размещения экспериментальных единиц
    Лекция 6
    Если повторности сгруппированы в пространстве или во времени,
    либо все повторности связаны друг с другом, либо все «повторно-
    сти» взяты в пределах одной экспериментальной единицы, то
    нарушается требование независимости элементов выборки.

  • ОпределениеЭкспериментальная единица – это один из группы исходно равноценных...

    6 слайд

    Определение
    Экспериментальная единица – это один из группы исходно равноценных объектов, который экспериментатор выбирает для некоторого воздействия и который испытывает это воздействие независимо от всех остальных объектов той же группы.
    Хотя экспериментальная единица служит наименьшим независимым элементом экспериментального воздействия, она может (но не обязана) состоять из нескольких измеряемых / оцениваемых единиц.

  • ОпределениеИзмеряемая / оцениваемая единица - элемент экспериментальной едини...

    7 слайд

    Определение
    Измеряемая / оцениваемая единица - элемент экспериментальной единицы, служащий основой для получения индивидуальной оценки либо замера.
    Лекция 6

  • ОпределениеПроблемой мнимых повторностей (pseudoreplication) называют некорре...

    8 слайд

    Определение
    Проблемой мнимых повторностей (pseudoreplication) называют некорректное использование статистических методов для выявления эффекта, когда
    воздействие применялось в одной повторности (из которой было взято несколько измеряемых единиц), либо
    «повторности» не были статистически независимыми.
    Суть ошибки в том, что при статистическом анализе экспериментальные единицы подменяют измеряемыми единицами.

  • Пример 1Экспериментальная единица – группа студентов (разным группам преподав...

    9 слайд

    Пример 1
    Экспериментальная единица – группа студентов (разным группам преподавали материал с использованием разных методик).
    Оцениваемая единица – студент (оценивали степень усвоения материала).
    Придумайте эксперимент, в котором и экспериментальной, и оцениваемой единицей будет индивидуальный студент.

  • Пример 1Экспериментальная единица – группа студентов (разным группам преподав...

    10 слайд

    Пример 1
    Экспериментальная единица – группа студентов (разным группам преподавали материал с использованием разных методик).
    Оцениваемая единица – студент (оценивали степень усвоения материала).
    Придумайте эксперимент, в котором и экспериментальной, и оцениваемой единицей будет индивидуальный студент.

  • Пример 1И экспериментальной, и оцениваемой единицей индивидуальный студент бу...

    11 слайд

    Пример 1
    И экспериментальной, и оцениваемой единицей индивидуальный студент будет в следующих экспериментах:
    Влияние учебного пособия, используемого при подготовке к экзамену, на степень усвоения материала.
    Влияние физических нагрузок на степень усвоения материала.
    ... ... ...

  • Пример 2Экспериментальная единица – участок леса (на разных участках применял...

    12 слайд

    Пример 2
    Экспериментальная единица – участок леса (на разных участках применяли разные удобрения).
    Оцениваемая единица – дерево сосны (оценивали годичный прирост и жизненное состояние дерева).
    Придумайте эксперимент, в котором и экспериментальной, и оцениваемой единицей будет индивидуальное дерево.

  • Пример 2Экспериментальная единица – участок леса (на разных участках применял...

    13 слайд

    Пример 2
    Экспериментальная единица – участок леса (на разных участках применяли разные удобрения).
    Оцениваемая единица – дерево сосны (оценивали годичный прирост и жизненное состояние дерева).
    Придумайте эксперимент, в котором и экспериментальной, и оцениваемой единицей будет индивидуальное дерево.

  • Пример 2И экспериментальной, и оцениваемой единицей индивидуальное дерево буд...

    14 слайд

    Пример 2
    И экспериментальной, и оцениваемой единицей индивидуальное дерево будет в следующих экспериментах:
    Влияние уровня дефолиации (изъятия хвои) на годичный прирост и жизненное состояние дерева.
    Влияние муравьев на годичный прирост и жизненное состояние дерева (муравьев не пускает на дерево клеевое кольцо у основания ствола).
    ... ... ...

  • Сравнение двух групп объектовВывод о сходстве либо различии двух групп объект...

    15 слайд

    Сравнение двух групп объектов
    Вывод о сходстве либо различии двух групп объектов может быть сделан тогда и только тогда, когда различия между группами сравниваются со внутригрупповой изменчивостью.

  • Изменчивость внутри группыИзменчивость внутри экспериментальной единицы отлич...

    16 слайд

    Изменчивость внутри группы
    Изменчивость внутри экспериментальной единицы отличается от изменчивости между экспериментальными единицами и не может подменять последнюю при анализе эффектов эксперимента.
    Ошибочен (основан на мнимых повторностях) такой статистический анализ, в котором множественные измерения, выполненные в пределах одной экспериментальной единицы, используются для выявления эффекта воздействия.

  • Пример 1аЭкспериментальная единица – группа студентов (разным группам препода...

    17 слайд

    Пример 1а
    Экспериментальная единица – группа студентов (разным группам преподавали материал с использованием разных методик).
    Оцениваемая единица – студент (оценивали степень усвоения материала).
    Анализ основан на сравнении между группами: ПРАВИЛЬНО.
    Анализ основан на сравнении между студентами: НЕПРАВИЛЬНО.

  • Пример 2аЭкспериментальная единица – участок леса (на разных участках применя...

    18 слайд

    Пример 2а
    Экспериментальная единица – участок леса (на разных участках применяли разные удобрения).
    Оцениваемая единица – взрослое (35-40 лет) дерево сосны (оценивали годичный прирост и жизненное состояние дерева).
    Анализ основан на сравнении между участками леса: ПРАВИЛЬНО.
    Анализ основан на сравнении между изученными деревьями: НЕПРАВИЛЬНО.

  • Пример 3Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаков...

    19 слайд

    Пример 3
    Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаковы.
    Экспериментальная единица – монета.
    Эксперимент – подбрасывание монеты.
    Корректный эксперимент – подбросить несколько монет.
    решка
    решка
    орел
    орел
    орел

  • Пример 3Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаков...

    20 слайд

    Пример 3
    Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаковы.
    Экспериментальная единица – монета.
    Эксперимент – подбрасывание монеты.
    Корректный эксперимент – подбросить одну монету несколько раз.
    (1) решка
    (3) решка
    (2) орел
    (4) орел
    (5) орел

  • Пример 3Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаков...

    21 слайд

    Пример 3
    Проверяем гипотезу о том, что частоты выпадения орла и решки одинаковы.
    Экспериментальная единица – монета.
    Эксперимент – подбрасывание монеты.
    Некорректный эксперимент – подбросить одну монету один раз и провести «независимые» наблюдения разных участков этой монеты.
    решка
    решка
    решка
    решка
    решка

  • Сравнение двух групп объектовОчевидно, что внутригрупповая изменчивость может...

    22 слайд

    Сравнение двух групп объектов
    Очевидно, что внутригрупповая изменчивость может быть оценена только в тех случаях, когда группа состоит из двух и более объектов.

  • Лингвистические проблемыАнглийский термин ‘pseudoreplication’ не имеет прямог...

    23 слайд

    Лингвистические проблемы
    Английский термин ‘pseudoreplication’ не имеет прямого аналога в русском языке, поскольку обозначает в первую очередь процесс – ошибочный выбор повторностей для оценки внутригрупповой изменчивости в статистическом анализе.

  • Медицинская терминологияСходные методологические ошибки часто встречаются и в...

    24 слайд

    Медицинская терминология
    Сходные методологические ошибки часто встречаются и в медицинских экспериментах, где они обозначаются как
    ‘фиктивные повторности’ (spurious replication),
    ‘инфляция повторностей’ (trial inflation), либо
    ‘проблема выбора единицы анализа’ (the unit of analysis problem or error).

  • Термин «мнимые повторности»Предложен М. Козловым в 2003 г.
Судя по русскоязыч...

    25 слайд

    Термин «мнимые повторности»
    Предложен М. Козловым в 2003 г.
    Судя по русскоязычному интернету, термин «прижился» - по крайней мере, неизвестно ни одного альтернативного предложения.

  • Два источника проблемы мнимых повторностейПроблема мнимых повторностей возни...

    26 слайд

    Два источника проблемы
    мнимых повторностей
    Проблема мнимых повторностей возникает:
    из-за ошибок в планировании эксперимента; а также
    вследствие некорректного применения статистического анализа к результатам хорошо спланированного исследования.

  • ИсторияОригинальная публикация:





Перевод на русский язык: 
   http://www....

    27 слайд

    История
    Оригинальная публикация:





    Перевод на русский язык:
    http://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Article/A30/11/11_r.htm

  • ИсторияВ 1984 г. Стюарт Хёлберт (Stewart Н. Hurlbert) проанализировал 156 экс...

    28 слайд

    История
    В 1984 г. Стюарт Хёлберт (Stewart Н. Hurlbert) проанализировал 156 экспериментальных экологических статей, появившихся в течение 1960-1980х годов в ведущих англоязычных экологических журналах.
    В 27 % случаев исследуемое воздействие применялось в одной повторности, либо повторности не были статистически независимыми; тем не менее для доказательства эффекта использовались статистические методы.

  • И великие ошибались…Первым такую ошибку совершил Фишер. В одном из его экспер...

    29 слайд

    И великие ошибались…
    Первым такую ошибку совершил Фишер. В одном из его экспериментов изучалось влияние калиевых удобрений (3 типа) и навоза на урожайность 12 сортов картофеля.
    Поле было разделено на две части, одна из которых была удобрена навозом; остальные факторы были случайным образом распределены по площадкам в пределах обеих половин поля.
    Навоз - Навоз +

  • И великие ошибались…Такой план эксперимента не позволяет статистически оценит...

    30 слайд

    И великие ошибались…
    Такой план эксперимента не позволяет статистически оценить влияние навоза, однако Фишер применил дисперсионный анализ для выявления эффекта.
    Он вскоре осознал ошибочность такого плана и в своей книге привел в качестве примера только результаты, полученные на удобренной навозом половине поля, умолчав о существовании второй половины.
    Навоз - Навоз +

  • Реакция на статью Хёлберта - в миреWeb of Science (20 сентября 2017 г.) вклю...

    31 слайд

    Реакция на статью Хёлберта -
    в мире
    Web of Science (20 сентября 2017 г.) включает 5226 ссылок на статью Хёлберта.
    Термин ‘pseudoreplication’ прочно вошел в лексикон как экологии, так и прикладной статистики.
    Проблема мнимых повторностей в экологических исследованиях широко обсуждается в научных статьях.
    В англоязычных экологических публикациях частоты мнимых повторностей в полевых экспериментах упали с 27% в 1960-80 гг. до 12% в 1991-92 гг.

  • До начала 2000х гг. понятие мнимых повторностей было неизвестно большинству р...

    32 слайд

    До начала 2000х гг. понятие мнимых повторностей было неизвестно большинству русскоязычных экологов.
    Просмотр литературы по прикладной статистике (более 20 учебников и учебных пособий, изданных в России после 1987 г.) показал, что термин ‘pseudoreplication’ (либо его аналог) не встречается ни в одном из изданий.
    По данным Института научной информации работа Хёлберта до 2003 г. ни разу не цитировалась в русскоязычной периодике.
    Реакция на статью Хёлберта -
    в России

  • Обсуждение – в Россииhttp://biometrica.tomsk.ru/kozlov_2.htm

    33 слайд

    Обсуждение – в России
    http://biometrica.tomsk.ru/kozlov_2.htm

  • Обсуждение – в РоссииПроблема оказалась очень болезненной, особенно для учены...

    34 слайд

    Обсуждение – в России
    Проблема оказалась очень болезненной, особенно для ученых, экспериментальные планы которых подверглись критике.
    Было предпринято несколько попыток «опротестовать» критику.
    После того, как «Журнал Общей Биологии» отказался от продолжения дискуссии, был издан сборник работ, пытающихся доказать, что проблема мнимых повторностей надуманна.

  • Обсуждение – в Россииhttp://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Article/A30/12/12_r....

    35 слайд

    Обсуждение – в России
    http://www.ievbras.ru/ecostat/Kiril/Article/A30/12/12_r.htm#a9
    (сокращенный вариант!)

  • Обсуждение – в Россииhttp://biometrica.tomsk.ru/kozlov_1.htm

    36 слайд

    Обсуждение – в России
    http://biometrica.tomsk.ru/kozlov_1.htm

  • Согласованная точка зрения С. Хёлберта и М. Козлова   «Основная идея статьи...

    37 слайд

    Согласованная точка зрения
    С. Хёлберта и М. Козлова
    «Основная идея статьи Д.В. Татарникова (2005) лучше всего описывается известным русским афоризмом: “Если нельзя, но очень хочется, - то можно”. Хотя такой подход может оказаться выигрышным в некоторых ситуациях, он, безусловно, опасен в науке, – если, конечно, Российские экологи не намереваются (вслед за некоторыми политиками) заявить, что русская наука идет особым путем и подчиняется лишь своим собственным правилам. Однако в этом случае мы должны быть готовы к тому, что следующим объектом “научной дискуссии” станет таблица умножения.»
    М.Козлов, С.Хёлберт (2006) Журн. Общ. Биол. 67 (2): 145-152

  • Обсуждение – в РоссииПосле того, как «Журнал Общей Биологии» отказался от про...

    38 слайд

    Обсуждение – в России
    После того, как «Журнал Общей Биологии» отказался от продолжения дискуссии, Институт экологии Волжского бассейна издал сборник работ, пытающихся доказать, что проблема мнимых повторностей надуманна.

  • Обсуждение – в РоссииДискуссия основана на разных трактовках независимости из...

    39 слайд

    Обсуждение – в России
    Дискуссия основана на разных трактовках независимости измерений.
    Высказываются разные мнения о возможности анализа результатов экспериментов, не включающих истинные повторности.

  • Результат обсуждения – в РоссииПонятие «мнимые повторности», со ссылкой на на...

    40 слайд

    Результат обсуждения – в России
    Понятие «мнимые повторности», со ссылкой на наши работы, теперь включено в описание учебных дисциплин по крайней мере в трех университетах (включая МГУ).

  • Суммарная статистикаПросмотрено 562 статьи.
86 статей (15.3 %) попали в разде...

    41 слайд

    Суммарная статистика
    Просмотрено 562 статьи.
    86 статей (15.3 %) попали в раздел экспериментальных работ с применением статистического анализа.
    30 из 86 статей (34.9 %) несомненно и 10 статей (11.6 %) предположительно основывались на мнимых повторностях.
    Частота мнимых повторностей в лабораторных экспериментах была 42.9%, при работах с мезокосмами – 60%, в полевых экспериментах – 48.0 %.

  • Пример: Мнимые повторности в пассивном экспериментеГ. С. Малышева и П. Д. Мал...

    42 слайд

    Пример: Мнимые повторности в пассивном эксперименте
    Г. С. Малышева и П. Д. Малаховский (2000) озаглавили статью «Пожары и их влияние на растительность сухих степей».
    Статья описывает последствия одного пожара.
    Площадки, заложенные в пределах выгоревшего участка, представляют собой зависимые (мнимые) повторности: поскольку изучаемое воздействие (пожар) произошло однократно, то истинная (независимая) повторность для данного воздействия одна – выгоревший участок степи.

  • К. А. Смирнов (2001) сравнивал характеристики растительности внутри огороженн...

    43 слайд

    К. А. Смирнов (2001) сравнивал характеристики растительности внутри огороженного участка леса (ограда использовалась для того, чтобы исключить влияние лосей) и вне этого участка.
    В каждом из вариантов (огороженный и неого-роженный участки) заложено 35 площадок.
    Площадки, заложенные в пределах огороженного участка, представляют собой зависимые (мнимые) повторности: поскольку изучаемое воздействие (огораживание) произошло однократно, то истинная (независимая) повторность для данного воздействия одна – огороженный участок леса.
    Пример: Мнимые повторности в активном полевом эксперименте

  • А сколько же брать измеряемых единиц?Эту критику не следует понимать как зап...

    44 слайд

    А сколько же брать
    измеряемых единиц?
    Эту критику не следует понимать как запрет на изучение нескольких измеряемых единиц в пределах одной экспериментальной единицы.
    Такой план повышает точность оценки параметра (подробнее – в лекции 10), однако не влияет на число степеней свободы статистической модели.
    На практике это означает, что значения, полученные при анализе нескольких измеряемых единиц из одной повторности, следует усреднить: одна повторность - одно значение переменной.
    Другой способ анализа – использование иерархических (nested) статистических моделей.

  • Важность формулировки гипотезы для оценки независимости повторностейСтатистич...

    45 слайд

    Важность формулировки гипотезы для оценки независимости повторностей
    Статистическая независимость может быть оценена только когда известны как структура данных, так и к проверяемая гипотеза.
    Если мы имеем несколько оценок плотности некоего вида насекомых на каждой из двух площадок, «ошибки измерения» будут обладать статистической независимостью, необходимой для проверки гипотезы об отсутствии различий между двумя площадками.
    Однако если одна из площадок была обработана инсектицидом, а вторая служит контролем, те же самые «ошибки измерения» не будут обладать статистической независимостью, необходимой для проверки нулевой гипотезы об отсутствии различий между опытом и контролем.
    S.H. Hurlbert (1997)

  • Важность описания структуры эксперимента и методов анализа данныхКорректность...

    46 слайд

    Важность описания структуры эксперимента и методов анализа данных
    Корректность статистического анализа не может быть оценена, если неизвестна структура эксперимента.
    Повторности не могут рассматриваться как «истинные» либо «мнимые» сами по себе – лишь их использование в статистическом анализе может расцениваться как правильное либо ошибочное.

  • Эмпирическое правилоОписание как структуры эксперимента, так и применявшихся...

    47 слайд

    Эмпирическое правило
    Описание как структуры эксперимента, так и применявшихся методов анализа данных, должно позволить читателю однозначно идентифицировать как экспериментальные единицы, так и измеряемые / оцениваемые единицы.

  • «Материалы и методы»
Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пу...

    48 слайд

    «Материалы и методы»
    Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили длины 100 листьев, собранных вблизи завода, и 100 листьев, собранных вдали от него.
    Оцените корректность экспериментального плана.
    Задача не имеет решения – не хватает данных.

    Пример: Оценка плана эксперимента

  • «Материалы и методы»
Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пу...

    49 слайд

    «Материалы и методы»
    Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили длины 100 листьев, собранных вблизи завода, и 100 листьев, собранных вдали от него.
    Оцените корректность экспериментального плана.
    Задача не имеет решения – не хватает данных.

    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили ср...

    50 слайд

    Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собран-ных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Оцените корректность экспериментального плана.
    Ошибка формулировки задачи: «Оценка влияния загрязнения» допускает двоякое толкование:
    Оценка величины эффекта;
    Оценка статистической значимости эффекта.
    Наш вывод будет зависеть от выбранной формулировки.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили ср...

    51 слайд

    Для оценки влияния загрязнения на размер листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собран-ных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Ошибка при формулировке задачи: не загрязнения вообще, а конкретного завода.
    «Оценка влияния загрязнения» допускает двоякое толкование:
    Оценка величины эффекта;
    Оценка статистической значимости эффекта.
    Наш вывод будет зависеть от выбранной формулировки.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к у...

    52 слайд

    Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к уменьшению длины листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Ошибка экспериментального плана: оба варианта экспериментальных единиц (участок территории) не имеют повторностей.
    Некорректный анализ данных: использована оценка изменчивости между листьями.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к у...

    53 слайд

    Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к уменьшению длины листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Ошибка экспериментального плана: оба варианта экспериментальных единиц (участок территории) не имеют повторностей.
    Эта ошибка ведет к некорректному анализу данных - использованию оценки изменчивости между измерямыми единицами.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для численной оценки величины эффекта выбросов завода «Красная Синька» на дли...

    54 слайд

    Для численной оценки величины эффекта выбросов завода «Красная Синька» на длину листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Экспериментальный план отнюдь не оптимален, но его нельзя назвать ошибочным.
    Способ анализа данных отнюдь не оптимален, но его нельзя назвать ошибочным.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для численной оценки величины эффекта выбросов завода «Красная Синька» на дли...

    55 слайд

    Для численной оценки величины эффекта выбросов завода «Красная Синька» на длину листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих у северной ограды завода, и среднюю длину 100 листьев, собранных с 10 берез, растущих в 20 км к югу от завода.
    Экспериментальный план отнюдь не оптимален, но его нельзя назвать ошибочным.
    Способ анализа данных отнюдь не оптимален, но его нельзя назвать ошибочным.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • 3 «грязных» и 3 «чистых» местообитания, по 3 березы в каждом, по 10 листьев с...

    56 слайд

    3 «грязных» и 3 «чистых» местообитания, по 3 березы в каждом, по 10 листьев с дерева.
    Способ анализа данных: средние значения для двух типов местообитаний основаны каждое на трех средних (для индивидуальных местообитаний), каждое из которых основано на трех средних (для индивидуальных деревьев).
    Пример: Оптимальный план

  • Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к у...

    57 слайд

    Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к уменьшению длины листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину листа у 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих в радиусе 2 км от завода (минимальное расстояние между изученными березами – 400 м), и у 10 берез, растущих на расстояниях 10-25 км от завода (минимальное расстояние между изученными березами – 4 км).
    Корректный (хотя и не оптимальный) экспериментальный план: экспериментальная единица – индивидуальная береза.
    Корректный анализ данных: использована оценка изменчивости между экспериментальными единицами.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к у...

    58 слайд

    Для проверки гипотезы о том, что выбросы завода «Красная Синька» приводят к уменьшению длины листа березы пушистой мы сравнили среднюю длину листа у 10 берез (по 10 листьев с дерева), растущих в радиусе 2 км от завода (минимальное расстояние между изученными березами – 400 м), и у 10 берез, растущих на расстояниях 10-25 км от завода (минимальное расстояние между изученными березами – 4 км).
    Корректный (хотя и не оптимальный) план: экспериментальная единица = измеряемая единица = индивидуальная береза.
    Корректный анализ данных: использована оценка изменчивости между экспериментальными единицами.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • 3 «грязных» и 3 «чистых» местообитания, по 3 березы в каждом, по 10 листьев с...

    59 слайд

    3 «грязных» и 3 «чистых» местообитания, по 3 березы в каждом, по 10 листьев с дерева.
    Экспериментальная единица = местообитание.
    Измеряемая единица = индивидуальная береза.
    Использование нескольких измеряемых единиц внутри одной экспериментальной единицы повышает точность определения интересующей нас характеристики и уменьшает трудозатраты.
    Пример: Оптимальный план

  • Для оценки влияния выбросов завода ХХХ на скорость разложения листьев мы собр...

    60 слайд

    Для оценки влияния выбросов завода ХХХ на скорость разложения листьев мы собрали листья с 5 берез в грязном месте и 5 берез в чистом месте.
    Мы выбрали две «идентичные» площадки (А и Б), на одной разложили все пакеты с загрязненными листьями, на другой – все пакеты с чистыми листьями.
    Мы выбрали одну площадку (В) и в пределах неё случайным образом разложили все пакеты.
    Мы выбрали несколько площадок в интересующем нас районе и в пределах каждой площадки случайным образом разложили пробы как загрязненных, так и чистых листьев.
    Пример: Оценка плана эксперимента

  • Для оценки влияния выбросов завода ХХХ на скорость разложения листьев мы собр...

    61 слайд

    Для оценки влияния выбросов завода ХХХ на скорость разложения листьев мы собрали листья с 5 берез в грязном месте и 5 берез в чистом месте.
    Мы выбрали две «идентичные» площадки (А и Б), на одной разложили все пакеты с загрязненными листьями, на другой – все пакеты с чистыми листьями.
    Мы выбрали одну площадку (В) и в пределах неё случайным образом разложили все пакеты.
    Мы выбрали несколько площадок в интересующем нас районе и в пределах каждой площадки случайным образом разложили пробы как загрязненных, так и чистых листьев.
    Пример: Оценка плана эксперимента
    ?
    ОК

  • Пространственное размещение(перемешивание) повторностейВ измерительных  иссл...

    62 слайд

    Пространственное размещение
    (перемешивание) повторностей
    В измерительных исследованиях повторности исходно изолированы, и их пространственную приуроченность мы изменить не в силах.
    Если мы планируем эксперимент, то первоочередной задачей исследователя становится правильное размещение экспериментальных площадок; некорректный экспериментальный план может свести на нет всю работу.
    Лекция 6

  • Простое и групповое разделениеВ полевых экспериментах эти два типа распределе...

    63 слайд

    Простое и групповое разделение
    В полевых экспериментах эти два типа распределения повторностей достаточно редки; по-видимому, подавляющее большинство исследователей интуитивно чувствует необходимость перемешива-ния. Напротив, в лабораторных экспериментах групповое распределение встречается весьма часто.

  • Простое и групповое разделениеОпасность группировки повторностей в том, что о...

    64 слайд

    Простое и групповое разделение
    Опасность группировки повторностей в том, что она повышает вероятность обнаружения различий между сравниваемыми воздействиями – как за счет не замеченных нами различий, существовавших до начала эксперимента, так и за счет случайных событий в ходе эксперимента.

  • Пример: Простое разделение экспериментальных единицДля оценки влияния ДДТ на...

    65 слайд

    Пример: Простое разделение экспериментальных единиц
    Для оценки влияния ДДТ на планктон исследователь расположил в ряд на столе 8 аквариумов, наполнил их водой с планктоном и добавил ДДТ в четыре левых аквариума. Освещенность, температура и прочие условия были одинаковы для всех аквариумов.


    При проведении некоторых работ лаборант на пару часов оставил на «контрольном» краю стола открытую бутыль с формальдегидом.

  • Пример: Простое разделение экспериментальных единицЭкспериментатор не без уди...

    66 слайд

    Пример: Простое разделение экспериментальных единиц
    Экспериментатор не без удивления констатировал стимулирующее воздействие ДДТ на рост планктона.
    Очевидно, что при рандомизации (перемешивании) аквариумов шансы сделать подобное «открытие» сильно уменьшаются.

  • Изолирующее разделениеТакое разделение типично для лабораторных экспериментов...

    67 слайд

    Изолирующее разделение
    Такое разделение типично для лабораторных экспериментов. Например, при изучении эффектов температуры, фотопериода, газового состава среды и т. п., используются камеры с контролируемым микроклиматом. В силу дороговизны такие камеры часто не имеют повторностей.

  • Изолирующее разделениеЕсли мы изучаем воздействие различных температур на оди...

    68 слайд

    Изолирующее разделение
    Если мы изучаем воздействие различных температур на одинаковые растения, то экспериментальной единицей становится климатическая камера.




    Дисперсионный анализ различий между 4 группами растений (группа = камера) для доказательства влияния температуры, основанный на замерах индивидуальных растений: неправильно.
    +16оС
    +28оС
    +24оС
    +20оС

  • Изолирующее разделениеЕсли мы изучаем воздействие различных температур на оди...

    69 слайд

    Изолирующее разделение
    Если мы изучаем воздействие различных температур на одинаковые растения, то экспериментальной единицей становится климатическая камера.




    Корреляционный (либо регрессионный) анализ по 8+ парам значений (температура – значение признака у индивидуального растения) для доказательства влияния температуры: неправильно.
    +16оС
    +28оС
    +24оС
    +20оС

  • Изолирующее разделениеЕсли мы изучаем воздействие различных температур на оди...

    70 слайд

    Изолирующее разделение
    Если мы изучаем воздействие различных температур на одинаковые растения, то экспериментальной единицей становится климатическая камера.




    Корреляционный (либо регрессионный) анализ по 4 парам значений (температура – среднее значение признака в камере) для доказатель-ства влияния температуры: правильно. Но такой анализ способен выявить лишь сильные эффекты.
    +16оС
    +28оС
    +24оС
    +20оС

  • Изолирующее разделениеЕсли мы изучаем воздействие различных температур на оди...

    71 слайд

    Изолирующее разделение
    Если мы изучаем воздействие различных температур на одинаковые растения, то экспериментальной единицей становится климатическая камера.




    Дисперсионный анализ различий между 2 группами камер для доказательства влияния температуры, основанный на средних значениях для каждой из камер: правильно.
    +18оС
    +26оС
    +26оС
    +18оС

  • А если повторность – единственная…?План эксперимента с единственной повторнос...

    72 слайд

    А если повторность – единственная…?
    План эксперимента с единственной повторностью либо неудовлетворительным распределением повторностей сам по себе нельзя считать ошибочным
    В силу объективных причин некоторые гипотезы не могут быть проверены в экспериментах с независимыми повторностями:
    На Земле одна повторность тропической зоны.
    Парниковый эффект: единственная повторность без контроля.
    Принципиальными моментами становятся корректное применение статистических методов и логика автора.

  • 73 слайд

  • Типы мнимых повторностейПростые мнимые повторности.
Последовательные мнимые п...

    74 слайд

    Типы мнимых повторностей
    Простые мнимые повторности.
    Последовательные мнимые повторности.
    Вторичные мнимые повторности в корректно заложенном эксперименте.
    Скрытые мнимые повторности.

  • Простые мнимые повторности: статья Руднева и Жерко (2000)Описание
Изучали вли...

    75 слайд

    Простые мнимые повторности: статья Руднева и Жерко (2000)
    Описание
    Изучали влияние полихлорированных бифенилов на биохимические характеристики черноморской скорпены.
    Рыб содержали в двух аквариумах, в один из которых был добавлен исследуемый препарат.
    Из каждого аквариума отбирали 6 особей, и средние значения некоторых параметров сравнивали между собой.

  • Экспериментальная и измеряемая единицы
Любые две рыбы из одного аквариума нах...

    76 слайд

    Экспериментальная и измеряемая единицы
    Любые две рыбы из одного аквариума находились в более сходных условиях, чем любые две рыбы из разных аквариумов.
    Рыбы в пределах одного аквариума, скорее всего, взаимодействовали друг с другом (на биохимическом либо поведенческом уровне), что также противоречит утверждению о независимости замеров, проводившихся на нескольких рыбах из одного аквариума.
    Особь = измеряемая единица.
    Аквариум = экспериментальная единица.
    Простые мнимые повторности: статья Руднева и Жерко (2000)

  • Выводы
Опыт без повторностей.
Статистический анализ основан на изменчивости м...

    77 слайд

    Выводы
    Опыт без повторностей.
    Статистический анализ основан на изменчивости между измеряемыми единицами (рыбами).
    Ошибка классифицируется как «простые мнимые повторности».
    Для выявления эффекта токсиканта следовало использовать как минимум два экспериментальных и два контрольных аквариума и основывать анализ на изменчивости между аквариумами, а не между особями скорпены.
    Простые мнимые повторности: статья Руднева и Жерко (2000)

  • Описание
Изучали влияние фотопериода на ритмы размножения серебристо-черных л...

    78 слайд

    Описание
    Изучали влияние фотопериода на ритмы размножения серебристо-черных лисиц.
    Три группы самок содержали в общем закрытом вольере при разных режимах искусственного освещения, а четвертая содержалась в открытом вольере при естественном освещении.
    Экспериментальная и измеряемая единицы
    Особь = измеряемая единица.
    Группа = экспериментальная единица.
    Простые мнимые повторности: статья Осадчук (1999)

  • Критика
Опыт без повторностей и без контроля.
Статистический анализ основан н...

    79 слайд

    Критика
    Опыт без повторностей и без контроля.
    Статистический анализ основан на изменчивости между измеряемыми единицами (лисицами).
    Ошибка классифицируется как «простые мнимые повторности».
    Опыт следовало разбить на 2 опыта: (1) различия между естественными и искусственным освещением; (2) различия между режимами освещения.
    Каждому режиму освещения следовало подвергать не менее двух групп лисиц.
    Следовало либо разместить все группы в одном вольере (с перемешиванием режимов освещения), либо в нескольких вольерах (в каждом из которых были бы применены все режимы освещения), либо помещать каждую группу в индивидуальный вольер.
    Простые мнимые повторности: статья Осадчук (1999)

  • Простые мнимые повторностиНаиболее частая ошибка экологов - использование еди...

    80 слайд

    Простые мнимые повторности
    Наиболее частая ошибка экологов - использование единственной повторности для каждого типа воздействия.
    Если статистический анализ основан на нескольких измеряемых / оцениваемых единицах, взятых из одной эксперименталь-ной единицы, то говорят о простых мнимых повторностях (simple pseudoreplication).
    К сожалению, некоторые ученые до сих пор считают подобную схему статистического анализа корректной.

  • Описание
Изучали межпопуляционную изменчивость пугливости оленей.
Определяли...

    81 слайд

    Описание
    Изучали межпопуляционную изменчивость пугливости оленей.
    Определяли дистанцию, на которой стадо оленей обнаруживало человека и обращалось в бегство.
    Авторы рассматривают последовательные наблюдения как независимые; число изученных стад не указано.
    Экспериментальная и измеряемая единицы
    Событие (бегство стада) = измеряемая единица.
    Стадо = экспериментальная единица.
    Последовательные мнимые повторности: статья Баскина и Скугланд (2001)

  • Критика
Рассчитанная авторами значимость межпопуляционных различий, несомненн...

    82 слайд

    Критика
    Рассчитанная авторами значимость межпопуляционных различий, несомненно, сильно завышена.
    В качестве повторности следовало использовать стадо, т. е. проводить один эксперимент с одним стадом, либо усреднять значения последовательных экспериментов.
    Другой способ обработки данных – использование статистических методов, учитывающих зависимость последовательных наблюдений (repeated measure analysis).
    Последовательные мнимые повторности: статья Баскина и Скугланд (2001)

  • Последовательные мнимые повторностиЕдинственное отличие от простых мнимых пов...

    83 слайд

    Последовательные мнимые повторности
    Единственное отличие от простых мнимых повторностей – не одновременное, а последовательное взятие выборок в пределах экспериментальной единицы.
    Отсутствие независимости выборок в данном случае очевидно.

  • Описание
Изучали действие разных концентраций загрязнителя на прорастание сем...

    84 слайд

    Описание
    Изучали действие разных концентраций загрязнителя на прорастание семян тополей.
    Эксперимент заложен в четырех повторностях (повторность = 50 семян, помещенных в чашку Петри).
    Замерены 7 проростков в каждой повторности в пределах одного варианта опыта.
    При анализе эти замеры объединены: каждый вариант представлен 28 проростками.
    Экспериментальная и измеряемая единицы
    Проросток = измеряемая единица.
    Чашка Петри = экспериментальная единица.
    Вторичные мнимые повторности: статья Седых и др. (2001)

  • Критика
Мы не знаем, как формировалась эксперимен-тальная единица (50 семян в...

    85 слайд

    Критика
    Мы не знаем, как формировалась эксперимен-тальная единица (50 семян в чашке Петри – со скольких деревьев, как отбирались пробы…) – не ясна область генерализации выводов.
    Некорректный анализ: каждый вариант представлен 28 проростками (= мнимыми повторностями), а не 4 чашками Петри (= истинными повторностями). Следовало усреднить значения замеров в пределах каждой из повторностей.
    Несомненно, что в этом случае значимость различий между вариантами сильно понизится или вовсе исчезнет.
    Вторичные мнимые повторности: статья Седых и др. (2001)

  • Вторичные мнимые повторности в корректно заложенном экспериментеДаже если экс...

    86 слайд

    Вторичные мнимые повторности в корректно заложенном эксперименте
    Даже если эксперимент заложен в нескольких повторностях, исследователи часто «создают» мнимые повторности путем некорректного применения статистических методов.
    Типичная ошибка, частота которой вызывает удивление, - «потеря» истинных повторностей (экспериментальных единиц) и подмена их измеряемыми единицами.

  • Описание
Изучали биохимию и жизнеспособность семян кедра корейского при разны...

    87 слайд

    Описание
    Изучали биохимию и жизнеспособность семян кедра корейского при разных способах хранения.
    По крайней мере некоторые из условий хранения (например, типовой склад Арсеньевского лесхоза) не имели повторностей.
    Опубликованные данные (средние значения с ошибкой) позволяют провести статистический анализ; в тексте содержатся «интуитивные» сравнения между вариантами опыта.
    Скрытые мнимые повторности: статья Ореховой (2001)

  • Критика
Поскольку автор сопоставляет средние значения (хотя и не применяет ст...

    88 слайд

    Критика
    Поскольку автор сопоставляет средние значения (хотя и не применяет статистические тесты), можно говорить о простых скрытых мнимых повторностях.

    Скрытые мнимые повторности: статья Ореховой (2001)

  • В ряде публикаций, основанных на эксперименте без повторностей, авторы привод...

    89 слайд

    В ряде публикаций, основанных на эксперименте без повторностей, авторы приводят средние значения и стандартные ошибки некоторых переменных. Само по себе это - не ошибка.
    Но если автор считает приведенные им данные доказательством наличия либо отсутствия некоторого эффекта (то есть подразумевает возможность статистического сравнения), то можно говорить о скрытых мнимых повторностях.
    Скрытые мнимые повторности

  • Это полезно запомнить:Около половины экспериментальных экологических статей,...

    90 слайд

    Это полезно запомнить:
    Около половины экспериментальных экологических статей, опубликованных в русских академических журналах в 1998-2001 годах, были основаны на мнимых повторностях.
    Причина такого состояния дел – недостаточная статистическая грамотность российских биологов (как авторов публикаций, так и рецензентов).
    Особенно прискорбно «создание» мнимых повторностей при некорректном анализе хорошо спланированного эксперимента, вызванное отсутствием базовых знаний по статистике.

  • Сам по себе эксперимент без повторностей имеет право на существование. 
Накоп...

    91 слайд

    Сам по себе эксперимент без повторностей имеет право на существование.
    Накопленный опыт доказывает, что эксперименты без повторностей дают существенно меньше информации, чем эксперименты с независимыми повторностями, а результаты подобных экспериментов гораздо труднее интерпретировать и опубликовать.
    Корректный статистический анализ данных, позволяющий избежать проблемы мнимых повторностей, жизненно важен для публикации результатов в международных журналах с высоким импакт-фактором.
    Это полезно запомнить:

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 638
    • PPTX 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Ирина Леонидовна
    Федотова Ирина Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80755
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов