Инфоурок Литература ПрезентацииЛевицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

Скачать материал
Скачать материал "Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

    1 слайд

    Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

  • Выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты,...

    2 слайд

    Выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты, в которых запечатлел облик многих своих современников. История России в лицах — так можно коротко сказать о творческом наследии Д. Г. Левицкого, живописца редкого дара, чья кисть отразила на полотнах эпоху XVIII века. Цари и царедворцы, философы и светские львы, холодные красавицы и писатели, промышленники и дипломаты, аристократы и купцы, чиновники и военные, родители и дети — их портреты говорят о прошлом гораздо значимей любых слов. Сотни лиц умных и глупых, злых и добрых, чувственных и холодных, лица так называемого галантного века. Что ни лицо — характер! Что ни лицо — биография!

    Родился он на Украине в семье священника, который вместе с тем был известным гравером. Учился он в Петербурге у А.П.Антропова с 1758 по 1762 год и в его команде занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II.
    В 1770 году на большой академической выставке зрители увидели несколько портретов работы Левицкого, принесших ему известность и признание. Его избирают академиком, а затем он 17 лет возглавляет портретный класс Академии художеств.

  • Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до кам...

    3 слайд

    Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга. Он становится признанным мастером парадного портрета. Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

    По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.
    Так называемые «Смолянки» («Смольнянки») — цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт), выполненный Дмитрием Левицким в 1772—76 годах.

  • В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в де...

    4 слайд

    В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера, а не просто запечатлевая модель, позирующую в неподвижности. Этому помогла специфика заказа: портреты должны были утвердить и восславить результаты „разумного воспитания“, полученного девицами в институте, а главное — его „мудрую основательницу“, „мать отечества“, „неустанно пекущуюся о благе своих поданных“.

    Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. А увеселения, сопровождавшие церемонии, балы, маскарады, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов „благородных девиц“, показанных в то время, когда они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения».

    Реалистическая тенденция, пронизывающая весь цикл „Смолянок“, как бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу Левицкого в ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. А по силе художественного выражения и по уровню мастерства „Смолянки“
    принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи.

  • Александра ЛевшинаДевушка изображена в танцевальной позе, она представлена в...

    5 слайд

    Александра Левшина
    Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

  • Феодосия Ржевская и
 Настасья ДавыдоваРжевская (справа) изображена в голубом...

    6 слайд

    Феодосия Ржевская и
    Настасья Давыдова
    Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц

    Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.

    Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.

  • Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская Девочки разыгрывают сцену из комическ...

    7 слайд

    Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская
    Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».

    Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.

    «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.

  • Екатерина НелидоваПоза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одно...

    8 слайд

    Екатерина Нелидова
    Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.

    Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм. Сиреневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами - один из тех нарядов, в которых она выступала в придворных балетах.

    Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа»

  • Павел I был очарован изяществом и живостью Нелидовой.
 Oна была искренне прив...

    9 слайд

    Павел I был очарован изяществом и живостью Нелидовой.
    Oна была искренне привязана к нему и, хотя их отношения никогда не были близкими, могла влиять на Павла I и предотвращать его неблагоразумные решения и истерики.
    Обладая значительным умом и живым, веселым характером, она скоро стала другом и доверенным лицом как великого князя, так и великой княгини.
    Екатерина Нелидова

  • Наталья БорщоваИзображена танцующей на фоне театральной декорации, что позвол...

    10 слайд

    Наталья Борщова
    Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца.

    Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка).

  • Екатерина МолчановаМолчанова изображена в белом шелковом платье, установленно...

    11 слайд

    Екатерина Молчанова
    Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц.

    Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок.

    В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

  • Глафира АлымоваОдна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым ин...

    12 слайд

    Глафира Алымова
    Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки.
    Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса).
    Подол юбки украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу.
    Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти князя Бецкого.

  • Екатерина II — законодательница в храме богини правосудияЭто произведение Лев...

    13 слайд

    Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия
    Это произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла.
    В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II.
    Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века.

    Это аллегорический портрет: образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов.
    В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

  • Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета в строгое...

    14 слайд

    Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).

    Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона — афинского законодателя. Имперский орел восседает на фолиантах законов, а в раскрывающемся позади царицы море виден русский флот под Андреевским флагом с жезлом Меркурия, знаком защищенной торговли, то есть мира и процветания.


    Этот портрет, программа которого принадлежит Николаю Львову, а заказ — Александру Безбородко, был, вероятно, первым произведением русской живописи, которое оказалось общественным событием. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Тогда же Ипполит Богданович напечатал станс к художнику, на который Левицкий ответил в журнале, развернув идеологическую программу портрета, — первый случай прямого обращения русского живописца к публике. Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п.) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества.

  • Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму...

    15 слайд

    Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.
    Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.

    Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели.

    Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
    Портрет Урсулы Мнишек

  • Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете...

    16 слайд

    Весьма знаменательно, что в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.

    Кокоринов стоит у отделанного бронзой, темного лакированного бюро, на котором лежат чертежи здания Академии художеств, книги, бумаги. На нем светло-коричневый, густо шитый золотым позументом мундир, поверх него - шелковый кафтан, опущенный легким коричневым мехом.

    Крупная фигура, крупное лицо - энергия и сила лишь угадываются, а жест руки в сторону чертежей на столе и выражение глаз выказывают затаенную усталость или грусть.

    И парадный портрет с выработанными приемами и необходимыми аксессуарами выявляет личность во всей ее жизненной непосредственности.


  • "Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола н...

    17 слайд

    "Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Он стоит у стола на террасе, опершись локтем левой руки о лейку; у основания колонн, за которыми виден вдали Воспитательный дом, горшки с растениями, - их-то хозяин, видимо, поливал, выйдя утром, одетый, но в халате и ночном колпаке. Атласная одежда, алая и серебристая, сверкает. Движение руки Демидова так же величественно, как у полководца, который показывает на поле боя.

    Это уже не купец, а промышленник новой формации, основавший на свои средства в здании Воспитательного дома коммерческое училище.

  • "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины I...

    18 слайд

    "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах.
    Мыслитель скептически относился к собственным портретам, полагая, что его лицо мистифицирует портретистов благодаря своей изменчивости. Однако картина Левицкого произвела на него благоприятное впечатление, он увез ее с собой на родину.

    Левицкий чутко уловил переменчивость этого неординарного обличья. Он написал лицо интеллектуала крупным планом, без приукрашивания слабостей и несовершенств. Заметны отеки под глазами, двойной подбородок, залысины. Внимания зрителей ничто не отвлекает, философ сидит в спокойной позе на темном фоне и выглядит на портрете по-будничному.

    Левицкий изобразил его попросту, без церемоний, в домашнем атласном халате, в расстегнутой белой рубахе, без непременного в те годы парика. За совершенно простой внешностью Дидро скрывается глубокий ум и серьезный характер.
    Левицкому удалось уловить и передать главное в характере и внешности великого мыслителя. На портрете воспроизведено почтение живописца к личности великого французского просветителя.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.06.2020 221
    • PPTX 5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кнац Аксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кнац Аксана Викторовна
    Кнац Аксана Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66035
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и практика художественного слова в сценической речи

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика лечебной физической культуры

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 80 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 496 человек

Курс повышения квалификации

Менеджмент и маркетинг образовательного учреждения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 203 человека

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 163 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 96 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе