Инфоурок Математика ПрезентацииМетр и смысл Семантический ореол метра

Метр и смысл Семантический ореол метра

Скачать материал
Скачать материал "Метр и смысл Семантический ореол метра"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Метр и смыслСемантический ореол метра

    1 слайд

    Метр и смысл
    Семантический ореол метра

  • Органическая или историческая связь?«У каждого метра есть своя душа, свои осо...

    2 слайд

    Органическая или историческая связь?
    «У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб, как бы спускающийся по ступеням (ударяемый слог по тону ниже неударяемого), свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область — пение. Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героинь. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движенье, напряженье нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно-легкого и мудрого бытия. Различные размеры этих метров тоже разнятся по их свойствам: так, четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д. Поэты нередко борются с этими свойствами формы, требуют от них иных возможностей и подчас успевают в этом. Однако такая борьба никогда не проходит даром для образа…» (Н. Гумилёв, 1919)

  • Органическая или историческая связь?«В исторической практике ... Размеры эти...

    3 слайд

    Органическая или историческая связь?
    «В исторической практике ... Размеры эти привыкли сосуществовать с разными жанрами и темами; избрать размер – уже значит подсказать читателю целую сеть смысловых ассоциаций, тянущихся за ним. Одни из них крепче, другие слабее, но все они значимы и для писателя и для читателя». (М. Л. Гаспаров)

  • Историческая!Это — обычная форма функционирования механизма историко-культурн...

    4 слайд

    Историческая!
    Это — обычная форма функционирования механизма историко-культурной преемственности. Мы часто употребляем метафорические выражения «память слова», «память жанра» и пр. — с таким же правом мы можем говорить и о «памяти метра», которая тоже есть частица «памяти культуры».

    Память метра = семантический ореол метра (СО)

  • 4-ст. хорей с окончаниями ДМДМОколо 1820 г. размер открыт Жуковским для жанра...

    5 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями ДМДМ
    Около 1820 г. размер открыт Жуковским для жанра баллады (первая дактилическая рифма)

    Ах! почто за меч воинственный
    Я мой посох отдала
    И тобою, дуб таинственный,
    Очарована была?
    Шиллер «Орлеанская дева»

    СО: контраст светлого прошлого и горького настоящего – элегическая традиция

  • 4-ст. хорей с окончаниями ДМДМ1850-1860-е – семантическая революция: «Коробей...

    6 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями ДМДМ
    1850-1860-е – семантическая революция: «Коробейники» Некрасова

    Ой, полна, полна коробушка,
    Есть и ситцы и парча.
    Пожалей, моя зазнобушка,
    Молодецкого плеча!
    Некрасов «Коробейники»

    СО: крестьянский быт


  • 4-ст. хорей с окончаниями ДМДМСО: юмористическая поэзия середины XIX века

Ча...

    7 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями ДМДМ
    СО: юмористическая поэзия середины XIX века

    Частию по глупой честности,
    Частию по простоте,
    Пропадаю в неизвестности,
    Пресмыкаюсь в нищете.
    Некрасов «Филантроп»

  • 4-ст. ямб с окончаниями ДМДМ1898-1904 – Бальмонт заново открывает размер и пи...

    8 слайд

    4-ст. ямб с окончаниями ДМДМ
    1898-1904 – Бальмонт заново открывает размер и пишет им 10 стихотворений, Брюсов делает его своей «фирменной маркой», Блок в 1906 г. пишет им «Незнакомку». Судьба размера в Серебряном веке: переориентировка с Брюсова и его эпигонов на Блока благодаря Цветаевой и Пастернаку.

  • О, эти встречи мимолетные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчетные,...

    9 слайд


    О, эти встречи мимолетные
    На гулких улицах столиц!
    О, эти взоры безотчетные,
    Беседа беглая ресниц!

    На зыби яростной мгновенного
    Мы двое - у одной черт;
    Безмолвный крик желанья пленного:
    "Ты кто, скажи?" Ответ: "Кто ты?«
    Брюсов «Встреча»

    СО (Брюсов): декларативность, патетичность, «загадочно-урбанистическая тема»

  • 4-ст. ямб с окончаниями ДМДМИ каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это тольк...

    10 слайд

    4-ст. ямб с окончаниями ДМДМ
    И каждый вечер, в час назначенный,
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.

    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок «Незнакомка»

    СО (Блок): мотивы движения, любви, внешнего прохождения vs. внутреннего прозрения

  • 3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМИстоки: песенная традиция конца XVIII-нач. XIX...

    11 слайд

    3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Истоки: песенная традиция конца XVIII-нач. XIX вв. 1) любовная 2) сатирическая 3) предромантическая (уже на этой ступени подготовлена почва для «Горных вершин» Лермонтова)

    Розы расцветают,
    Сердце, отдохни; СО: смерть, вечер,
    Скоро засияют родина, детство,
    Благодатны дни, путь, «отдохни»
    Все с зимой ненастной
    Грустное пройдет;
    Сердце будет ясно;
    Розою прекрасной
    Счастье расцветет.
    Жуковский «Песня» (1815)

  • 3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ1840 – «Горные вершины» Лермонтова

Горные верш...

    12 слайд

    3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    1840 – «Горные вершины» Лермонтова

    Горные вершины
    Спят во тьме ночной;
    Тихие долины
    Полны свежей мглой;
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы...
    Подожди немного,
    Отдохнёшь и ты.

    СО: природа, путь, отдых=смерть

  • 3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМКристаллизации лермонтовских мотивов:
Природа (...

    13 слайд

    3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Кристаллизации лермонтовских мотивов:
    Природа (Фет)
    Быт (Огарёв)
    Путь, смерть, Бог (модернизм)

    Чудная картина, Небо в час дозора Полночью глубокой
    Как ты мне родна: Обходя, луна Затуманен путь
    Белая равнина, Светит сквозь узора В простоте далёкой
    Полная луна. Мёрзлого окна. Негде отдохнуть
    Фет «Чудная картина» Огарёв «Изба» Д. Бурлюк (1913)
    (1842) (1842)

  • 3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМПереосмысления семантического ореола модерниста...

    14 слайд

    3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Переосмысления семантического ореола модернистами:
    Смерть преодоление смерти (подхвачено советской поэзией), воскресение
    Быт бунт, преодоление быта

    Мраком мир не связан
    После ночи – свет.
    Кто миропомазан,
    Доли лучшей нет.
    Брюсов «Гимн» (1902)

  • 3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМТоржественная напряжённость модернизма постепен...

    15 слайд

    3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Торжественная напряжённость модернизма постепенно сменилась «расслаблением» и простотой, размер вернулся к песне, с которой начинался.

    Я, кузнец Вавила,
    Кличка Железня,
    Рудовая сила
    В жилах у меня!
    Н. Клюев (1926)


    СО: простая лирическая/эпическая песня с народной тематикой

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-МНерифмованный – анакреонтика, исток – греческий...

    16 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-М
    Нерифмованный – анакреонтика, исток – греческий «ямбический диметр усечённый».

    Завидны мне те розы,
    Которы ты срываешь.
    К чему тебе уборы:
    Прекрасней быть не можешь.
    Сумароков (1755)

    СО: лёгкая поэзия с античными ассоциациями и без них

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-МРифмованный Я3жм – СО: песня, романс, затем – ш...

    17 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-М
    Рифмованный Я3жм – СО: песня, романс, затем – шуточная/простая/детская/уличная поэзия

    Ночною темнотою Живёт моя зазноба
    Покрылись небеса, В высоком терему;
    Все люди для покою В высокий этот терем
    Сомкнули уж глаза. Нет ходу никому.
    Внезапно постучался С. Рыскин (1882)
    У двери Купидон,
    Приятной перервался
    В начале самом сон.
    Ломоносов (1747)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-МЯ3ж-м с вольной рифмовкой – CO: дружеские посла...

    18 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-М
    Я3ж-м с вольной рифмовкой – CO: дружеские послания. Традиция восходит к «Нравоучительным одам» Хераскова (1769), в 1810-х годах этого жанра не миновал почти ни один поэт. В «арзамасском» кругу эту форму ввёл Жуковский, а популярность ей обеспечил Батюшков.

    Товарищи любезны!
    Не сетуйте о нас,
    К чему рыданья слезны,
    Наемных ликов глас?
    К чему сии куренья
    И колокола вой,
    И томны псалмопенья
    Над хладною доской?
    К. Батюшков «Мои пенаты. Послание к Жуковскому и Вяземскому» (1811)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-МРазмер балладный, но не сразу: слишком сильна в...

    19 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ/Ж-М
    Размер балладный, но не сразу: слишком сильна в начале века не «немецкая», а «французская традиция». К середине XIXв. СО: баллада:
    Без отдыха пирует с дружиной удалой
    Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
    ...
    И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
    Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.
    ...
    «Умри же, дерзновенный!»— царь вскрикнул, разъярясь,
    И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
    А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин»


    В разведку шёл мальчишка
    Четырнадцати лет.
    Вернись, когда боишься,-
    Сестра сказала вслед.
    ...
    Ей не расскажет ветер,
    Что заметал мой след,
    Как умирал мальчишка
    Четырнадцати лет.
    Н. Рыленков
    (1943)
    А в штабе сам начальник
    Скосил сердито глаз.
    Что, партизан? Повесить!
    Я отдаю приказ!
    ...

  • 3-ст. ямб с окончаниями ДИстоки в народной лирике, первые имитации в 1800-183...

    20 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями Д
    Истоки в народной лирике, первые имитации в 1800-1830е. После «Кому на Руси жить хорошо» (1877) вытесняется 3-ст. ямбом с окончаниями Д-М.
    Весною степь зеленая
    Цветами вся разубрана,
    Вся птичками летучими —
    Певучими полным-полна;
    Поют они и день и ночь.
    То песенки чудесные!
    Их слушает красавица
    И смысла в них не ведает,
    В душе своей не чувствует,
    Что песни те волшебные
    А.В.Кольцов «Поры любви»
    СО: народный стих

  • Из комической драмы в комическую лирику, характерны припевы и монологи от 1го...

    21 слайд

    Из комической драмы в комическую лирику, характерны припевы и монологи от 1го лица.
    «На мгновенье почудилось, что будто слышны были некогда, под южными звездами, в кафешантане, какие-то малопонятные, но разудалые слова этого марша: 

    Его превосходительство 
    Любил домашних птиц 
    И брал под покровительство 
    Хорошеньких девиц!!!

    А может быть, не было никаких этих слов, а были другие на эту же музыку, какие-то неприличные крайне. Важно не это, а важно то, что в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского».

    М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Гл. 12
    3-ст. ямб с окончаниями ДМ
    СО: комический стих

  • 3-ст. ямб с окончаниями ДМ1839 – «В минуту жизни трудную» Лермонтова 

 В мин...

    22 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ДМ
    1839 – «В минуту жизни трудную» Лермонтова

    В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.

    СО: патетический стих, мотивы «минуты трудной» и «молитвы чудной»
    Жил Александр Герцевич,
    Еврейский музыкант, — 
    Он Шуберта наверчивал,
    Как чистый бриллиант.
    О. Мандельштам (1931)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ДМ1841 – «Свиданье» Лермонтова 
СО: лирический стих,...

    23 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ДМ
    1841 – «Свиданье» Лермонтова

    СО: лирический стих, весна, свидание, измена и месть
    Уж за горой дремучею
    ‎Погас вечерний луч,
    Едва струей гремучею
    ‎Сверкает жаркий ключ
    ...
    Лежу один и думаю:
    ‎«Ужели не во сне
    Свиданье в ночь угрюмую
    ‎Назначила ты мне?»
    ...
    Твоя измена чёрная
    ‎Понятна мне, змея!
    ...
    Возьму винтовку длинную,
    ‎Пойду я из ворот...
    Дождусь ли той истории,
    Когда придёт весна
    И молодой цикории
    Засветит желтизна!

    Уже любовной жаждою
    Вся грудь моя горит,
    И вспрыгнуть щепка каждая
    На щепку норовит.
    А.К.Толстой «Весенние чувства необузданного древнего»(1859)
    Однажды в ночь осеннюю,
    Пройдя пустынный двор,
    Я на крутую лестницу
    Вскарабкался, как вор.
    ...
    Я дрогнул и весь замер я,
    Дыханье затая...
    - Так вот ты как, - изменница!
    Лукавая змея!
    Я. П. Полонский «У двери»(1888)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМПоявляется в серебряном веке как переосмыслени...

    24 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМ
    Появляется в серебряном веке как переосмысление былых ореолов, традиции «опустились в низовую словесность»
    В. Ф. Ходасевичу

    Всё спит в молчанье гулком.
    За фонарем фонарь
    Над Мёртвым переулком
    Колеблет свой янтарь.
    ...
    Трясутся папильотки,
    Колышется браслет
    Напудренной красотки
    Семидесяти лет.

    Андрей Белый
    «Старинный дом»(1908)
    Висел он, не качаясь,
    На узком ремешке.
    Свалившаяся шляпа
    Чернела на песке.
    В ладонь впивались ногти
    На стиснутой руке.

    А солнце восходило,
    Стремя к полудню бег,
    И перед этим солнцем,
    Не опуская век,
    Был высоко приподнят
    На воздух человек.
    В.Ф.Хоасевич
    «В Петровском парке» (1916)
    Под равнодушный шепот
    Старушечьей тоски
    Ты будешь дома штопать
    Дешевые носки.
    ...
    Постылые иголки,
    А за стеной зовут,
    Хохочут комсомолки,
    Хохочут и живут.
    Б.П.Корнилов (1927)

    СО: быт, пережитки, мрачность и упадок

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМАктивно используется со стихотворения Блока (1...

    25 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМ
    Активно используется со стихотворения Блока (1907), в советской поэзии один из ведущих песенных размеров:
    СО: песня (с окончаниями ЖМ – часто «песня о боевом прошлом, песня о песнях»)
    Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
    И на Тенистой улице я постою в тени
    Вишневые, Грушевые,
    Зеленые, Прохладные -
    Как будто в детство давнее ведут меня они
    Шаферан И. «На улице Каштановой» (1983)
    Гармоника, гармоника!
    Эй, пой, визжи и жги!
    Эй, желтенькие лютики,
    Весенние цветки!

    Там с посвистом да с присвистом
    Гуляют до зари,
    Кусточки тихим шелестом
    Кивают мне: смотри.
    Блок (1907)
    Меж нами юный Уткин,
    Багрицкий молодой —
    романтики сторонник,седая голова...
    Обсела подоконник безусая братва.
    Внизу Черкасский Малый,
    Никольская у ног.
    Мы все провинциалы,
    но дайте песням срок.
    Ушаков Н. Н. «В газетном комбинате»(1960)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМСО: гимн. Условно делится на «путевой» (ЖМ) и...

    26 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМ
    СО: гимн. Условно делится на «путевой» (ЖМ) и «боевой» (ДМ).
    «Путевой» развивается в начале серебряного века, через Клюева переходит Есенину: мотивы «странничества» и «апостольства». Истоки «боевого» - баллада Ю. Мозена. Ок. 1900 на её мотив появляется польская «Рабочая песня». На её основе – «Гимн великой Красной армии» Клюева.
    Так жалки, так убоги!
    Безжалостен и строг!
    Измять босые ноги
    Безмерностью дорог.

    Твои ли, наши ль муки,
    О, как нам разгадать!
    Корой мозольной руки
    Зачем-то заковать.

    Невинная стихия!
    Тебя ль к Суду привлечь?
    Вложить в уста людские
    Такую злую речь.
    Ф. Сологуб(1906)
    Костра степного взвивы,
    Мерцанье высоты,
    Бурьяны, даль и нивы -
    Россия - это ты!

    На мне бойца кольчуга,
    И, подвигом горя,
    В туман ночного луга
    Несу светильник я.

    Вас, люди, звери, гады,
    Коснется ль вещий крик:
    Огонь моей лампады -
    Бессмертия родник!
    Н. А. Клюев (1910)
    О пашни, пашни, пашни,
    Коломенская грусть,
    На сердце день вчерашний,
    А в сердце светит Русь.

    Как птицы, свищут версты
    Из-под копыт коня.
    И брызжет солнце горстью
    Свой дождик на меня.

    О край разливов грозных
    И тихих вешних сил,
    Здесь по заре и звездам
    Я школу проходил.

    И мыслил и читал я
    По библии ветров,
    И пас со мной Исайя
    Моих златых коров.

    С. А. Есенин (1917-1918)

  • Zu Mantua in Banden
der Treue Hofer war,
zu Mantua zum Tode
führt ihn der Fei...

    27 слайд

    Zu Mantua in Banden
    der Treue Hofer war,
    zu Mantua zum Tode
    führt ihn der Feinde Schar. (1831)
    Вперед, заре навстречу,
    Товарищи в борьбе!
    Штыками и картечью
    Проложим путь себе!
    Переложение немецкой
    революционной песни на
    русский А. Безыменского (1918)
    Мы — красные солдаты.
    Священные штыки,
    За трудовые хаты
    Сомкнулися в полки.
    От Ладоги до Волги
    Взывает львиный гром...
    Товарищи, недолго
    Нам мериться с врагом!
    Мир хижинам, война дворцам,
    Цветы побед и честь борцам!
    Н.А.Клюев (1910)
    Гимн Великой Красной армии (1919)

    Вставай, мечта законная,
    Я больше не могу,
    Лети навстречу, конная,
    Проклятому врагу!
    Б.П.Корнилов (1933)
    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой.
    В. Лебедев-Кумач (1941)

  • Не спи, не спи, работай, 
Не прерывай труда, 
Не спи, борись с дремотой, 
Как...

    28 слайд

    Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда,
    Не спи, борись с дремотой,
    Как летчик, как звезда.

    Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты вечности заложник
    У времени в плену.
    Пастернак «Ночь»



    3-ст. ямб с окончаниями ЖМ и ДМ

    Замена в усл. гимне «мы» на «я». Появились на рубеже веков, классический образец создал в 1957 Пастернак.
    СО: «кредо»
    Неколебимой истине
    Не верю я давно,
    И все моря, все пристани
    Люблю, люблю равно.

    Хочу, чтоб всюду плавала
    Свободная ладья,
    И Господа и Дьявола
    Хочу прославить я.
    В.Я.Брюсов «3. Н. Гиппиус» (1901)

  • 3-ст. ямб с окончаниями ММ«Если 3-ст ямб МЖ – разрозненные картины, ММ – разр...

    29 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями ММ
    «Если 3-ст ямб МЖ – разрозненные картины, ММ – разрозненные чувства». Ранние примеры случайны, намеренно возникает у Якубовича (1876),затем, как ощущение катастрофы, у Бальмонта в Русско-Японскую войну(1904):
    СО: трагическая лирика, разорванность мира
    Все, все простить бы вам
    Без злобы я готов! —
    Что осквернили храм
    Моих вы дум и снов,
    Ворвались в час ночной
    В святой тайник его,
    Нечистою рукой
    Касаясь до всего.
    ...
    Но не прощу я вам —
    Нет, палачи мои! —
    Что вы ворвались в храм
    И тишь моей любви...
    История людей —
    История войны,
    Разнузданность страстей
    В театре Сатаны.

    Страна теснит страну,
    И взгляд встречает взгляд.
    За краткую весну
    Несчётный ряд расплат.

    О, как же я хочу,
    Не чуемый никем,
    Лететь вослед лучу,
    Где нет меня совсем.

    А ты в кругу лучись —
    Другого счастья нет —
    И у звезды учись
    Тому, что значит свет.

    Он только тем и луч,
    Он только тем и свет,
    Что шопотом могуч
    И лепетом согрет.

    И я тебе хочу
    Сказать, что я шепчу,
    Что шопотом лучу
    Тебя, дитя, вручу...
    О.Э.Мандельштам
    (1937)

  • 3-ст. ямб с окончаниями МЖПереход от традиционных разновидностей 3-ст. ямба (...

    30 слайд

    3-ст. ямб с окончаниями МЖ
    Переход от традиционных разновидностей 3-ст. ямба (ЖМ, ДМ) к МЖ и ММ уничтожает плавность стиха, «отрывистость интонации» порождает быструю сменяемость «кадра», мелькание образов. Впервые у Жуковского («Старый рыцарь» (1832), в XIXв. встречается нерегулярно, «возрождается через 100 лет, в «Стихах о Кахетии» Тихонова (1935).
    СО: импрессионистическая лирика
    Он был весной своей
    В земле обетованной,
    И много славных дней
    Провел в тревоге бранной.

    Там ветку от святой
    Оливы оторвал он;
    На шлем железный свой
    Ту ветку навязал он.

    С неверным он врагом,
    Нося ту ветку, бился,
    И с нею в отчий дом
    Прославлен возвратился.
    Жуковский «Старый рыцарь»
    Я с башенных высот
    Старейшего Сигнаха
    Гляжу: идет народ
    Не пьяного размаха.
    Где скат полей не крут,
    Проворны хлопководы,
    И техники бредут,
    Что опекают воды.
    И в малярийный хрип
    Надалазанской чащи,
    Где быт в болото влип,
    Приносят хины ящик.
    Тихонов «Стихи о Кахетии»

  • 3-ст. амфибрахий1822 – перевод Дельвига из Коцебу:
 
  Ничто не бессмертно, н...

    31 слайд

    3-ст. амфибрахий
    1822 – перевод Дельвига из Коцебу:

    Ничто не бессмертно, не прочно
    Под вечно изменной луной,
    И все расцветает и вянет,
    Рожденное бедной землёй.
    ...
    Теперь мы доверчиво, дружно
    И тесно за чашей сидим.
    О дружба, да вечно пылаем
    Огнем мы бессмертным твоим!

    СО: заздравная песня

    Я пью за военные астры,
    за все, чем корили меня,
    За барскую шубу, за астму,
    за желчь петербургского дня.
    О. Э. Мандельштам
    (1931)

  • 3-ст. амфибрахийВо главе балладной традиции – четыре стихотворения: «Ночной с...

    32 слайд

    3-ст. амфибрахий
    Во главе балладной традиции – четыре стихотворения: «Ночной смотр» Цедлица – Жуковского (1836), «Воздушный корабль» Цедлица-Лермонтова (1840), «Тамара» Лермонтова (1841), «Гренадёры» Гейне-Михайлова (1846). Затем баллада переходит в песню. СО: баллада, песня (выделяются темы моря, пути, смерти).

    В двенадцать часов по ночам
    Из гроба встает барабанщик;
    И ходит он взад и вперед,
    И бьет он проворно тревогу.
    Жуковский «Ночной смотр»
    Сурово Балтийское море,
    Стою на родном берегу.
    Волна за волной на просторе
    Трясут башлыками в снегу.
    А. Прокофьев (1956)

  • 3-ст. амфибрахийЦикл «Возвращение на родину» (1827) Гейне задало «гейневский»...

    33 слайд

    3-ст. амфибрахий
    Цикл «Возвращение на родину» (1827) Гейне задало «гейневский» семантический ореол с акцентами на темы памяти (начал А. К. Толстой), сна, видения (у истоков – цикл Полонского «Сны»), быта и труда.
    Ich weiß nicht, was soll es bedeuten,
    Daß ich so traurig bin;
    Ein Mährchen aus alten Zeiten,
    Das kommt mir nicht aus dem Sinn.
    Goethe (1827)
    Мне кажется все так знакомо,
    Хоть не был я здесь никогда:
    И крыша далекого дома,
    И мальчик, и лес, и вода.
    А. К. Толстой (1840-е)
    Мне снилось, румяное солнце
    В постели меня застает,
    Кидает лучи по окошкам
    И молодость к жизни зовет.
    Я. Полонсккий (1856-1860)
    Работай, работай, работай:
    Ты будешь с уродским горбом
    За долгой и честной работой,
    За долгим и честным трудом.
    Блок (1907)
    СО: память, сон, быт, труд

  • 3-ст. амфибрахийМожно, помимо прочего, выделить две противопоставленные друг...

    34 слайд

    3-ст. амфибрахий
    Можно, помимо прочего, выделить две противопоставленные друг другу интонации: торжественная (освоена в 1930-х) – здесь значимы темы дороги, марша, также – программные стихи о поэзии – и интонация романтическая (освоение рубеж XIX и XX вв.), довольно размытая семантически.
    Да здравствует наша держава,
    Отчизна великих идей,
    Страна всенародного права
    На радость и счастье людей!
    А. Шилов, песня (1939)

    Ты должен быть гордым, как знамя;
    Ты должен быть острым, как меч;
    Как Данту, подземное пламя
    Должно тебе щеки обжечь.
    Брюсов «Поэту» (1907)
    Смотри! Обернись! Ведь не поздно.
    Я не угрожаю, но - жаль...
    И небо не будет звездно,
    и ветви остынут дрожа.
    Н. Асеев «Остыванье» (1935)
    СО: торжественная и романтическая интонации

  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМИсточник – 1)лёгкие французские песни 2) неме...

    35 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Источник – 1)лёгкие французские песни 2) немецкий стих 3) украинский силлабический «коломыйковый» стих ([4+4]+6 слогов). Первое (незамеченное) появление – «Казак» Пушкина (1814), перелом в судьбе размера – 1840-1841 гг., когда появились:
    «Казачья колыбельная песня» Лермонтова (1840) – отсюда СO колыбельной
    «Деревенский сторож» Огарёва (1840) – отсюда бытовая традиция
    «Серенада» Огарёва (1840) – отсюда CO серенады
    «Спор» Лермонтова (1841) – отсюда балладная традиция, правда, довольно скудная

  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМТрадиция колыбельной обычно сознательно отсыл...

    36 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Традиция колыбельной обычно сознательно отсылает к лермонтовскому образцу, отсюда мотив сна, в т.ч. контраст пассивного «сна» в настоящем и радостно-деятельного будущего.







    СО: колыбельная, сон
    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою.
    Стану сказывать я сказки,
    Песенку спою;
    Ты ж дремли, закрывши глазки,
    Баюшки-баю.
    Лермонтов «Казачья
    колыбельная песня»
    Спи, дитя! В стране изгнанья
    Ты - ей сын родной;
    Все ее мечты, желанья
    Пусть растут с тобой.
    Омулевский «Сибирская
    колыбельная песня»
    (1883)
    И пора уснуть, да жалко,
    Не хочу уснуть!
    Конь качается качалка,
    На коня б скакнуть!
    Блок «Сны» (1912)





  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМТрадиция серенады обязана своим возникновение...

    37 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Традиция серенады обязана своим возникновением музыке Шуберта на стихи Л. Рельштаба «Leise fliehen meine Lieder Nach der Heimat hin» и переводу Огарёва. В этой традиции популярен также мотив пейзажа и структурный принцип перечисления.




    СО: серенада, пейзаж
    Песнь моя летит с мольбою
    Тихо в час ночной,
    В рощу легкою стопою
    Ты приди друг мой!
    Н. Огарёв (1842)
    Шепот, робкое дыханье.
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    А. Фет (1850)

  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМБытовая традиция восходит к «Деревенскому сто...

    38 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Бытовая традиция восходит к «Деревенскому сторожу» Огарёва, впоследствии из неё логично вырастает крестьянская тема.
    Ночь темна, на небе тучи,
    Белый снег кругом,
    И разлит мороз трескучий
    В воздухе ночном.

    Вдоль по улице широкой
    Избы мужиков -
    Ходит сторож одинокой,
    Слышен скрип шагов.
    Н. Огарёв «Деревенский сторож»
    Душный воздух, дым лучины,
    Под ногами сор,
    Сор на лавках, паутины
    По углам узор.
    И. С. Никитин «Ночлег в деревне» (1857-1858)
    СО: быт, в т.ч. крестьянский

  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМПесенная семантическая традиция вырастает из...

    39 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    Песенная семантическая традиция вырастает из «песни бандуриста» из поэмы «Богдан» Е. Гребёнки, где имитируется украинский коломыйковый стих. Эта традиция очень живуча: она сохраняется вплоть до советского времени.

    Были у орла два сына.
    Вырос старший сын;
    Младший рано на чужбину
    Залетел один.
    ...
    Братья обнялись родные
    И сильны опять,
    Как великая Россия
    Да Украйна-мать!
    Е. Гребёнка «Песня бандуриста» (1841)

    Шел ли дальней стороною,
    Плыл ли морем я,
    Всюду были вы со мною,
    Верные друзья.
    М. Матусовский «Песенка верных друзей» (1954)
    СО: песня

  • 4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМУ этого размера есть ещё две семантические ок...

    40 слайд

    4-3-ст. хорей с окончаниями ЖМЖМ
    У этого размера есть ещё две семантические окраски: «свет» (мир иной, высшее блаженство, высшая красота, мотивы света и сияния), восходящая к Гёте и немецкой традиции, и «тоска» (возникла из «быта» при уменьшении описательной части и увеличении эмоциональной).
    В сне земном мы тени, тени...
    Жизнь — игра теней,
    Ряд далеких отражений
    Вечно светлых дней.
    ...
    Голос вещий не обманет.
    Верь, проходит тень, —
    Не скорби же: скоро встанет
    Новый вечный день.
    В. Соловьёв (1875)
    Вечер душен, ветер воет,
    Воет пес дворной;
    Сердце ноет, ноет, ноет,
    Словно зуб больной.

    Небосклон туманно-серый,
    Воздух так сгущен...
    Весь дыханием холеры,
    Смертью дышит он.
    Ап. Григорьев, из цикла «Борьба» (1875)
    СО:
    свет,
    тоска

  • 4-ст. дактиль с окончаниями ДДДДразмер-неудачникРазновидность размера, быстр...

    41 слайд

    4-ст. дактиль с окончаниями ДДДД
    размер-неудачник
    Разновидность размера, быстро увядшая и не породившая разнообразных СО, поэтому возьмём и стихотворения с вкраплениями М и Ж окончаний. У истоков размера – Лермонтов.
    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.
    «Тучи» (1840)
    Я, матерь божия, ныне с молитвою
    Пред твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью, иль покаянием,
    Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного;
    Но я вручить хочу деву невинную
    Теплой заступнице мира холодного.
    «Молитва» (1837)
    Да, стану в вашу веру я веровать
    Да, в Матерь Божию, да, в Богородицу
    ...
    Создай мне, Господи, грозныих ангелов
    Отрывки из «покаянных» стихов, изданных в 1837

  • До    Лермонтова   ПослеЧто затуманилась, зоренька ясная,Пала на землю росой...

    42 слайд

    До Лермонтова После
    Что затуманилась, зоренька ясная,
    Пала на землю росой!
    Что призадумалась, девица красная,
    Очи блеснули слезой!
    Александр Вельтман
    «Муромские леса»
    (1831)
    Небо полночное звезд мириадами
    Взорам бессонным блестит,
    Дивный венец его светит Плеядами,
    Альдебараном горит.
    В. Г. Бенедиктов
    «К Полярной звезде»
    (1835)

    Утро туманное, утро седое,
    Нивы печальные, снегом покрытые,
    Нехотя вспомнишь и время былое,
    Вспомнишь и лица, давно позабытые.

    Вспомнишь обильные страстные речи,
    Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
    Первые встречи, последние встречи,
    Тихого голоса звуки любимые.

    Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
    Многое вспомнишь родное далекое,
    Слушая ропот колес непрестанный,
    Глядя задумчиво в небо широкое.
    И.С.Тургенев «В дороге» (1843)

  • 4-ст. дактиль с окончаниями ДДДДСО: воспоминания (мрачные, после светлые)Выры...

    43 слайд

    4-ст. дактиль с окончаниями ДДДД
    СО: воспоминания (мрачные, после светлые)
    Вырыта заступом яма глубокая.
    Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
    Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
    Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
    Горько она, моя бедная, шла
    И, как степной огонек, замерла.
    И.С.Никитин (1860)
    Лошадь дрожит у плетня почернелого,
    Куры бездомные с холоду ежатся,
    И на остатках жилья погорелого
    Люди, как черви на трупе, копошатся...
    Н.А. Некрасов «Пожарище» (1863)
    Белые лилии, низко склоненные...
    Речи и ласки, весной опьяненные...
    ...
    Белые лебеди, низко склоненные...
    Вихря внезапного шумы зеленые...
    Теплые руки, пугливо дрожащие,
    Белое платье в саду шелестящее.
    ...
    Сердце раскрыто, молящее, нежное.
    Радость лучистая, грусть непонятная,
    Влажность весенняя, сладость невнятная,
    Запах таинственный, нежный, мучительный,
    Белые лилии... цвет упоительный... -
    В.Ленский (Абрамович)
    Источник – традиция Лермонтова-Тургенева:
    Ок. 1880 г. – поворот на тип просветлённого стихотворения о природе, душе, вечности и тайне. У истоков – «Ты мне всё» Бенедиктова.

  • 4-ст. дактиль с окончаниями ДДДДДве семантические традиции идущие от Лермонто...

    44 слайд

    4-ст. дактиль с окончаниями ДДДД
    Две семантические традиции идущие от Лермонтова и Тургенева – «молитва» и «родина». Начало первой положил Лермонтов своей «Молитвой» (1837), вторая линия началась с пародии Добролюбова (1860).
    Мы за сестру свою просим болящую:
    Смилуйся, Господи, призри скорбящую...
    Е. Ростопчина
    «Отжившая душа» (1854)
    О моя родина грозно-державная,
    Сердцу святая отчизна любимая!
    Наше отечество, Русь православная,
    Наша страна дорогая, родимая!
    Ап. Капелькин
    «Родина великая» (1860)

    СО: молитва, родина

  • 4-ст. хорей с окончаниями Ж, Мпушкинской эпохи: размер-удачник Специфика раз...

    45 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями Ж, М
    пушкинской эпохи: размер-удачник
    Специфика размера – связь с песней и духовной одой. На фоне этих ассоциаций Пушкин разрабатывал свой 4-ст. хорей. У него условно выделяются три семантических периода:
    1813-1821 гг. – лёгкая субъективная поэзия (любовь, вино, дружба, радость)
    1824-1828 гг. – переходный период: «лёгкие» стихи становятся менее условны, и местами амбивалентны, наряду с ними появляются грустные, тревожные.
    1828-1836 гг. – эпические произведения теснят лирику, стихи приобретают экзотическую национальную окраску: восточную, испанскую, шотландскую, славянскую, античную.

  • 4-ст. хорей с окончаниями Ж, Му старших поэтовК. Батюшков в своих стихотвор...

    46 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями Ж, М
    у старших поэтов

    К. Батюшков в своих стихотворениях 1806-1815 гг. не выходит за пределы традиционной эпикурейской тематики (дружба, любовь, вино, лень)
    В. Жуковский в 1801-1809 гг. придерживался эпикурейской тематики, затем (1809-1820), переходя от французской традиции к немецкой, привёл размер к более высоким темам: переводы лирики штюрмеров и Шиллера, баллады, в 1830-е увлёкся стилизациями.
    Д. Давыдов в 1804-1817 гг. произвёл семантическую реформу, скрестив «эпикурейский» 4-ст. хорей с «боевым» XVIII в. (гиперболизация «вина», вместо «любви» – боевая «дружба», вместо «лени» – «служба»).

  • 4-ст. хорей с окончаниями Ж, Му сверстников ПушкинаА. Дельвиг в своих 18 ст...

    47 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями Ж, М
    у сверстников Пушкина

    А. Дельвиг в своих 18 стихотворениях держится в рамках эпикурейской поэзии, однако в «Разговоре с гением» (1820) тема мимолётности и гибельности земных наслаждений становится главной, и лёгкая поэзия переходит в трагическую.
    Е. Баратынский тоже постепенно идёт от эпикурейства к трагизму («Наслаждайтесь: всё проходит...» 1835 г., сборник «Сумерки» 1835 г.), а затем – к традиции немецкой аллегорики и Жуковского.
    П. Вяземский начинает с утрированно пафосных комических куплетов (песенная традиция), в зрелых стихах (после 1830) появляется тоска, наслаивающаяся на первоначальную лёгкость.

  • 4-ст. хорей с окончаниями Ж, Му младших поэтовУ позднего Д. Давыдова, обрат...

    48 слайд

    4-ст. хорей с окончаниями Ж, М
    у младших поэтов

    У позднего Д. Давыдова, обратившегося к теме любви, 4-ст. хорей становится знаком скорее эмоции, бурного пафоса, чем темы («Поэтическая женщина» 1832 г., «И моя звёздочка» 1824 г.).
    А. Полежаев в ранних стихах держится эпикурейской темы, но потом вслед за Давыдовым переходит на любовно-элегичекую тематику: бурный пафос, нагнетание сниженной, чувственной, вещественной яркости.
    В. Бенедиктов, как и Давыдов, гиперболизирует тему любви: излишний пафос, салонный фон («Кудри» 1838 г.).
    Лермонтов окончательно теряет связь с лёгкой поэзией (она чувствуется лишь в отроческих стихах) – у него преобладает балладная окраска, ему удаётся уклониться от патетических интонаций Давыдова, Полежаева и Бенедиктова.


  • ГекзаметрОдин из самых отчётливо семантически окрашенных размеров, всегда рож...

    49 слайд

    Гекзаметр
    Один из самых отчётливо семантически окрашенных размеров, всегда рождает ассоциации с «чем-то античным».


    Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
    Боком одним с образцом схож и его перевод.
    Пушкин «На перевод “Илиады”» (1830)


    СО: античность


  • ГекзаметрНорма – переменность междуиктного интервала в объёме 1-2 слога. При...

    50 слайд

    Гекзаметр
    Норма – переменность междуиктного интервала в объёме 1-2 слога. При сплошных 2-сложных интервалах стих воспринимается как гекзаметр, при сплошных 1-сложных – нет.

    Гекзаметр со сплошными 1-сложными интервалами = 6-ст. хорей (однако В. Капнист назвал этот размер с дактилическим окончанием «русским гексаметром»).

    Не скликай, уныла птичка, бедных пташек,
    Не скликай ты рóдных деток понапрасну:
    Злой стрелок убил малюток для забавы,
    И гнездо твое развеяно под дубом.
    (Мерзляков)

  • ГекзаметрНорма – 6 стоп. 7 и 5 стоп входят в семантический ореол гекзаметра,...

    51 слайд

    Гекзаметр
    Норма – 6 стоп. 7 и 5 стоп входят в семантический ореол гекзаметра, 4 – уже нет.
    Красный боярышник, веточка, весть о пожаре,
    смятенье,
    гуденье набата.
    Все ты мне видишься где-то за снегом, за вьюгой,
    за пологом вьюги,
    среди снегопада.
    Ю. Левитанский
    Горними тихо летела душа небесами,
    Грустные долу она опускала ресницы;
    Слезы, в пространстве от них упадая звездами,
    Светлой и длинной вилися за ней вереницей.
    А. Толстой
    Белая ночь; небеса, словно дымка,
    Странно прозрачны и странно туманны.
    К. Льдов
    гекзаметр
    нерифмованный 4-ст. дактиль
    гекзаметр

  • ГекзаметрНорма – женское окончание. Гекзаметра с Д не бывает, гекзаметр с М в...

    52 слайд

    Гекзаметр
    Норма – женское окончание. Гекзаметра с Д не бывает, гекзаметр с М встречается. Но главное здесь – однородность окончаний. При её нарушении ощущение гекзаметра теряется.
    Входит Брингильда в чертог, дверь наотмашь раскрыв.
    Шуба соболья и волосы в снежной пыли.
    Холод за нею в широкие двери пахнул.
    В стороны с факела пламя метнулось, взвилось...
    А. Майков
    Здравия полный фиал Игея сокрыла в тумане,
    Резвый Эрот и хариты с тоскою бегут от тебя:
    Бледная тихо болезнью на ложе твое наклонилась,
    Сон сменяется стоном, моленьем друзей тишина.
    А. Дельвиг

  • ГекзаметрНорма – отсутствие рифмы. Появление рифмы разнообразит стих, вносит...

    53 слайд

    Гекзаметр
    Норма – отсутствие рифмы. Появление рифмы разнообразит стих, вносит в него строфичность, так что ощущение гекзаметра может утратиться (а может и нет – зависит от индивидуального восприятия и тематики стихотворения).
    Внук Тредьяковского Клит гексаметром басенки пишет,
    Противу ямба, хорея ужасною злобою дышит:
    Мера простая сия всё портит, по мнению Клита,
    Смысл затмевает стихов и жар охдаждает пиита...
    А. Пушкин
    Мухи, как чёрные мысли, весь день не дают мне покою:
    Жалят, жужжат и кружатся над бедной моей головою!
    Сгонишь одну со щеки, а на глаз уж уселась другая,
    Некуда спрятаться, всюду царит ненавистная стая...
    А. Апухтин

  • 5-ст. хорейРазмер создан лабораторным путём в поэзии немецкого предромантизма...

    54 слайд

    5-ст. хорей
    Размер создан лабораторным путём в поэзии немецкого предромантизма, когда поэты стали искать новые формы, не тронутые литературными условностями. В русской поэзии начало семантическому ореолу положил Лермонтов стихотворением «Выхожу один я на дорогу...» (1841).
    Выхожу один я на дорогу;
    Сквозь туман кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит.

    Пять основных мотивов: дорога, ночь, пейзаж, жизнь и смерть, любовь. Именно эти СО закрепились за 5-ст. хореем в русской поэзии.


  • 5-ст. хорей: «дорога»Редкий мотив – возможно, из-за того, что поэты боялись в...

    55 слайд

    5-ст. хорей: «дорога»
    Редкий мотив – возможно, из-за того, что поэты боялись впасть в эпигонство. Чаще, чем лермонтовский «человеческий жизненный путь», появляется «путь человеческого общества» – здесь источник – “Der Antritt des neuen Jahrhunderts” Шиллера, переведённое Курочкиным.

    Дай мне руку, и пойдем мы в поле,
    Друг души задумчивой моей...
    Наша жизнь сегодня в нашей воле,
    Дорожишь ты жизнию своей?
    И. Тургенев (1842)
    Где приют для мира уготован?
    Где найдёт свободу человек?
    Старый век грозой ознаменован,
    И в крови родился новый век.
    В. Курочкин «Начало нового века»
    (1870) (Шиллер)

  • 5-ст. хорей: «ночь»Мотив выступает в двух сочетаниях: «Ночь и дума», «Ночь и...

    56 слайд

    5-ст. хорей: «ночь»
    Мотив выступает в двух сочетаниях: «Ночь и дума», «Ночь и любовь». Источник первого – «Лунная ночь» А. Майкова (1842 – до публикации Лермонтова!), второго – «Последний разовор» Я. Полонского (1845), «Фантазия» (1845) и «Что за ночь!..» (1854) Фета.
    Вот пора святая, безмятежная!
    Взор, блуждая, тонет в небесах...
    Эта глубь лазурная, безбрежная,
    Говорит о лучших берегах.
    Что же там, за гранию конечного?
    Что вдали сиянье звезд златых?
    То не окна ль храма вековечного?
    То не очи ль ангелов святых?
    А. Майков «Лунная ночь»
    Соловей поет в затишье сада;
    Огоньки потухли за прудом;
    Ночь тиха.- Ты, может быть, не рада,
    Что с тобой остался я вдвоем?
    Я. Полонский «Последний
    разговор»

  • 5-ст. хорей: «любовь»— Не живи такъ быстро, такъ мятежно!
Посмотри — еще весн...

    57 слайд

    5-ст. хорей: «любовь»
    — Не живи такъ быстро, такъ мятежно!
    Посмотри — еще весна круго́мъ.
    Къ сердцу радость ластится такъ нѣжно…
    Ты жь блѣднѣешь, вянешь съ каждымъ днемъ.
    Ленау/Михайлов
    «Совет и желание» (1847)
    Оградясь невинностью святою,
    Пой, играй и веселись, малютка!
    Будь цветком! Будь утренней зарею!
    Жизнь твоя покуда - смех и шутка.
    Гюго/Бенедиктов (1856)
    Ах, люби меня без размышлений,
    Без тоски, без думы роковой,
    Без упреков, без пустых сомнений!
    Что тут думать? Я твоя, ты мой!
    Майков «Fortunata» (1845)

  • 5-ст. хорей: «пейзаж»Опирается на немецкую традицию, существовавшую и до Лерм...

    58 слайд

    5-ст. хорей: «пейзаж»
    Опирается на немецкую традицию, существовавшую и до Лермонтова. Первое стихотворение – «Обвалы» Бенедиктова (1838) – пейзаж в нём не русский. Русский пейзаж выделяется в самостоятельную тему на рубеже 1840-50-х, первое стихотворение – «Курган» Фета (1847).
    Все в свету поднялись Аппенины,
    Белой пеной блещут их снега;
    Ближе Тибр по зелени равнины,-
    Мутноводный, лижет берега.
    К. Случевский «Monte Pincio»
    (1859)
    Что ж ты дремлешь? Силой чудотворной
    Возрасти темно́-кудрявый дуб!
    Сокруши о камень непокорный
    Злого плуга неотвязный зуб!..
    Фет «Курган» (1847)

  • 5-ст. хорей: «смерть»Тоже опирается на самостоятельную немецкую традицию – вп...

    59 слайд

    5-ст. хорей: «смерть»
    Тоже опирается на самостоятельную немецкую традицию – впервые в масонской песне, переведённой Ап. Григорьевым (1846). К лермонтовской традиции эта тема приходит в конце 1870-х. Переломный момент – «последние песни» Некрасова (1876-77). После них Якубович и Полонский размышляют о смерти уже по-лермонтовски.
    Тихо спи, измученный борьбою,
    И проснися в лучшем и ином...
    До свиданья, брат, о до свиданья!
    Да, за гробом, за минутой тьмы,
    Нам с тобой наступит час свиданья,
    И тебя в сияньи узрим мы!
    Ап. Григорьев (1846)
    Вам, мой дар ценившим и любившим,
    Вам, ко мне участье заявившим
    В черный год, простертый надо мной,
    Посвящаю труд последний мой!
    Н. Некрасов (1876-77)
    Я умру, а солнце над землёю
    Будет так же весело гореть.
    ...
    Отчего же сердце тихо стонет
    И о чём-то ноет тайно грудь?
    Якубович (1881)

  • 5-ст. хорей: «смерть»Для веселия
           планета наша...

    60 слайд

    5-ст. хорей: «смерть»
    Для веселия
    планета наша
    мало оборудована.
    Надо
    вырвать
    радость
    у грядущих дней.
    В этой жизни
    помереть
    не трудно.
    Сделать жизнь
    значительно трудней.
    Маяковский «Сергею Есенину»
    (1926)
    До свиданья, друг мой, до свиданья.
    Милый мой, ты у меня в груди.
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.

    До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
    Не грусти и не печаль бровей, —
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    Есенин (1925)

  • 61 слайд

  • 62 слайд

  • 63 слайд

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.08.2020 2592
    • PPTX 175.2 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сиваёва Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сиваёва Наталья Сергеевна
    Сиваёва Наталья Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89226
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 432 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 548 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 129 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов